В 2009 году были продолжены научно-исследовательские и реставрационно-восстановительные работы по южной паперти и южному крыльцу собора. Целью данных мероприятий является максимально возможное раскрытие и выявление древних этапов формирования этой части памятника с фрагментарным восстановлением хорошо документируемых отдельных элементов и деталей. К настоящему времени закончено начатое в 2008 году воссоздание в первоначальном виде северной и западной стенок всходного крыльца, построенного при Иване Грозном в 1550-х годах и частично реконструированного в 1560-х годах. Очевидно, поводом для перестройки собора в эти годы, включившей, в том числе, и возведение верхних приделов, послужил грандиозный Московский пожар 1547 года, нанёсший значительный урон многим кремлёвским сооружениям, включая и Благовещенский собор. Тогда были разобраны, вероятно, пострадавшие от пожара, крестовые своды над четырьмя восточными пролетами южной паперти и до уровня пола её южная стена с открытой аркадой.

Вновь возведённые своды с незначительными изменениями практически повторили утраченные. По северной стороне они через распалубки опирались на южную стену собора, а по южной стороне на новые резные белокаменные столбы, два из которых в подлинном виде сохранились до нашего времени: юго-восточный квадратный столб виден на фасаде крыльца, а со стороны интерьера паперти выявлен сейчас в зондаже; аналогичный северо-восточный пилон скрыт в толще поперечной стены ХVIII века, его капитель частично раскрыта в 2008 году на восточном фасаде собора; вторая сохранившаяся наружная опора - круглая полуколонна среднего пролёта галереи - обнаруженная ещё в 1940-х годах, была тогда же освобождена от поздней закладки. Два следующих ныне существующих западных столба – квадратный средний и крайний западный, также в виде полуколонны, ввиду их плохого состояния, заменили идентичными при реставрации собора в 1860-годах.

Всходное крыльцо на паперть, судя по всему, было полностью пристроено заново. Оно включало выступающую к югу напротив южного портала собора открытую двухпролетную арочную галерею с опорой на вновь возведённые столбы южной паперти, а с наружной стороны на столбы, установленные на парапете цокольной стены. Галерея перекрывалась двумя крестовыми сводами. Наружная аркада всего крыльца и крестовые своды над ним были полностью заменены нынешними в 1830–х годах при пристройке к западной стенке крыльца объёма ризницы. В целом новая наружная аркада крыльца повторила древние формы, но в упрощённом виде с частичным использованием резных деталей первоначальной постройки. Позднее арочные пролёты были заложены кирпичом и в них устроены ныне существующие оконные проёмы. С восточной стороны к галерее крыльца примыкала площадка с лестничным маршем, также перекрытая крестовым сводом на столбах и отделённая от южной паперти двухпролётной стенкой, выложенной между столбами. В западном простенке располагался восстановленный ныне дверной проём, обрамленный резным белокаменным порталом, а в восточном пролёте (разобранном в середине ХVIII столетия) находился сдвоенный арочный оконный проём тоже с резным белокаменным обрамлением. Дверной проём с резным порталом вёл в восточную часть южной паперти, отделённую от западной половины стеной. Вероятно в конце 1550-х в 1560-х годах, то есть вскоре после постройки крыльца, между арочной галереей крыльца и площадкой с лестницей была возведена стенка с двойным арочным окном, украшенным белокаменной резьбой. Эта стенка, восстановленная в настоящее время, выполнена из маломерного, так называемого «грозненского» кирпича и имеет толщину в один кирпич. В резных блоках обрамления с внутренней стороны стены имеется четверть для установки оконницы. При последующих перестройках средний белокаменный импост двойного окна был утрачен, и при переносе обрамления в южную стенку паперти с оформлением его в виде ниши он был заменён подвесной фигурной гирькой. О наличии среднего импоста свидетельствуют также гнёзда от подставов, на которых крепились оконницы - они расположены с обеих сторон боковых импостов.

На южной паперти собора в примыкании к дьяконнику в строительный период 1550-х годов обустраивается придел Василия Кесарийского. Он связывается с алтарём собора большим проёмом, пробитым в его южной стене под распалубкой свода паперти и перекрытым возведённой над ним кирпичной аркой. Объём придела отделялся от паперти стенками, месторасположение одной из них - восточной прослеживается на восточном прясле южной стены собора и выявлено при реставрации штрабой. О расположении западной стенки, выложенной очевидно в прикладку к стене собора, можно судить по оставшемуся в кладке стены хвосту срубленной половинчатой капители, установленной над лопаткой с восточной стороны портала собора. Плоской гранью капитель очевидно примыкала к стенке придела. Расположение продольной стены придела проследить не удалось, так как, вероятнее всего, она была возведена с уровня пола паперти. Аналогичная половинчатая капитель установлена над лопаткой с западной стороны портала, что также свидетельствует о наличии здесь в рассматриваемый период поперечной стены. Придел в паперти подвергался неоднократным перестройкам на протяжении второй половины ХVI – ХVII веков, при этом менялось и его назначение.

Описанный выше строительный этап схематично изображен на чертежах 1760 года, выполненных архитектором Д. Ухтомским в связи с постройкой новой Галереи Оружейной палаты, примкнувшей с востока к Благовещенскому собору. Именно в это время восточный пролёт паперти был частично утрачен, а под восточную стену верхнего юго-восточного придела была подведена стена с проёмом, ведущим в новую Оружейную палату. Окончательная разборка восточного пролёта паперти произошла в 1770 году при сносе здания Галереи Оружейной палаты в связи с предполагавшимся строительством нового Кремлёвского дворца по проекту В. Баженова. Вероятно, именно в это время дверной и оконный проёмы крыльца поменяли местами, но вместо окна в северной стенке крыльца была устроена ниша с белокаменным обрамлением. Это зафиксировано на исторических планах и изображениях собора. Оконный проём был пробит здесь уже при советской довоенной реставрации в 1920-1930-х годах. После разборки в 1770 году восточной части паперти, вероятно с целью усиления перекрытия над ней, крестовые своды было заменены ныне существующим цилиндрическим сводом с подпружными арками. Для его опоры по южной стороне паперти была возведена стена, скрывшая резные столбы середины ХVI века. Два из них, о которых говорилось ранее, были раскрыты в 1860-х годах при реставрации собора и заменёны копиями. Фрагменты оригиналов хранятся в фондах Музеев Московского Кремля.

Все данные по вышеописанным строительным этапам были выявлены в процессе натурных исследований, при которых в зондажах и шурфах обнаруживались сохранившиеся фрагменты древних конструкций или их отпечатков, а в забутовке более поздних стен и полов находились детали или фрагменты утраченных элементов памятника. Так, после снятия поздней обмазки со стен паперти и крыльца были выявлены остатки старых сводов и распалубок, срубленные белокаменные капители импостов под своды, следы примыкания разобранных конструкций, в том числе оконного и дверного блоков, а также стёсанный и частично уцелевший фигурный подоконный фриз.

На кирпичных стенах крыльца, на белокаменных резных деталях и в пробитой арке паперти раскрыты остатки разновременной живописной раскраски ХVI – ХVII веков.

В шурфах, выполненных на паперти, обнаружились остатки древних полов или их отпечатки на сохранившемся растворе. Древние полы были выполнены из цветных керамических плиток разной формы и рисунка и датируются в разных местах концом ХV - серединой ХVI веков. Так в юго-восточном углу сохранился участок пола из ромбовидных двухцветных плиток времени постройки собора, аналогичный восстановленным в ХIХ веке полам на хорах собора. В объёме придела Василия Кесарийского и в дьяконнике был найден пол из треугольных трёхцветных плиток, сохранившийся в виде отпечатков в растворе, а под стенкой, возведённой позднее в пробитой арке, обнаружен и сам пол. На самой паперти в ХVI веке существовал пол из двухцветных треугольных плиток, от которого остались хорошо читаемые отпечатки в растворе. Такой же пол был раскрыт в северо-западном углу западной паперти ещё в 1960-х годах. На южной паперти с восточной стороны портала был выявлен сохранившийся участок полов из белой гжельской плитки ХVIII века.

По полученным данным были полностью восстановлены в первоначальном виде западная и северная стенки всходного крыльца с оконным и дверным проёмами.

На галерее и площадке крыльца фрагментарно обозначены первоначальные своды, воссоздан белокаменный пол площадки и ступени в паперть. Произведена консервация сохранившейся живописи. В паперти на южной стене собора восстановлены лопатки, в кладке стены выявлены первоначальные своды над папертью и конструкции придела Василия Кесарийского. Возобновлена утраченная кованая связь, проходившая в толще поперечной стены. Из вновь изготовленных керамических плиток фрагментарно восстановлены древние полы с сохранением остатков подлинной выстилки и с использованием найденных в забутовке старых плиток. Эти фрагменты будут оформлены в виде демонстрационных стеклянных витрин в полу.

Сюжет масляной живописи ХIХ века, располагавшийся до настоящей реставрации в люнете восточной стены галереи крыльца над порталом, был снят, перенесён на жёсткую каркасную основу, отреставрирован и по завершении реставрации собора найдёт своё место в экспозиции, посвященной истории формирования этой части памятника.

В ныне существующие окна галереи крыльца вставлены новые оконные блоки, изготовленные по типу исторических, установленных в ХIХ веке.

На западной паперти со стороны интерьера по вновь выявленным данным осуществлена корректировка рисунка с выполнением гипсовой модели и восстановление частично утраченных резных капителей колонн первоначальной наружной аркады. А на фасаде западной паперти в южном пролете аркады воссоздан древний белокаменный архивольт.

В северной паперти на нижней площадке всходного крыльца перед раскрытыми и восстановленными в 2007-2008 годах белокаменными столбами первоначальной открытой лестницы завершено устройство экспозиционных шурфов под стеклом, демонстрирующих нижние части столбов и фрагмент площадки древнего крыльца.

В белокаменном подклете собора завершилась прокладка инженерных сетей. Разработан тематико-экспозиционный план археологической выставки, которая разместится в его интерьере. Однако появление на отдельных участках поверхности стен солевых налетов свидетельствует о продолжающейся миграции солей в стенах памятника. Это требует проведения дополнительных работ по обессоливанию и очистке белого камня. Работы планируется осуществить в 2010 году силами специалистов ГосНИИРа. В текущем году в северном проходе в подклет закончится также оборудование экспозиционными витринами зондажей, демонстрирующих структуру древней стены. После завершения этих работ в подклете будет смонтирована планируемая выставка.

В 2009 году осуществлена также реконструкция выполненного в 1994 году гидроизоляционного покрытия открытого гульбища между верхними приделами собора. Помимо замены гидроизоляционного ковра, эта работа имела цель максимально возможное понижение уровня покрытия площадок гульбища для приближения его к первоначальной отметке и восстановление утраченных при предыдущих реконструкциях нижних частей кирпичной кладки стен собора и приделов. При снятии старого покрытия, по периметру гульбищ была выбита закладка стен на цементном растворе, сложенная при заведении гидроизоляционного ковра в толщу стен собора и приделов. Утраченная кладка воссоздана на реставрационном растворе в исторических формах, а по периметру стен поверх гидроизоляции сделан отбойный медный фартук, заведённый под плиты покрытия. Восстановлены разбитые верхние части подпружных арок, на которых стоят стены приделов. После укладки нового гидроизоляционного ковра бетонные плиты покрытия возвращены на место с устройством под водосточными трубами водоотводящих бетонных желобов. Медные водосточные трубы отремонтированы и частично заменены с включением дополнительных колен к желобам. Карнизы гульбищ также выполнены из меди.

Производство работ на объекте осуществляет реставрационно-производственное предприятие ООО "Таргет-Цель", исследования, проектирование, авторский надзор и инженерно-технологические разработки ведут Центральные научно-реставрационные проектные мастерские.

В конце 2010 года реставрация Благовещенского собора будет завершена. В паперти собора планируется открытие экспозиции, посвященной многовековой истории формирования этого уникального памятника. Здесь будут продемонстрированы все строительные этапы, включая реставрационные, отразившиеся на облике сооружения, подлинные детали, исторические чертежи и возможно графические реконструкции определённых периодов существования собора или его частей.

вверх