Концерты, приуроченные к выставке «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»

Короли и трубадуры. 4 апреля

Короли и трубадуры.
Эксклюзивный концерт в рамках выставочного проекта «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

4 апреля 2017 года
Патриарший дворец Московского Кремля

19:00

Стараниями предков Людовика IX в состав французского государства вошла часть Окситании, а уже в середине XIII века был присоединен Прованс. На окситанском языке сочиняли свои произведения поэты-музыканты, которых называли трубадурами и труверами. Первым из них считался Гийом IX, герцог Аквитанский (1071–1126), хотя на самом деле он продолжал уже существовавшую традицию. Правитель Ахейского княжества Гийом II Виллардуэн, современник Людовика Святого, посчитал, что богато украшенная рукопись, содержащая произведения трубадуров и труверов, поможет подчеркнуть его связь с французской культурой и лучше продемонстрирует его высокий статус, чем скипетр или держава. Теперь эта рукопись – Manuscrit du Roi – один из главных источников, донесших до нас музыку того времени. Трубадурами были также и женщины – тробайритц (trobairitz). Именно их сочинения составили основу концертной программы, наряду с произведениями трубадуров, повествующими о королях (Людовике Святом, Филиппе Августе и его знаменитом сопернике Ричарде Львиное Сердце), о любви, о войне, о предателях-баронах, о ситуации во Франции, о трудностях и удачах крестовых походов.  

В программе:

Исполняют:

Kalenda maya. Эстампида на тему, услышанную Раймбаутом де Вакейрасом (до 1180 – после 1207) у двух виелистов с севера Франции.


Pois als baros. Сирвента Бертрана де Борна (около 1150 – до 1215) на мелодию Конона де Бетюна (около 1160–1219/1220).


A chantar mer de so queu no volria. Кансона графини Беатриц (?) де Диа (около 1170).


Sieus quier consseill. Партимен Аламанды де Кастельноу (?) (1160–1223) или Гираута де Борнель (?) (около 1138–1215) на музыку Аламанды де Кастельноу (?).


Estampida Romana. Эстампида Данила Рябчикова на темы произведений трубадуров XII в.


Ar ve la coindeta sazos. Сирвента Бертрана де Борна (около 1150 – до 1215) на мелодию Раймона де Мираваля (до 1185–1229?).


Fortz chausa es. Планх (плач) Гаусельма Файдита (до 1172 – около 1203) на смерть Ричарда Львиное Сердце (1199).


Pax in nomine Domini. Кансона Маркабрюна (? – около 1150).


Ara pot hom conoisser e proar. Кансона Раймбаута де Вакейраса (до 1180 – после 1207).


Ai Dieus, per qu’as facha tan gran maleza. Сирвента Аусторка д’Орийяка (около 1250) на мелодию Пейроля (около 1160 – около 1220).


Ar em al freg temps vengut. Кансона Азалаис де Поркарайгуэс (около 1170). Реконструкция Данила Рябчикова и Ольги Бабич.


Na Carenza. Партимен неизвестной тробайритц. Реконструкция Данила Рябчикова.


Fort m’enoya. Cирвента Монаха Монтаудонского (около 1193–1210) на мелодию Бертрана де Борна (около 1150– до 1215).


Domna, pos vos ay chausida. Вирелэ неизвестного автора начала XIV века.

Ансамбль Ensenhas

Анастасия Бондарева, Евгений Скурат (вокал)

Мария Голубева, Александр Горбунов (виела)

Данил Рябчиков (цитоль)

Руководитель ансамбля Данил Рябчиков

Ханна Марти (вокал, романская арфа), Швейцария

Репортаж о концерте


Телефон отдела продвижения социально-культурных программ: 8 (495) 695-65-75