2012

В строительный сезон 2012 г. выполнялась реставрация западного фасада Архангельского собора. По прошествии 14 лет со времени предыдущей реставрации, произведённой в 1996 г. наблюдалось значительное загрязнение фасадов, особенно резных белокаменных деталей, частичное разрушение отделочных слоёв и локальные дефекты в кирпичной кладке и белокаменных деталях.

В ходе работ поверхность фасада была очищена ручным инструментом от предшествующих плохо держащихся отделочных слоёв и промыта водой под давлением.

Тонкая цементная обмазка стен, выполненная на части фасада в конце ХIХ – начале ХХ веков, полностью не сбивалась во избежание повреждения лицевой поверхности кладки. Удалены цементные и разрушенные реставрационные докомпановки на белом камне. Штукатурные тяги по периметру окон, устроенные вместо растёсанных кирпичных при замене оконных блоков в ХIХ веке, были сбиты, так как  их ширина и профиль не соответствовали первоначальному кирпичному декору, фрагмент которого сохранился. Оконные решётки и другие кованые металлические детали фасада расчищены от старой покраски и коррозии и загрунтованы свинцовым суриком. В целом сохранность материалов фасада удовлетворительная.

Параллельно с расчисткой поверхности фасада проектная организация проводила архитектурно-археологические исследования, направленные на выявление и датировку всех строительных этапов формирования памятника и проводившихся ранее ремонтно-реставрационных работ.

Так, в процессе исследований удалось обнаружить места заделки металлических связей пристроенной к собору в середине ХVI века галереи, а на южном прясле сохранилась хвостовая часть этой связи. Также была датирована кладка щипцов над закомарами с заделанными в неё древними резными белокаменными акротериями, а в южном щипце на поверхности розетки акротерия обнаружен след от первоначально установленного над ней белокаменного фиала. Первые переделки завершения закомар отнесены исследователями ко второй половине ХVII века, щипцы над закомарами появились не ранее ХVIII века, ныне существующее завершение датируется  началом ХХ века – временем подготовки Кремля к 300-летнему юбилею Дома Романовых.

В процессе реставрации фасада сотрудники ГосНИИРа восстановили разрушенный участок белокаменного венчающего карниза над северной пилястрой. Была произведена установка отколовшихся фрагментов каменных блоков на место с помощью металлических пиронов и склейки их специальным клеем. В местах незначительных утрат в белокаменном декоре и выполнена докомпановка их камнезаменяющими составами фирмы «Реммерс», а в кирпиче составом фирмы «Сталкер» для кирпича.

Кирпичные поверхности стен обмазаны известковым раствором. Окраска фасада, включая белый камень, произведена известковой тонированной краской германской фирмы «CAPAROL» с нанесением поверх неё гидрофобизирующего состава той же фирмы.

Металлические оконные решётки по сурику окрашены алкидной эмалью тёмно-коричневого цвета. Кованые конструкции покрытия собора и нижние поверхности свесов медной кровли окрашены в тёмно-серый цвет по грунту. Водосточные трубы, кронштейны светильников, окрытия промежуточных карнизов имеют светло-  серую окраску (ил. 18, 19). 

В 2012 году на западном фасаде возобновились работы по реставрации резных белокаменных порталов, освещённые в разделе «Научные проекты», «Резные белокаменные порталы Архангельского собора».

На северном фасаде собора в 2012 году над порталом был устроен металлический арочный навес, для защиты белокаменной резьбы от атмосферных воздействий.

В интерьере южного притвора была выполнена реставрация наружного столярного заполнения дверного проёма портала в южной галерее собора. Встроенная коробка отреставрирована на месте, остеклённые дверные полотна и скобяные изделия вывозились в специализированные реставрационные мастерские, арочная фигурная фрамуга была изготовлена вновь. 

Производство работ на объекте осуществляет фирма «Таргет-Цель», проектные разработки и авторский надзор ведёт ГУП ЦНРПМ.

В летний сезон 2012 года скульпторы ГосНИИРа выполнили реставрацию белокаменного портала ХVIII-ХIХ веков в южной галерее собора, а художники МНРХУ раскрыли и восстановили его полихромную растительно-орнаментальную роспись. Поэтапно было произведено удаление поздних покрасок, цементных заделок, деструктированных участков белокаменных блоков и швов между ними, очистка и промывка водой.

Скульпторы осуществили подклейку отслоившихся фрагментов белого камня и  докомпановку специальным составом утрат в блоках и в швах между ними.

Параллельно с реставрацией белого камня восстанавливалась роспись портала. После расчистки живописи были выявлены участки с разной степенью её сохранности. Лучше всего сохранился фон растительного орнамента – серый на архивольте обрамления портала и розовый в откосах. На сером фоне обрамления портала на валике архивольта хорошо просматриваются  очертания по контуру с небольшими вкраплениями сохранившегося красочного слоя гирлянды из  виноградной лозы, а на полочке архивольта благославляющей надписи чёрного цвета.

На розовом фоне откосов читается орнамент в стиле «арабески». Здесь красочный слой местами находился в лучшей сохранности.

Общее состояние живописи позволяло восстановить как рисунок орнамента, так и его колористическое решение. В местах разрушения поверхности белокаменных блоков и швов между ними, а также при полной утрате красочного слоя орнамент восстанавливался по аналогии с полноценно аргументированными фрагментами росписи.

Работы выполнялись атмосфероустойчивыми «дышащими» акриловыми красками, смешанными с акварелью.

 

вверх