ПАВЛИНОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1852–1897)
1888–1898 гг. – Хранитель Московской Оружейной палаты 
 

В истории Музеев Московского Кремля заметная роль принадлежит Андрею Михайловичу Павлинову (1852–1897) – талантливому зодчему и реставратору, знатоку истории русской архитектуры, который в течение восьми лет, с 9 декабря 1888 г. по 13 ноября 1897 г., исполнял должность хранителя Оружейной палаты.      

А. М. Павлинов родился 1 октября 1852 г. в семье «нерчинского окружного начальника, находящегося за штатом», а по другим данным – служащего Иркутского губернского суда Михаила Тимофеевича Павлинова и его супруги Александры Константиновны. У Андрея было четыре старших брата: Александр, Николай, Дмитрий и Константин. Двадцать первого октября 1852 г. таинство крещения младенца совершил протоирей Алексей Серегин с дьяконом Иваном Кузнецовым. А. М. Павлинов окончил иркутскую гимназию и с 1870 г. учился в Императорском Московском техническом училище Ведомства учреждений Императрицы Марии, из которого выбыл в мае 1873 г., «не окончив курса». 21 декабря он был зачислен вольнослушателем, но вскоре принят без экзамена в качестве ученика Академии по архитектуре, а уже в 1875 г. сдал экзамены экстерном за все шесть лет обучения. 29 ноября 1876 г. он был удостоен малой серебряной медали, что давало право на звание неклассного художника архитектуры и на производство построек. 22 октября 1877 г. А. М. Павлинов окончил обучение со званием классного художника 3-й степени. В следующем, 1878 г., он был удостоен звания классного художника 2-й степени.        

За время обучения в Академии зодчий не оставлял архитектурного поприща. Вслед за получением звания классного художника 2-й степени с 29 сентября 1878 г. по 3 сентября 1879 г. исполнял должность городского архитектора в г. Уфе.       

30 октября 1879 г. за представленный в Академию проект А. М. Павлинов был удостоен звания классного художника 1-й степени. Вскоре было положено начало самому плодотворному периоду в творчестве зодчего, связанному с изучением древнерусского архитектурного наследия и путешествия по России. В 1880–1881 гг. по поручению Академии художеств А. М. Павлинов совершает ряд поездок по России с целью обмера и зарисовки памятников древнерусского зодчества. В 1883 году за проект реставрации Спасского собора в Чернигове получил звание академика архитектуры. Руководил реставрацией коломенского Кремля, делал проекты реставрации соборов и церквей в Пскове, Полоцке, Владимире.   

Многолетние натурные исследования памятников архитектуры в сочетании со знакомством с современными историко-архитектурными сочинениями предоставили А. М. Павлинову богатый материал для историко-литературных трудов. Уже первые доклады на научных заседаниях и публикации в художественных журналах привлекли к его трудам внимание археологических и архитектурных обществ. В 1883 г. он становится действительным членом Санкт-Петербургского Императорского археологического общества (ИМАО), а в 1885 г. – действительным членом Императорского Московского археологического общества (ИМАО).        

В 1887 г. зодчий был избран ИМАО в качестве депутата на VII Археологический съезд в Ярославле, в трудах которого публикует одно из своих лучших сочинений – «Древности Ярославские и Ростовские».

В этот период жизнь А. М. Павлинова оказалась преимущественно связана с Москвой. Когда освободилось место хранителя Оружейной палаты после назначения Н. А. Чаева начальником репертуарной части Императорских московских театров, зодчий получил рекомендацию на это место.  Опыт А. М. Павлинова как архитектора и реставратора, его знания истории архитектуры, и особенно декоративной орнаментики, были в полной мере востребованы в Московском Кремле. Он выполнял обязанности музейного работника, реставратора, зодчего, к которому обращались при необходимости подготовки проектов реставрации и создания элементов декоративного убранства кремлевских соборов.

В период службы в Московской Оружейной палате основное внимание им было уделено реставрации и исследованию архитектурных памятников Кремля – соборов Спаса на Бору, Архангельского и Успенского, а также храма Василия Блаженного на Красной площади. Он – автор проектов реставрации, а также элементов декоративного убранства для кремлевских соборов и дворцов.            

В 1891 г. им была выполнена серия рисунков иконостаса Благовещенского собора, предназначенная для конкурса на лучшее архитектурное решение, а в 1895 г. вышла в свет статья ученого об Успенском соборе Московского Кремля, где он предложил проект реставрации храма.

Основной работой А. М. Павлинова, навсегда вписавшей его имя в ряд исследователей средневекового зодчества, является «История русской архитектуры», изданная в Москве в 1894 г., с восторгом воспринятая его современниками и не утратившая своего значения в наши дни. В этом издании была предпринята попытка написания первого и в известной мере полного для своего времени очерка развития средневекового московского зодчества.     

В 1896 г., как и многие сотрудники Московского дворцового управления, А. М. Павлинов участвовал в подготовке коронационных торжеств в Кремле, за что был удостоен ордена Св. Анны 3-й степени, Высочайше пожалованного 26 мая 1896 г.; малой серебряной медали на Андреевской ленте в память Св. коронования Государя Императора Николая II – 26 мая 1896 г.; а также серебряной медали на Александровской ленте в память царствования императора Александра III – 26 февраля 1896 г. 

13 ноября 1897 г. А. М. Павлинов, в возрасте 45 лет, скоропостижно ушел из жизни «от мочекровия», будучи в это время на службе, после возвращения из командировки в Чернигов. 15 ноября отпевание совершил протоиерей Николай Благоразумов, благочинный московских придворных соборов и церквей. Погребен А. М. Павлинов на Пятницком кладбище 26 ноября 1897 г.       

А. М. Павлинову принадлежит заметная роль в истории Музеев Московского Кремля и в культуре России последней четверти XIX в. В конце жизни он был удостоен чина надворного советника. Академик архитектуры, хранитель Оружейной палаты, действительный член Императорских археологических обществ Санкт-Петербурга и Москвы, Императорского Исторического музея, Императорской Рязанской ученой архивной комиссии, почетный член Ростовского музея, автор талантливых сочинений по истории зодчества и первого курса «Истории русской архитектуры» – это лишь неполный перечень его званий и заслуг. Ему принадлежат проекты реставрации известнейших храмов, произведений декоративного искусства для убранства московских соборов, эскизы дач и павильонов, рисунки малых форм и мемориальных сооружений.     

 

 

 

 

 
вверх