Хочу начать свое выступление словами Василия Александровича Прохорова: «Дошедшие до нас памятники искусства могут рассказать нам несравненно более, чем подробные описания летописей. В них каждый штришок, каждая точка разъясняют и говорят о своем времени историку, художнику, археологу - верно, отчетливо, беспристрастно. Следует только с умением смотреть на это».

Продолжая эту мысль, можно сказать, что часто в процессе реставрации открываются ценнейшие сведения, которые собрала и оставила нам история. И здесь анализ технологических особенностей памятника, его материалов, швов, ниток и, особенно, поновлений может дать исследователям подчас гораздо больше информации, чем его "видимая" часть.

Сейчас, когда саккос находится в реставрации, нам предоставлена счастливая возможность, попытаться реконструировать его историю. По мнению Леонида Аркадьевича Лелекова - одного из основоположников отечественной школы реставрации:

«Реконструкция - это метод изучения прошлого, когда на основе собранных данных восстанавливается полно или фрагментарно памятник культуры, а также факты, явления или процессы истории. Реконструкция - начальная стадия реставрационного процесса, на которой проводится историко-археологическое изучение объекта. Археологический метод включает в себя:

-выдвижение рабочей гипотезы;
-поиск аналогичных предметов среди надежно датированных, форма и функции которых известны;
-анализ изображений данного предмета в других произведениях прошлого;
-критический анализ сведений о данной вещи, содержащихся в древних письменных источниках.

Сюда следует добавить также технико-технологический анализ всех материалов памятника и исследование состояния их сохранности.

Только на основе критического анализа всего собранного материала можно принимать решение о возможности и степени внедрения в памятник, и только потом выбирать оптимальные методы его консервации или реставрации.

Следует отметить, что ученые на протяжении многих лет неоднократно обращались к изучению саккоса Алексея. Однако все работы, как правила, касались атрибуции и датировок его дробниц. К сожалению, работ, посвященных истории бытования этого уникального памятника не имеется. Возможно, это было связано с тем, что датирующая саккос летопись не вызывала у специалистов сомнений в его происхождении.

Однако, уже первый визуальный анализ заставил усомниться в одновременности исполнения всех деталей саккоса. Так, с изнаночной стороны крестов, гамматов и летописи (а частично и с лицевой стороны) было обнаружено два типа чёрных тканей, сильно деструктированных и рассыпающихся при малейшем прикосновении. Ткани на других деталях, хотя тоже очень ветхие и выгоревшие, сохраняют цвет и естественную эластичность.

И здесь обратило на себя внимание примечание, приведенное в конце инвентарной описи: "Митрополит Алексей был погребен в этом саккосе".

Обратившись к письменным источникам, касающимся истории русской церкви, можно узнать, что действительно, существовало предание об обретении мощей святителя Алексея в крестчатом саккосе, который позже хранился при его мощах в Чудовом монастыре.

Видимо, Алексей готовился к смерти, поскольку даты создания саккоса (1364 г.) и сооружения церкви Чуда Архистратига Михаила (1365 г.), где святитель завещал похоронить себя, почти совпадают. Митрополит Алексий в то время (1364 г.) уже стар, ему почти 72 (или 73) года. Приблизительно в это же время он просил Сергия Радонежского стать его преемником.

Это событие отражено и в иконографии. На иконе Дионисия конца XV - начала XVI века "Митрополит Алексий с житием", происходящей из Успенского собора Московского Кремля, клеймо «Алексий, чувствуя приближение смерти, предлагает Сергию Радонежскому стать митрополитам московским" стоит рядом, и даже прежде, клейма "Митрополит Алексий готовит себе гробницу в Чудовом монастыре».

Анализируя детали саккоса, можно заметить, что кресты и гамматы как - будто шиты наспех (в отличие от других деталей). Здесь можно отметить:

-на одной и той же детали разные типы золотных швов и разный цвет ниток прикрепов;

-разные способы исполнения самих деталей (одни шиты по крашенине, другие - без крашенины; причем здесь встречается крашенина разных цветов).

Как уже отмечалось выше, под крестами и гамматами было обнаружено два тапа не узорных тканей черного и грязно-фиолетового (почти черного) цвета, находящиеся в "археологической" сохранности проведенные инструментальные исследования выявили характер деструкции "черных" тканей. Кроме того, на одном из изображений в растровом электронном микроскопе удалось обнаружить скопления микрочастиц вытянутой овальной формы. Микробиологический анализ показал, что это споры и фрагменты мицелия микроскопических грибов. Таким образом, специфический характер выявленных разрушений и загрязнений дает основание предположить, что ткани находились в экстремальных условиях (возможно, пребывали в захоронении).

Идентификация красителей показала, что одна из черных тканей (предположительно фон саккоса) была окрашена в пурпурно-красный цвет мареной; другая - изначально имела глубокий черный цвет. Элементный анализ «красной» ткани выявил явное преобладание кальция, который, видимо, был применен в качестве протравы.

Принимая во внимание, что окрашенные мареной в пурпурный цвет ткани (когда в состав протравы входит кальций) меняют его на фиолетовый даже в слабой щелочной среде, можно предположить, что пурпурно-красный цвет фона саккоса изменился На грязно-фиолетовый именно в результате воздействия щелочной среды. Такое предположение основывается на том факте, что тело Алексея было погребено в каменной гробнице под полом храма, о чем свидетельствуют древние летописи и традиции погребения других русских иерархов.

Рассматривая символику цвета в облачениях священнослужителей с точки зрения литургики, можно узнать:

1) что пурпуровый цвет указывает на страдания;

2) что для поста и для служб над умершими архиереи облачались в одежды траурного (пурпурного) цвета;

3) в иконописном подлиннике в указании на май 20 число (праздник обретения мощей митрополита Алексия) читаем: "...Алексий во гробе, в клобуце, в саку - кресты - бакан". Т.е. в крестчатом саккосе красного цвета.

Облачение умерших священников имеет глубокий литургический смысл. Умерший священнослужитель облачается во все одежды, положенные его сану, ибо «усопший предстанет перед Богом именно как священник, и, как таковой будет давать ответ в той миссии, какая на него была возложена». Подтверждение тому, что архиереев хоронили в полном литургическом облачении, находим как в летописных источниках, так и в иконографии, в сюжетах погребения святителей и преподобных. Кроме того, можно заметить, что существовала традиция заранее готовить себе как место вечного упокоения, так и облачения к смерти.

Таким образом, данные визуального и инструментального анализов тканей и деталей саккоса в комплексе с выявленными историческими фактами и аналогиями дали основание предположить, что митрополит Алексий действительно мог быть погребен в сшитом для этого случая крестчатом саккосе пурпурного цвета, от которого до нас дошли кресты, гамматы и летопись.

Тогда возникает следующее предположение - что в дошедшем до нас одеянии были объединены два разных саккоса: -один из которых использовался при богослужении (№1) (ему принадлежат оплечья, зарукавья, подольники и источники), а другой - в котором митрополит Алексий был погребен (№2) (кресты, гамматы, летопись). Основанием для такой постановки вопроса послужил анализ деталей саккоса: (тканей; ниток пришива дробниц и низания жемчуга; состояние сохранности тканей на разных деталях; характер поновлений).

1. Было выявлено, что в шитых деталях использована в качестве подложки крашенина, причем ни один из её типов, встречающихся в крестах, гамматах и летописи (саккос №2), не встречается в подольниках и источниках (саккос №1). Кроме того, следует отметить, что оплечье и зарукавья шиты непосредственно по камке, без подкладывания крашенины, которая не встречается в других деталях саккоса. Было отмечено и то, что шелковые красные нитки пришива дробниц в разных деталях саккоса не идентичны, они различаются по толщине и углу крутки.

2. . Инструментальный анализ золотных нитей показал, что образцы, взятые с оплечья, крестов, гамматов и летописи, отличаются строением и составом, а такое характером повреждений и окислов. Золотные нити с оплечья толще и имеют слой позолоты с двух сторон. Все остальные образцы идентичны, имеют позолоту только с одной (внешней стороны) и отличаются от нитей с оплечья большим содержанием хлоридов на их поверхности и рыхлым потертым, в большой степени утраченным, золотым покрытием.

Как видим, результаты проведенного анализа дают основание полагать, что у митрополита Алексия действительно могло быть два саккоса. Но тогда возникает очередной вопрос: почему и когда саккосы объединили?

И здесь вновь следует обратиться к анализу деталей саккоса, на которых можно заметить множество чинок как под подкладкой, так и поверх неё. Были отмечены также аккуратные вставки и симметрично расположенные заплаты на фоне саккоса, причем выполненные теми же черными шелковыми нитками, которыми пришиты все детали ( подольники, источники, оплечье, зарукавья, кресты, летопись), и которыми сшит стан саккоса. Значит, камка фона саккоса на момент объединения (или переложения) его деталей была уже не новой. (И.И. Вишневская датирует эту камку XV - началом XVI века).

Наличие большого числа поновлений и чинок дает основание предположить, что к саккосу постоянно обращались.

Сравнивая сохранность саккоса, отмеченную в описях Патриаршей ризницы, можно проследить, как она менялась. Если в описи 1631 года замечаний об утратах дробниц и осыпях жемчуга нет, а в 1633 году говорится об утерянной вставке только в одной

дробнице, то в последующих описях 1675, 1686 и 1720 годов можно проследить, как осыпи жемчуга и утраты дробниц увеличиваются.

«... на оплечье и на зарукавьях и на подоле дробниц великих, средних и малых по гнездам, ста двадцати шести нет. А жемчугу сметить немочно».

Учитывая, что саккос, видимо, использовался в богослужениях (выявленные чинки), и что его сохранность к 1633 году была вполне удовлетворительной, можно предположить, что он был поновлен незадолго до этого времени.

3. Сопоставляя выявленные на саккосе поновления с описанием изменения его сохранности по описям, можно предположить, что объединение (или переложение) его деталей на новый фон могло произойти в период между второй половиной ХVI в ( датировка камки с учетом отмеченных поновлений) и 1631 годом (самая ранняя опись).

В связи с каким событием и когда это могли сделать ?

Можно предположить что это было связано с переложением или перенесением мощей святителя. Известно, что обретение мощей состоялось в 1431 году (по другим сведениям в 1435 году), при строительстве нового храма. Тогда мощи перезахоронили на прежнем месте. В1485 году захоронение перенесли в новый храм во имя святителя Алексия. Далее, в 1535 году останки митрополита Алексия были положены в новую раку при великом князе Иване IV и его матери Елене Глинской. Позже, уже в годы царствования Федора Иоанновича мощи ещё раз перекладывались. Есть сведения, что это произошло в 1599 году, уже при царе Борисе Годунове и патриархе Иове, как раз в период между второй половиной XVI века и упоминанием саккоса (в том виде, в котором он дошел до нас) в описи 1631 года (где его сохранность еще удовлетворительна).

Таким образом, проведенные комплексные исследования позволили:

-выявить разные исторические пласты, разделяющие памятник на два разных саккоса сделанный для погребения (кресты, гамматы и летопись) и использовавшийся в богослужениях (оплечья, зарукавья, подольники, источники).

-исследования позволили также предположить, что эти два саккоса были объединены в один - в период царствования Бориса Годунова, при патриархе Иове. И что это могло быть связано с переложением мощей святителя Алексия в новую раку (1599 год).

Теперь еще несколько очень важных замечаний:

-во-первых, обратило на себя внимание то, что с изнаночной стороны только источников (в отличие от подольников, зарукавий и оплечья) не наблюдается поновлений Видимо, не случайно и в описях утраты дробниц и осыпи жемчуга на источниках нигде не отмечены.

-во-вторых, шитье жемчугом на источниках выполнено в одну нить (в других деталях в две нити) и более крупным жемчугом.

-в-третьих, некоторые гамматы, обрамляющие кресты, обрезаны и именно около источников, поскольку все детали иначе укладывались по ширине саккоса.

-в-четвертых, фрагменты с летописью надшиты.

Все это говорит о том, что саккос не просто переложили на новый фон, а что он прежде был иным. Раскрытие этого вопроса будет показано в дальнейшей работе.

вверх