заместитель зав. отделом реставрации
памятников архитектуры Музеев Московского Кремля

Из исторических сведений, составленных архитектором Ю. И. Аренковой (1973 год) известно, что в 1838 г. утвержден проект и смета на весь комплекс здания Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца с началом строительства в 1838 году и окончанием в 1842 году. Строительство здания Оружейной палаты отнесено на II очередь.

23 июня 1844г. состоялась закладка здания. В 1846 году возведены кирпичные стены и отделаны белым камнем. В 1847г. велась кладка  кирпичных сводов. В 1848г. здание было перекрыто ажурной металлической стропильной системой. В 1849-1850гг. завершены отделочные работы.

В сентябре 1851 года дается указание «для предупреждения сырости, могущей быть в новой Оружейной палате, замазать все окна, и приступить к отоплению Палаты»  (фонд 20 арх.N40).

25 октября 1851г. «по случаю наступления осеннего времени, показало течь с окон новой Оружейной палаты, так, что стекает вода с подоконных досок на пол... Наружный дверной блок новой Оружейной палаты по случаю наступившего сырого времени разбухла так, что с трудом запирается…. и призываю разных столяров».

В декабре 1851 году все уникальные коллекции Оружейной палаты размещаются в новом здании «сообразно историческому их значению, хронологическому порядку и рисункам мебели, при сем составленных архитектором Чичаговым и Вашим Высокопревосходительством» подтверждается докладной запиской №18 от декабря 1851 года директора Оружейной палаты в Московскую Дворцовую контору.

В это время Оружейная палата была в непосредственном подчинении Московской Дворцовой конторы Министерства Императорского Дворца.

В первый год существования О.П. в новом здании, Дирекция Музея не была удовлетворена окраской залов, но не получала разрешения на ее изменение. Поэтому  в последующие годы пытается внести новое колористическое решение в интерьеры экспозиционных залов.

«Согласно докладной записке Директора О.П. разрешается… окрасить для образца часть стены, назначенной мною в серебряной зале Оружейной палаты малиновым колером на масле» выполнить должен придворный служитель Василий Федоров - 100 рублей серебром и доложить о работе с засвидетельствованием Архитектора Рихтера».

Подобная практика выполнения  реставрационных работ продолжается  и в настоящее время.

Все виды работ, предполагаемые к выполнению на памятнике, их стоимость рассматривается ген. директором Музея Е.Ю. Гагариной, согласно переданным служебным запискам, техническим заданиям и сметам от отдела реставрации памятников архитектуры.

Средства на их реализацию выделяются из двух источников: бюджетное (Министерство культуры Р.Ф.) и внебюджетное - собственные средства или деньги спонсоров.

Сотрудники отдела реставрации памятников архитектуры разрабатывают долгосрочные программы дальнейшего сохранения памятников архитектуры. Они, в зависимости от финансовых возможностей Дирекции Музея, готовят задания на  проведение исследований, разработку проектно-сметной документации, производство реставрационных работ, проведение открытых конкурсов.

Проведение исследований и разработку проектно-сметной документации, производство реставрационных работ осуществляют фирмы, победившие в открытом конкурсе.

Для обеспечения высокого качества при  выполнении реставрационных работ, сотрудники отдела ведут организационное и научно-методическое руководство и другие сопутствующие работы, включая видеосъемку с привлечением профессионального оператора и создания фильмов.

Представление о памятнике значительно пополнилось благодаря комплексным натурным исследованиям, предпринятым сотрудниками Музея совместно с другими специализированными организациями во время проведения реставрационных работ с 1983 по настоящее время.

Реставрация этих лет ставила перед собой и выполнила следующие задачи:
1. Обеспечение сохранности здания;
2. Укрепление архитектурно-декоративных элементов в интерьере и на фасаде;
3. Замену  10 башмаков ферм (1983-1986гг);
4. Частичную реконструкцию кровли;
5. Модернизацию оконных блоков(1983-1986гг);
6. Реставрацию паркетных полов и подстилающих дубовых лаг в экспозиционных залах в 1983-1986гг.
7. Отделочные работы по стенам, сводам и полам в экспозиционных залах, парадной лестнице, фондовых помещениях, нижнем, верхнем подвале и административной части в 1983-86гг
8. Реставрационные работы по фасадам. 
9. Создание оптимального температурно-влажностного режима воздуха в экспозиционных  и фондовых помещениях. Замену водяного отопления на систему кондиционирования в 1983-1986гг.
10. Выявление колористического решения  в интерьерах и на фасаде;
11. Создание новой  экспозиции и витрин с освещением экспонатов лампами накаливания и световодами (1983-86гг);
12. Замену системы связи и сигнализации, автоматизированной пожарной сигнализации с прокладкой коммуникаций (1983-1986гг);
13. Обеспечение хранения фондов;
14. Проектирование и исполнение нового оборудования, шкафов, мебели для интерьеров экспозиционных залов, нижнего и верхнего подвалов (1983-1986гг).
15. Воссоздание наружного дверного блока парадного входа на восточном фасаде по разработанной новой инженерной технологии с сохранением внешнего облика.

Проблема подтопления памятников на территории – не новая.  Существует много источников. Дирекция Музея поддержала инициативу отдела об устройстве шурфа вдоль дворового фасада со стороны ГОНа  для проведения исследований.

Для устранения истинных причин разрушения памятника были разработаны  и выполнены комплексные мероприятия:
- демонтаж многослойного асфальтового покрытия толщиной до 45 см.; - вычинка  дефектных  белокаменных блоков, дефектных зон кирпичной  ступенчатообразной кладки фундамента; - выполнена обмазочная гидроизоляция кирпичной кладки; - удалены не действующие инженерные коммуникации в зоне проведения работ, которые  фрагментарно создавали образование водяных пузырей; - проведена консервация выявленных фрагментов булыжниковой мостовой; выполнена засыпка шурфа гравием и песком; - организованы водоотводящие каналы в  современной отмостке  у водосточных  труб вдоль дворового фасада. 
В процессе выполнения земляных работ обнаружился фрагмент белокаменного водоотводящего лотка и выполненного в металле от водосточной трубы в систему канализации. Натурные исследования подтверждают грамотный подход к решению поставленной задачи - отведению атмосферной влаги от памятника.
В следующем году планируется  выполнение работ по вертикальной планировке у дворового фасада со стороны ГОНа. Предусматривается организация стока атмосферной влаги дворового пространства в единую систему канализации.

Чем же обогатилось представление об этом памятнике? Мы стали свидетелями подлинной работы творческой группы специалистов, возглавляемой К.А.Тоном, которая была закрыта в результате многочисленных последующих ремонтных работ в Оружейной палате. Это сложная система воздушного отопления по Амосову, выполненная Н.И.Чичаговым.

В нижнем подвале цоколя размещались печи для обогрева помещений всего здания. В 1983 году при выполнении комплексных ремонтно-реставрационных работ, в  стенах были обнаружены воздухораздаточные проемы с вверх поднимающимися внутристенными каналами, по которым теплый воздух поднимался вверх до обогреваемого помещения. Большой интерес, по своему новому инженерному решению (автор К.Тон, И.И.Ильин, М.Е.Кларк) представляет устройство чердака, стропильные фермы из кованого железа на шарнирах и подпятниках; теплоизоляция сводов выполнена из верблюжьего войлока.

Архитектурно-археологические исследования позволили нам открыть грамотный инженерный подход К.Тона, Рихтера и Чичагова в решении подземной инженерно - конструктивной части здания.

Здание палаты заглублено на 10,5 метров со стороны внутреннего дворика.

Здесь вдоль фасада проложена траншея шириной около метра и заложена кирпичом. Это использовалось как дренажное устройство. Дренаж защищает от переувлажнения помещения двух нижних цокольных этажей, т.к. с севера они полностью находятся под землей, а по южному фасаду большая часть стены закрыта грунтом у нижнего этажа.

В процессе эксплуатации, после первого отопительного сезона 1851-52гг, была проведена инженерная доработка оконных заполнений с форточками с помощью устройства защитного короба.

Особый научный интерес вызывают данные об архитектурно-цветовом оформлении девяти экспозиционных залов с Парадным вестибюлем и лестницей.

Особенности первоначального колористического оформления интерьера заключалось в следующем:
- строгая зеленовато – умбристо - коричневатая расколеровка под яшму, зеленый мрамор начиналась от вестибюля через 1 , 2 залы и третий проходной, где появились синие и оранжевые блики по умбристой поверхности стен и сводов.  В этих трех залах цвет как бы подводил к главным экспонатам, находящимся в 4, круглом и 5 залах.  

Круглый зал перекрыт высоким кессонированным сводом, у которого тяги - зеленые, а кессоны расписаны коричнево-зеленым под яшму. Стена за золочеными деревянными рамами никогда не красилась.

Ниже рам, стены зала были оклеены красными (киноварь) обоями, а вход украшает металлические орнаментированные двери с гербами губерний и уделов. По проекту Ф.Г.Солнцева гербы выделялись яркой покраской. В этом зале, отличающимся привлекательной цветовой гаммой, экспонируются государственные регалии, главнейшие ценности Музея и страны.

Пятый зал, предназначенный для показа посольских даров (западноевропейских и других) выделялся красно-коричневой покраской стен, колонн и капителями, отделанными под малахит или слоновую кость.

Для воспроизводства росписи в «помпейском вкусе» использовалась технология отделки внешней поверхности стен (штукатурки), как для искусственного мрамора, но пигмент не вносился в штукатурку, а штукатурка расписывалась кистью с использованием шпатлевки разных цветов.

Расписав под мрамор поверхности всех стен, сводов подпружных арок, колонн с базами и капителями и даже откосов окон архитектор К. Тон, И.Рихтер превратили интерьер Музея в ярко украшенную дарочную сокровищницу, в  которой  хранятся неповторимые драгоценности государства.

Колер становится привлекательнее и ярче по мере прохождения посетителя от вестибюля до главного зала, где он должен увидеть важнейшие экспонаты музея специально сосредоточенные в палате, музее-хранилище, не имеющей себе повторения в мире.

В итоге следует отметить, что в исследовании памятников архитектуры главенствующее значение имеют натурные исследования. Они представляют наиболее полную и объективную информацию о творческом процессе автора и жизни памятника на протяжении его существования.

Реставрационные работы по Оружейной палате неоднократно были отмечены комиссиями:

1.  Министерства культуры СССР - за выполнение в 1983-1986гг. комплексных реставрационных работ по фасадам, интерьерам с заменой всего инженерного оборудования, мебели, экспозиционного оборудования. В данной работе принимали участие около  100 подрядных организаций. Сотрудники Музея, главный архитектор В.И.Федоров и старший научный сотрудник-хранитель Неретина Л.А., принимавшие участие  в крупнейшей  комплексной реставрации  памятника и смены экспозиции получили знаки отличия. 

2. Главным управлением охраны памятников архитектуры города Москвы – за выполнение реставрационных работ по южному фасаду и фрагментарным работам в интерьерах. Дирекция Музея, творческий коллектив фирмы проектной организации ООО «Реставратор-М», подрядной организации ООО РПП «Таргет - Цель»  и  я - были награждены персональными дипломами лауреата конкурса на лучшую реставрацию в историческом центре Москвы за организационное и научно-методическое руководство, обеспечивающее высокое качество работ при реставрации памятников архитектуры Московского Кремля.

3.    Росохранкультурой в 2009г.- за выполнение реставрационных работ по дворовому фасаду со стороны ГОНа, фрагментарным работам в интерьерах и решение проблемы отведения атмосферной влаги от памятника. 

вверх