С 19 по 31 мая 2021 года в Музеях Московского Кремля прошел VI Музыкальный фестиваль «Посольские дары», приуроченный к выставочному проекту «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий».

Смутное время в России – один из самых драматичных периодов отечественной истории. Страну лихорадило от частой смены правителей: месяцы полного безвластия чередовались с попытками утверждения новых династий, каждый из участников этой борьбы стремился к укреплению авторитета собственной власти. Немалую роль в этом процессе играли произведения искусства. Даже в столь непростое для страны время мастера выполняли высочайшие заказы, создавая государственные регалии и военные доспехи, ювелирные, скульптурные и живописные произведения, возводили и перестраивали архитектурные сооружения. Особая роль в оформлении придворного церемониала всегда отводилась музыке.

Важной чертой рубежа XVI–XVII вв. стало активное проникновение европейских форм культуры в жизнь русского двора. В 1586 г. по заказу царицы Ирины Федоровны, супруги царя Федора Иоанновича, английский посол Джером Горсей доставил во дворец позолоченные и разукрашенныe финифтью оргáны и клавикорды. Иностранные музыканты также прибыли ко двору для развлечения и обучения членов царской семьи. Известно, что дочь Бориса Годунова, Ксения, которую готовили к замужеству с одним из представителей европейских правящих домов, получила разностороннее образование, прекрасно пела и играла на музыкальных инструментах.

Лжедмитрий I, восшедший на российский престол при мощной поддержке польских аристократов и короля Сигизмунда III, также во многом ориентировался на традиции европейских королевских домов, нисколько не смущаясь нарушением вековых устоев и православных обычаев. Почти за столетие до Петра I провозгласив себя императором, Лжедмитрий бесстрашно ломал стереотипы, касающиеся русского правителя, стараясь утвердить образ европейского монарха: прогрессивного, образованного и темпераментного. Он ездил верхом, носил европейское платье, задумывался об основании университета, планировал реформы, расширил состав Боярской думы и даже стал на польский манер называть Думу Сенатом.

Одним из ярчайших событий Смутного времени стала свадьба Лжедмитрия и полячки Марины Мнишек в Московском Кремле. В качестве свадебного подарка от польского короля Сигизмунда III среди прочих роскошных даров, был прислан внушительный золоченый кубок в виде корабля работы западноевропейских мастеров конца XVI – начала XVII века. Невеста прибыла в Москву в сопровождении двухтысячного польского войска. Современники событий отмечают возмутившее москвичей вольное и вызывающе-разгульное поведение поляков в столице. Еще более оскорбительным показался отказ брачующихся причаститься Святых тайн. На следующий день после коронации царицы «Марии Юрьевны», 9 мая, в праздник «Николы вешнего», в Кремле с рассвета снова заиграли барабаны и трубы. «Эти свадебные дни были проведены в роскоши и веселье, в пирах и трапезах, с пением и плясками, – писал современник событий немец Конрад Буссов, автор „Московской хроники“. – Тут были не только всякие музыкальные инструменты, какие только можно придумать, но также и самый прекрасный хор из 32 голосов, какого только может пожелать властитель. Димитрий выписал его из Польши». Однако свадебные торжества в такой великий церковный праздник многими были восприняты как кощунство.

 

«Димитрия воскреснувшее имя»
Оружейная палата, 19 мая 2021 года, 19:00

На торжественном открытии фестиваля 19 мая 2021 г. в Оружейной палате будет звучать светская и духовная музыка стран Северной и Восточной Европы рубежа XVI–XVII веков. Перед гостями выступит первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella под управлением Ивана Великанова. Специально для фестиваля «Посольские дары» музыканты подготовили программу, которая отражает противоречивость и драматизм эпохи рубежа XVI–XVII веков. Пока в России шла ожесточенная борьба за власть, Европа переживала кризис смены парадигм: Возрождение уступало место Новому времени, стилистически воплощенному в формах раннего барокко. Не случайно, именно драма стала в XVII веке главной формой творчества: литературного, сценического, архитектурного, живописного и музыкального.

Концерт познакомит гостей фестиваля с музыкальными стилями, распространенными в Европе рубежа XVI–XVII веков, а также с музыкальными инструментами того времени, которые значительно отличались от современных.

Наполненные духовным накалом произведения немецких композиторов-протестантов будут исполнены на фестивале наряду со светской, развлекательной музыкой, создававшейся теми же композиторами, но уже в особой итальянской манере, услаждавшей слух придворной элиты. Гости концерта перенесутся в мир старой Европы, услышат, как звучала зарождавшаяся в начале XVII века в Италии опера и салонные канцоны, духовные арии и виртуозные вариации на популярные песни. Также музыканты познакомят гостей с творчеством польского композитора, представителя раннего барокко, Адама Яржебского – ярчайшей фигуры польской культуры начала XVII века.

 

«Мир посетить в минуты роковые»
Патриарший дворец, 24 мая 2021 года, 19:00

Русская духовная музыка рубежа XVI–XVII веков будет исполнена на фестивале Ансамблем «Сирин». Коллектив был создан в 1989 году Андреем Котовым и группой молодых профессиональных музыкантов с целью возрождения древних православных певческих традиций. Андрей Котов, руководитель ансамбля – фольклорист, исполнитель, композитор, хормейстер – посвятил себя практическому исследованию особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен.

Рубеж XVI–XVII столетий – период высшего расцвета и завершения древнерусского певческого искусства. В то же время в богослужебном пении зарождаются черты нового барочного направления. Главное новшество заключалось в усилении светского начала, которое все более уверенно входило в высокое храмовое искусство. Этот процесс протекал при мощном влиянии европейской музыки. Во времена Смуты культурные связи со странами Западной Европы заметно расширяются. Мирское начало, проникая в гимнографию, постепенно разрушает средневековую одноголосную традицию. Рождаются новые формы, жанры и средства художественной выразительности.

Однако в этот период все главные достижения древнерусского певческого искусства сосуществуют и продолжают развиваться. Это и большой знаменный распев, и раннее русское многоголосие: строчное (три голоса, основанные на путевом распеве) и демественное пение (четыре голоса). В это время усиливается роль авторского начала. Происходит отделение ранней русской лирики от церковной гимнографии. Появляется личность автора – яркий пример тому творчество Федора Крестьянина (Христианина), распевщика, которого называют первым русским композитором. В разных певческих центрах появляются свои особые напевы, фиксируются варианты песнопений, созданные известными распевщиками. Такая вариативность напевов на один и тот же текст получила название многораспевности.

В то же время происходит прорастание нового стиля, названного позднее «русским барокко». Это связано с проникновением в Москву европейского многоголосия. Из синтеза старого и нового вырастает гармонизация знаменного распева (непрерывное многоголосие от четырех до восьми голосов) – стиля во многом схожего с произведениями композиторов эпохи Возрождения.

 

Кантата «Смутное время» и другие сочинения в духе русского барокко
Оружейная палата, 31 мая 2021 года, 19:00

Музыкальный проект NOVOSELIE был создан музыкантом мульти-инструменталистом и композитором Рустом Позюмским для исполнения произведений в стиле «русского барокко». Эта музыка представляла собой наивное соединение европейского барокко с русской духовной музыкой и фольклором. Аутентичных произведений этого жанра сохранилось немного, просуществовал он недолго, и позднее был назван музыковедами «петровским кантом», или «барочными гласами». Эта музыка была почти забыта, и вот теперь, спустя века, на фоне возрождения интереса к барочной музыке, который наблюдается сегодня во всем мире, «русское барокко» тоже понемногу выходит из небытия. Проект NOVOSELIE – это попытка дать ему новую жизнь, не только украсив аккапельные канты инструментальным сопровождением, но и создав абсолютно новые произведения в духе той эпохи.

Главным событием фестиваля «Посольские дары» в 2021 году станет премьера кантаты «Смутное время», написанной специально по случаю выставки «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий». Кантата, написанная для четырех голосов, консорта виол и перкуссии, более всего соответствует жанру drama per musica, представляющему вокально-сценическое музыкальное произведение, возникшее в Италии на рубеже XVI–XVII веков и ставшее предтечей оперы.

Созданию кантаты предшествовал полугодовой период погружения музыкантов в исторический контекст Смутного времени. Были прочитаны литературные памятники русской письменности рубежа XVI–XVII веков: Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевой монастыря, «Повесть о горе-злосчастии», Сборник английского посла Ричарда Джемса, составленный в эпоху Михаила Романова и посвященный событиям Смутного времени. Входящие в него городские и народные песни – один из основных источников по разговорному языку Московской Руси начала XVII века.

Помимо премьеры кантаты «Смутное время», гостей ожидают стилизованные под канты петровского времени сочинения Руста Позюмского. Именно русский фольклор в сочетании с польскими «псáльмами» – духовными песнями XV–XVII веков, легли в основу петровских кантов – весьма своеобразного и самобытного музыкального жанра.

 

Дополнительная информация по телефону +7 (495) 697-88-17

 

 

Генеральный спонсор ООО «Пепеляев Групп»

Пепеляев групп

 

 
вверх