30 ноября 2022 года
19:00
Оружейная палата Московского Кремля

Моцарт был эталоном Творца для дипломата Г.В. Чичерина. В его глазах Моцарт был больше, чем композитор: он — мерило Прекрасного, высшей простоты и правды в искусстве. Георгий Васильевич считал Моцарта «лучшим другом и товарищем всей жизни». В 1930 году Г.В. Чичерин завершил фундаментальную монографию «Моцарт. Исследовательский этюд». Это серьезное музыковедческое исследование базируется на глубоком понимании творчества Моцарта, доскональном знании биографии композитора и его эпохи. Этот труд предлагает особую интерпретацию творчества Моцарта, где он представляется не «венским классиком», а смелым реформатором, перевернувшим представление о музыке современников и предвосхитившим будущее. В конце жизни Чичерин писал: «У меня была революция и Моцарт, революция – настоящее, а Моцарт — предвкушение будущего».

Заключительный концерт фестиваля представит сочинения выдающихся представителей музыкального авангарда XX века — Альфреда Шнитке и Арво Пярта, а также современных отечественных и зарубежных композиторов, которые вновь обращаются к Моцарту, находя в его музыке отголоски нашего времени.

«Моцарт-Адажио»Арво Пярта (р. 1935) представляет собой обработку медленной части фортепианной сонаты Моцарта фа мажор, К. 280. Пярт посвятил эту транскрипцию памяти скрипача Олега Кагана, выдающегося интерпретатора как Моцарта, так и самого Пярта. В «Моцарт-Адажио» отразилась трагическая тема гибели выдающегося мастера в расцвете творческих сил.

Жерар Пессон (р. 1958) окончил Сорбонну и Парижскую консерваторию и известен прежде всего как оперный композитор. Исполняемое сочинение  Non sapremo mai di questo mi, является не столько вариациями, сколько тонким художественным анализом темы из моцартовского струнного квинтета № 4, К. 516.

Пьеса CADENZA для струнного квартета написана современным композитором Алексеем Сюмаком (р. 1976) в 2003 году. Все участники квартета выступают здесь в качестве солистов, партия каждого инструмента отличается виртуозностью и сложной дифференцированной ритмикой.

MOZ-ART — группа сочинений Альфреда Шнитке (1934–1998), создававшаяся им с 1976 по 1990 год. К ней принадлежат четыре произведения по сохранившемуся наброску музыки Моцарта к пантомиме. Эти четыре пьесы — своеобразная лаборатория полистилистики, где моцартовский материал, трактованный в ироническо-сатирическом ключе, постоянно попадает под разные углы зрения. При этом Шнитке остается в рамках «благопристойного» псевдоклассического стиля.

Фуга на тему В.А. Моцарта для струнного квартета Кузьмы Бодрова (р. 1980) – заимствование из Фуги для двух клавиров до минор Моцарта. Сама пьеса представляет собой некий полифонический экзерсис в моцартовском духе.

«Штайнбайс-серенада» Готфрида фон Айнема (1918–1996),  на тему из оперы «Дон Жуан»Моцарта, была написана в 1981 году для «домашнего» ансамбля Германа Штайнбайса. Эти вариации воскрешают атмосферу домашнего музицирования старой Вены, сохранявшуюся со времен Моцарта до Крейслера, а местами живущую и до сих пор.

Николай Корндорф (1947–2001) был одним из инициаторов и организаторов  второй  Ассоциации современной музыки (АСМ), основанной в 1990 году в Москве группой советских композиторов-авангардистов. Предлагаемое зрителям сочинение Mozart-Variationen было написано им в  1990 году по заказу Берлинского радио по случаю 200-й годовщины со дня смерти Моцарта.

В завершении вечера прозвучит маленький шедевр самого Моцарта - квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели до мажор, написанный в 1778 г. по заказу флейтиста-любителя Фердинанда Де Жана.

 

В программе:

Исполняют:

Арво Пярт
«Моцарт-Адажио» для скрипки, виолончели и фортепиано (1992)

Жерар Пессон
Non sapremo mai di questo mi для флейты, скрипки и фортепиано (1991)

Алексей Сюмак
CADENZA для струнного квартета (2003)

Альфред Шнитке
Moz-Art для двух скрипок (1981)

Кузьма Бодров
Фуга на тему В.А. Моцарта для струнного квартета (2006)

Готфрид фон Айнем
Steinbeis-Serenade. Вариации для восьми инструментов на тему оперы Моцарта «Дон Жуан» (1981)

Николай Корндорф
Mozart-Variationen для струнного секстета (1990)

Вольфганг Амадей Моцарт
Квартет для флейты и струнных до мажор (1778)

Ансамбль солистов «Cтудия новой музыки» под управлением заслуженного артиста России Игоря Дронова.

Комментарии к программе композитора и музыковеда, кандидата искусствоведения Федора Софронова.

Ансамбль солистов «Студия новой музыки» — ведущий российский ансамбль современной музыки — основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для «Студии» писали такие композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденев, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Ретгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Циннстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют разнообразному сотрудничеству с молодыми композиторами – заказу новых сочинений, проведению лекций, мастер-классов, конкурсов.

Ансамбль неоднократно выступал с совместными концертами с Ensemble Modern, музицировал с «Шёнберг-ансамблем» и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организует спецпроекты в университетах, в том числе в таких известных, как Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодняшний день единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

«Студия новой музыки» является базовым ансамблем Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

 

 
вверх