В этом разделе представлены произведения мастеров Русского Севера XVIXVII веков. Север – настоящий заповедник русской деревянной скульптуры, где иконные традиции вливаются в мощный поток народной крестьянской резьбы. Резьба по дереву была одним из древнейших и излюбленных монастырских занятий. В Музеях Кремля хранится ряд памятников, связанных с такими знаменитыми северными монастырями, как Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий. На выставке демонстрируются уникальные работы резчиков Соловецкого монастыря.

 

 

10#Икона

Икона «Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые»

Кирилло-Белозерский монастырь, первая половина – середина XVI в.; ковчег – XVIII–XIX вв. 
Рельеф.
Дерево, бархат; резьба, темпера.

Происходит из коллекции П. П. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г. 


Крест четырехконечный, с небольшими прямоугольными выемками у средокрестия и на двух верхних углах, с ковчегом. 

В средокрестии изображено Распятие с предстоящими. Фигура Христа представлена в сильном изгибе, голова склонена на правое плечо. Вверху по сторонам семиконечного креста Распятия две полуфигуры парящих плачущих ангелов. Крест утвержен на Голгофе с главой Адама в пещере. На форне Иерусалимская стена. По сторонам Распятия изображены полуфигуры предстоящих: слева Богоматерь, справа Иоанн Богослов, за ними мироносицы и Лонгин сотник с воздетой рукой. В торцах перекладины креста – апостолы Петр (слева) и Павел, в рост. У Павла в руке Евангелие. 

В возглавие креста – "Троица Ветхозаветная" с горой, древом и двухэтажными палатами на фоне. В нижней части креста фрагментарно сохранившиеся три фигуры преподобных в рост, благославляющих, со свернутыми свитками. Изображения сопровождаются гравированными и обронными надписями. 

Крест вырезан из кирпариса. Рельеф средней высоты, многоплановый. 

02#Крест поклонныйКрест поклонный "Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые"

Кирилло-Белозерский монастырь, первая половина – середина XVI в. 
Рельеф.
Дерево; резьба, темпера.

Происходит из коллекции П. И. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.  


Крест четырехконечный с прямоугольными выемками у средокрестия, с ковчегом. На верхних и нижних углах прямоугльные ступенчатые вырезы. В средокрестии размещено Распятие с предстоящими. Фигура Христа представлена в легком изгибе, с головой, склоненной на правое плечо. Вверху две полуфигуры плачущих ангелов. Крест утвержден на Голгофе, необычной двуглавой формы. По сторонам Распятия по две полуфигуры предстоящих: слева Богоматерь, справа Иоанн Богослов. Жесты их рук выражают скорбь. За ними полуфигуры жены-мироносицы (слева) и Лонгина сотника (справа). В торцах перекладины апостолы Петр (слева) и Павел в рост, обращенные к Христу. В руках у  Петра свернутый свиток, у Павла   Евангелие. В возглавии креста "Троица Ветхозаветная", с тремя полуфигурами ангелов вокруг трапезы, благословляющих условно изображенную чашу. В нижней части креста три святителя в рост с Евангелиями в руках: Афанасий и Кирилл Александрийские, с Николой в центре. Изображения сопровождаюся резными и обронными надписями. 

Крест вырезан из сосновой доски. Рельеф средней высоты, многоплановый.  

03#Распятие с предстоящими,Троица, избранные святыеКрест поклонный "Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые"

Кирилло-Белозерский монастырь, вторая половина XVI в. 
Рельеф.
Дерево; резьба, темпера.

Происходит из коллекции П. И. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.  


Крест четырехконечный с прямоугольными выемками у средокрестия, с ковчегом. На верхних и нижних углах прямоугльные ступенчатые вырезы. В средокрестии размещено Распятие с предстоящими. Фигура Христа представлена в легком изгибе, с головой, склоненной на правое плечо. Вверху две полуфигуры ангелов. Семиконечный крест утвержден на Голгофе с главой Адама в пещере. По сторонам Распятия по две полуфигуры предстоящих: слева Богоматерь с одной из жен-мироносиц, справа Иоанн Богослов и Лонгин сотник. В торцах перекладины апостолы Петр (слева) и Павел, в рост, обращенные к Христу. В левой руке апостола Петра свернутый свиток, в руках апостола Павла Евангелие.  В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная". Сидящие вокруг трапезы ангелы благословляют чашу. В нижней части креста представлены в рост преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, с Николой в центре. Изображения сопровождаются цветными надписями. 

Крест вырезан из трех кусков кипарисовой доски. Рельеф изображений средней высоты, многоплановый.  

05#Икона Икона «Чудо Георгия о Змие»

Русский Север, вторая половина XVI в.   
Горельеф.
Дерево; резьба, темпера. 

Передана из ГИМ в 1931 г. 

В левой части иконы представлен святой воин Георгий на скачущем коне. В правой руке всадника копье, направленное в голову извивающегося у ног коня крылатого змея. Левой рукой Георгий придерживает поводья. Он облачён в доспех, короткую рубаху и сапоги; за плечами развевается плащ. Святой Георгий сидит в высоком седле. Над всадником парит ангел, венчающий героя зубчатым венцом. В левом верхнем углу сегмент неба с благословляющей Божьей десницей. В правой части иконы изображен высокий дворец, в верхнем левом углу которого открытая башенка-беседка. В нишках беседки восседают полуфигуры царя и царицы. В окнах верхней части дворца также представлены свидетели чуда   пять старцев  и два юноши. В нижней части дворца стоит царевна с распущенными по плечам волосами и зубчатом венце на голове.  

Икона вырезана на одной толстой доске. Резчик в своей работе сочетает приемы горельефной, рельефной и орнаментальной резьбы.       

05#Икона Икона «Ангел-Хранитель»

Русский Север, монастырские резчики, вторая половина XVI в. 
Барельеф.
Дерево, резьба; позолота. 

Передана из ГИМ в 1931 г. 

В центре иконы представлен в рост Ангел-Хранитель. Ангел облачен в длинный далматик, тунику и длинный ниспадающий за спиной плащ. В его правой руке обнаженный изогнутый меч, в левой – шестиконечный крест. Мечом Ангел грозит убегающему бесу, изображение которого расположено в левом нижнем углу иконы. Бес представлен обнаженным, крылатым, с поднятыми вверх волосами. В его правой руке развернутый свиток с текстом, в левой веревка с петлей. В правой части иконы сидящий старец в монашеском облачении – рясе и мантии. На фоне за старцем двускатная постройка, обозначающая келью. В верхней части иконы, справа, в сегменте неба – благославляющий образ Христа. Слева обращенный к Христу летящий Ангел-Хранитель. Вся поверхность иконы и поля покрыты позолотой. Изображения сопровождаются резными обронными надписями. 

Икона вырезана на кипарисовой доске. Рельеф невысокий, многоплановый.     

07#Фрагмент креста Фрагмент креста «Избранные святые»

Спасо-Прилуцкий монастырь (?), конец XVI в. 
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, позолота. 

Передана из ГИМ в 1931 г. 

Шесть избранных святых представлены в рост, в два ряда: вверху святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, внизу преподобные Сергий Радонежский, Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский. У святителей в руках Евангелия, у преподобных – свернутые свитки. Фон гладкий, в верхней части фона – резные обронные надписи.  Вокруг изображений – гладкие рамки.

Образы святых вырезаны на одной доске твердого плотного дерева (кипарис?), в технике высокого многопланового рельефа.   

08#Икона Икона в окладе "Богоматерь Одигитрия Смоленская с Троицей и избранными святыми на полях"

Спасо-Прилуцкий монастырь (?), конец XVI в. 
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, позолота. 

Передана из ГИМ в 1931 г. 

В центре иконы – резное поясное изображение Богоматери Одигитрии в окружении резных и живописных клейм. На левой руке Богоматери Младенец, правая раскрыта перед грудью. Младенец сидит прямо, двуперстно благословляя правой рукой, в левой держит свернутый свиток. В верхней части иконы, в центре – резное клеймо "Троица Ветхозаветная" с тремя полуфигурами ангелов вокруг округлого стола-трапезы. На фоне изображены палаты, дерево и гора. Внизу в центре – резное клеймо с тремя полуфигурами преподобных Никона и Сергия Радонежских и Макария Унженского (Желтоводского). Преподобные благословляют правой рукой, в левой руке Сергий и Никон держат свернутые свитки. Справа и слева на полях по три клейма с живописными изображениями избранных святых, составляющих три пары (сверху вниз и слева направо): Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, Константин и Елена, Борис и Глеб. 

Икона, украшенная серебряным золоченым окладом, вырезана из одной доски. Рельеф многоплановый, со скругленным краем по контурам фигур.   

Иконы Иконы "Спас на престоле", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча" из деисусного чина

Русский Север, конец XVI в. 
Рельеф.
Дерево, резьба.

Деисусный чин состоит из одиннадцати фигур в рост, каждая из которых вырезана на отдельной доске. В центре – "Спас на престоле". Христос восседает на престоле с высокой округлой спинкой и двумя подушками на сиденье. Левой рукой он поддерживает поставленное на колено раскрытое Евангелие с резным текстом, правой указывает на текст. Богоматерь изображена в длинном, свободно ниспадающем мафории, открывающем лишь кисти рук. Иоанн Креститель – в позе моления с воздетой правой рукой. На нем милоть и перекинутый через правое плечо гиматий. 

Каждая икона вырезана на одной доске, за исключением "Спаса на престоле", вырезанного на двух досках.   

09#Средник складня «Распятие, Троица, избранные святые»

Средник складня «Распятие, Троица, избранные святые»

Соловецкий монастырь, начало XVII в.
Рельеф.
Дерево; резьба.

Поступил из Музея бывшего Строгановского училища в 1927.

Иконографическая программа складня содержит утверждение тринитарной идеи. Расположение центральной композиции «Распятие» непосредственно под «Троицей Новозаветной» утверждает мысль о воплощении второго лица Троицы и об участии всех трех лиц Святой Троицы в искупительной жертве. Подтверждают это и изображения предстоящих Распятию Афанасия и Кирилла Александрийских – отцов церкви, прославленных борцов с ересями, отстаивавших догматы о Божественной природе Христа и единосущности Святой Троицы. Святитель Николай, изображенный здесь как защитник городов от нашествий врагов-иноверцев, также известен своей борьбой с арианской ересью на Никейском соборе. Изображенные на иконе преподобные Зосима и Савватий могли быть представлены как подвижники, основавшие оплот христианства на далеком Севере.

Иконографическая программа складня могла быть вызвана к жизни реальной полемикой с еретиками-антитринитариями, выступления которых время от времени вспыхивали и на севере Руси.

Деталь надпрестольной сени «Херувим»Деталь надпрестольной сени (?) "Херувим"

Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. 

Рельеф. 
Дерево, левкас; резьба, столярная работа, темпера.

Херувим шестикрылый: четыре крыла скрещены попарно и обращены вверх и вниз, два боковых опущены вниз. Лик овальный, его черты проработаны в невысоком рельефе. Глаза миндалевидные, выпуклые, близко посаженные. Рот небольшой с приподнятыми уголками. Щеки, подбородок и шея мягко округлены. Рельефные круглые локоны обрамляют лик и шею. Перья с рельефной разделкой в виде продолговатых заостренных пластин, на концах слегка изогнуты. Живопись лика выполнена белилами по красному фону, глаза, брови, зрачки прорисованы черной краской. Нимб и крылья также белые. 

Изображение херувима вырезано из одного куска дерева; на конце правого верхнего крыла небольшая авторская надставка дерева. 

Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с обителью»Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с обителью»

Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в.
Горельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1899 году. Передана из ГИМ в 1931 г.

Преподобные представлены в рост: слева – Зосима, справа – Савватий, в повороте к центру, в предстоянии перед образом Богоматери «Знамение». В центре иконы, вверху – живописное изображение «Богоматери Знамение». Внизу между фигурами преподобных  рельефное изображение Соловецкой обители, переданное с топографической точностью. Иконы-пядницы с изображением преподобных Зосимы и Савватия на фоне обители или с ее изображением в руках – один из наиболее распространенных в Соловецком монастыре XVIIXVIII вв. типов «раздаточных» икон, сотнями изготовлявшихся монастырскими и иногородними мастерами, работавшими по найму. Всех их отличает документальная точность изображения монастыря.

Икона резана на одной липовой доске. Рельеф многоплановый. 

12#Икона «Богоматерь»Икона «Богоматерь»

Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в.
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Происходит из часовни Преподобного Иринарха в Соловецком монастыре. Вывезена в Москву после 1923 г.

Богоматерь представлена полуфигурно, в поворотах к центральной иконе Спаса. Правая рука Богоматери раскрыта перед грудью, в левой – белый плат, поднятый к щеке в жесте скорби. Поза и жест Богоматери соответствует типу «Не рыдай Мене Мати».

Рельеф по контуру изображения высокий, со слегка скругленным краем. Икона вырезана из толстых досок хвойного дерева. 

11#Икона «Спас Нерукотворный»Икона «Спас Нерукотворный»

Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в.
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Происходит из часовни Преподобного Иринарха в Соловецком монастыре. Вывезена в Москву после 1923 г.

В Соловецком монастыре особенным почитанием пользовался образ Спаса Нерукотворного, написанный по преданию, Елеазаром Анзерским. Представленная икона  традиционной иконографии. Волосы Спаса длинные, разделенные пробором. Нимб  рельефный, крещатый.

Рельеф по контуру изображения высокий, со слегка скругленным краем. Икона вырезана из толстых досок хвойного дерева.

Икона «Иоанн Богослов»Икона «Иоанн Богослов»

Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в.
Рельеф.
Дерево, левкас, резьба, темпера.

Происходят из часовни Преподобного Иринарха в Соловецком монастыре. Вывезена в Москву после 1923 г.

Иоанн Богослов представлен полуфигурно, в повороте к центральной иконе Спаса. Правая рука Иоанна Богослова поднята и прижата к щеке в жесте скорби, левая раскрыта перед грудью. Поза и жест святого соответствует типу «Не рыдай Мене Мати».

Рельеф по контуру изображения высокий, со слегка скругленным краем. Икона вырезана из толстых досок хвойного дерева.

15#Крест поклонныйКрест поклонный "Распятие с предстоящими, Троица, избранные святые"

Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. 
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера. 

Происходит из коллекции графа А. С. Уварова. Поступил из ГИМ в 1931 г. 

В центре четырехконечного креста изображен восьмиконечный крест с образом распятого Христа. Его голова слегка склонена влево, набедренник короткий, правый свисающий конец заострен. Крест утвержден на высокой Голгофе двуглавой формы. На фоне Голгофы в пещере – глава Адама. У подножия креста – три фигуры сидящих воинов, делящих одежды Христа. На фоне – Иерусалимская стена с квадратными зубцами и двумя башенками. Вверху по сторонам стены видны орудия Страстей: копье и трость с губкой. По сторонам Распятия на перекладине две группы предстоящих (в рост). Слева – Богородица в окружении двух жен-мироносиц. Справа  Иоанн Богослов и Лонгин сотник в одинаковых позах. В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная" с горой, древом и палатами. Фигура левого ангела помещена на фоне арки палат, правого – на фоне пещеры в горе. В нижней части креста – избранные святые в рост: преподобные Зосима и Савватий с митрополитом Филиппом в центре. Изображения сопровождаются обронными белильными надписями.  

Рельеф плоский многоплановый с отвесным краем. 

16#Крест поклонныйКрест поклонный "Распятие с предстоящими"

Русский Север, вторая половина XVII в. 
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.  

Происходит из коллекции П. П. Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г.  

Крест четырехконечный с небольшими выемками у средокрестия. В центре, на фоне восьмиконечного креста образ распятого Христа. Фигура его слегка изогнута, голова склонена. Набедренная повязка завязана узлом. Крест утвержден на Голгофе треугольной формы, под крестом – глава Адама. Над Распятием – два плачущих ангела, на фоне – зубчатая Иерусалимская стена. По сторонам Распятия в торцах перекладины креста – поколенные изображения предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. В возглавии креста – "Троица Ветхозаветная" с горой, древом и палатами на фоне. В нижней части креста – трое святых в рост: святитель Николай (слева), преподобные Зосима и Савватий. Николай благословляет правой рукой, в левой держит Евангелие. Преподобные изображены в одинаковых позах и одеждах со свернутыми свитками в правой руке. Крест расписан темперой.

Рельеф невысокий, многоплановый. Крест вырезан из одного куска дерева – липы.   

17#Крест поклонныйКрест наперсный "Распятие с предстоящими"

Русский Север, вторая половина XVII в. 
Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера. 

Происходит из коллекции П.И.Щукина. Передан из ГИМ в 1931 г. 

В центре на фоне семиконечного креста изображение распятого Христа. Его фигура вытянутых пропорций, с тонкими руками и ногами, голова склонена влево. Набедренная повязка завязана узлом посередине. У подножия креста стилизованное изображение Голгофы восьмиугольной формы, с главой Адама в  пещере. На фоне – зубчатая Иерусалиская стена, орнаментированная четырьмя рядами нишек разной величины. По сторонам Распятия полуфигуры предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. Живописная моделировка фигуры Христа выполнена темперой по левкасу.

Рельеф изображений невыскоий, многоплановый.   

Икона «Пераскева Пятница» Икона «Параскева Пятница»

Русский Север, конец XVII в.
Барельеф.
Дерево, резьба, темпера.

Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1907 г. Передана из ГИМ в 1931 г.

Изображение святой Параскевы – один из самых распространенных сюжетов древнерусской скульптуры. Мученица Параскева почиталась как покровительница домашнего очага и женских рукоделий, устроительница свадеб. С ее культом как покровительницы торговли связан обычай устройства в пятницу ярмарок и базарных дней. Истоки особого почитания святой Параскевы в народной среде восходят к древнему языческому культу всемогущего женского божества. В образе святой Параскевы на Руси объединились воспоминания о четырех тезоименных мученицах. Из них особым почитанием пользовалась Параскева Геконийская, изображаемая обычно с венцом на голове как на данной иконе. Красный плащ Параскевы и крест в ее руках – символы мученичества.

 Иконы двухчастные "19#Господь Саваоф, пророки, праздникиГосподь Саваоф, пророки, праздники"

Русский Север (территория современной Карелии?), конец XVII в.
Барельеф.
Дерево; резьба, темпера.

Приобретены у частного лица в 1925 г. 


"Господь Саваоф" и "Прображение" – двухчастная икона с килевидным завершением. В верхней части представлен восседающий на троне Саваоф. В нижней части доски – "Преображение". Христос с предстоящими пророками Ильей (слева) и Моисеем стоят на трех горках. На фоне горок внизу три фигуры апостолов: двое (Иоанн, Иаков) изображены повержеными, третий (Пётр) в левом нижнем углу, представлен коленопреклоненным и молящимся.

"Пророк Давид" и "Вход в Иерусалим" – двухчастная икона с килевидным завершением. В верхней части – поколенное изображение пророка Давида в повороте вправо, предстоящего Господу Саваофу. В нижней части доски – "Вход в Иерусалим". В центре на фоне горок Христос на осляти. Слева от Христа три фигуры апостолов, справа – шесть фигур иерусалимских жителей, приветствующих Иисуса. За ними, на фоне справа – изображение Иерусалима в виде белого города.

"Пророк Соломон" и "Распятие" – двухчастная икона с килевидным завершением. В верхней части поколенное изображение пророка Соломона в повороте влево со склоненной головой. В нижней части доски – "Распятие". В центре – Христос, распятый на восьмиконечном кресте. Крест утвержден на невысокой каменистой Голгофе. Справа от креста – Иоанн Богослов, слева – Богоматерь и одна из жен-мироносиц, за ними видна лишь часть нимба третьей фигуры.  

Эти иконы – пример свободного обращения с иконографией северных мастеров. 

18#Створки складня Створки складня "Благовещение, избранные святые"

Соловецкий монастырь, конец XVII – начало XVIII в. 
Барельеф.
Дерево; резьба, темпера.

Происходят из коллекции П. И. Щукина. Переданы из ГИМ в 1931 г.  

Каждая створка имеет вытянутую прямоугольную форму с завершением в виде половины килевидного кокошника. В каждой половине изображена часть композиции Благовещения. На левой створке вверху представлен архангел Гавриил в рост. Ниже на створке представлены в два ряда четверо предстоящих святых в рост. В верхнем ряду святитель Николай Чудотворец (справа) и преподобный Сергий Радонежский, в нижнем – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. На правой створке вверху – Богоматерь из Благовещения, представлена в рост. Ниже в два ряда представлены четверо избранных святых в рост. Вверху слева святой митрополит Филипп, справа преподобный Никон Радонежский. Внизу преподобные Герман Соловецкий и Александр Свирский. 

Рельеф в изображении фигур невысокий, уплощенный. Роспись выполнена темперой по левкасу. Каждая створка вырезана из одной доски.

20#Икона  Икона "Спас в силах"

Русский Север, (территория современной Карелии?), конец XVII в. 
Барельеф.
Дерево; резьба, темпера. 

Приобретена у частного лица в 1925 г.  

Христос изображён сидящим на троне, правой рукой он двуперстно благословляет, левой придерживает на колене раскрытое Евангелие. Он облачён в хитон и гиматий, накинутый на плечи. На спинке трона слева небольшое арочное оконце, в котором виден лик серафима. Фигура Христа окружена тремя сферами: красной ромбовидной, овальной синей и третьей красной, в виде прямоугольника с вогнутыми сторонами. В первых двух помещены изображения херувимов и серафимов. В углах третьей сферы символы евангелистов в виде полуфигур: ангела, орла, льва, тельца, держащих Евангелие.  Раскраска была выполнена темперой без левкасной подготовки с обильным использованием позолоты. 

Изображения выполнены в технике невысокого многопланового рельефа. Тыльная сторона и торцы обработаны топором и ножом.  

 

21#Икона Икона «Пророк Илья»

Новгородская провинция (?), конец XVII – начало XVIII в. 
Барельеф.
Дерево, левкас, резьба, темпера.

Приобретена для Исторического музея на торгу в Москве в 1898 г. 

Пророк правой рукой благославляет, в левой держит развернутый свиток с текстом. Он облачён в темно-зеленый хитон и красную милоть с меховой оторочкой темно-зеленого цвета. На шее узлом завязан белый плат, концом спускающий на грудь. Фигура Ильи крупноголовая с покатыми плечами и маленькими кистями рук. Лик с прямым длинным носом и большими глазами под ровными дугами бровей изборожден морщинами. Прямые волосы, разделенные пробором, ложатся на плечи симметричными прядями. 

Изображение вырезано на одной сосновой (?) доске  в технике невыского многопланового рельефа. 

Икона «Никола Можайский»

Икона «Никола Можайский»

Русский Север, начало XVIII в.
Горельеф.
Дерево, левкас, резьба, столярная работа, темпера.

Происходит из коллекции П. И. Щукина.

Святитель представлен в рост, фронтально. В его правой руке – короткий меч, в левой – трехглавый храм. Он облачен в фелонь голубого цвета с золотым растительным орнаментом. Лик святого удлиненный, с высоким лбом и небольшой округлой бородкой. Особенность иконы – Деисус на верхней части рамы. Обычно деисусные композиции сопровождают иконный образ Богоматери. Сочетание Деисуса с Николой подчеркивает особое значение культа этого святого на Руси.

Образ Николы вырезан из толстой доски, объемные детали (кисти рук, меч, храм, а также, возможно голова, нимб и полы фелони) вырезаны отдельно. При значительной высоте рельефа (до 5 см), поверхность фигуры уплощенная, край рельефа по контуру круто скруглен.  

24#Икона Икона «Богоматерь Одигирия Смоленская»

Русский Север, 1859 (?)
Икона в резной деревянной раме. Рельеф.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Резной орнамент рамы имеет аналогии среди произведений северной резьбы XVII–XIX вв. С тыльной стороны икона имеет надпись: 1859 ГОДА МАРТА 9-ГО ДНЯ ДЬЯЧЕК ЕГОР СТЕПАНОВ ТРОИЦКИЙ ПОЛУЧИЛ ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ БОЛЕЗНИ ПРОСТУДНОЙ ГОРЯЧКИ СЕГО КРАСНОВСКОГО ПОГОСТА ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Вероятно икона была вложена в храм в благодарность за исцеление. Предполагаемой датировке соответствуют стиль и техника резьобы и росписи.  

 
вверх