Материалы и исследования. Выпуск XV.Федеральное государственное учреждение
"Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"

Материалы и исследования
Выпуск XV

Кремли России

Москва, 2003

 

 

 Титульный лист, редакционная коллегия, содержание

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

1. А.П. КУДРЯВЦЕВ. Кремль - послание в будущее

Если перефразировать известное высказывание нашего поэта, то можно сказать, что кремль в России - "более, чем кремль" - это знак русского, русского настоящего, исконного, допетровского. Кремль в России - это носитель национальной идеи, не навязчивой, а постоянно присутствующей в жизни русских людей, русских городов, русского горожанина. Кремль - это знак российской культуры, российской истории, российской архитектуры и градостроительства.

Когда мы думаем об исторических городах, которые представляют собой удивительное богатство нашей Родины, то прежде всего перед нашими глазами встают образы кремлей Новгородского, Астраханского, Казанского, Ростовского... Каждый из них имеет свою характеристику, свою архитектуру, свой знак, свою отметину в нашей душе. И конечно, венцом всех кремлей России является Кремль Московский....

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

2. А.В. ИКОННИКОВ. Московский Кремль - формирование метафор и символических значений архитектуры

Московский Кремль, "Кремль с большой буквы", вошел в сознание людей XX столетия как многослойный комплексный образ-символ, встраиваясь во многие контексты: архитектурно-художественные, исторические, идеологические, политические. Для россиян этот образ неразрывен с представлениями о столичности, о центре политической власти и вершине ее иерархии. Непререкаемость его значения делала сомнительной роль учрежденной волею Петра I молодой столицы - Санкт-Петербурга...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

3. В.Л. ХАИТ. Семантика кремлей и Московский Кремль

Прежде всего необходимо определить объект исследования, вычленить содержание понятия "Кремль". Само слово, как известно, появляется в письменных источниках относительно поздно. Предшественниками его были на Руси "Детинец" и, вероятно, "Кром". Однако термин "Кремль", возможно, превратившийся в нарицательное слово из имени собственного ("ль" - древний суффикс с притяжательным значением, ср.: "Ярославль"), стоит сопоставить, если не идентифицировать, с изначальным общеславянским "Город" ("Град","Груд"), входившим в название Московского Кремля (летописное "Кремль град", латинизированное "Кремлен-град" на старинных планах) и означающим огороженное место (ограда, огород и тому подобное). Именно с размышлений о значении и значимости ограды и ее элементов - стен, башен, ворот - следует начать...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

4. А.В. ГРАЩЕНКОВ. Царский титул на фризах дворцов Московского Кремля

Летом 1978 г. в Тайницком саду Московского Кремля были обнаружены детали резной надписи. Они находились в засыпке около прясла кремлевской стены между Москворецкой и Петровской башнями. Датировка засыпки колеблется от XVIII до XX в., какие-либо документы, позволяющие определить принадлежность деталей к определенному памятнику, отсутствуют, источник поступления неизвестен. Все это крайне затрудняет атрибуцию уникальных находок, поэтому основное внимание в нашей статье уделяется исследованию деталей надписи...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

5. А.С. ЩЕНКОВ, М.П. ПАВЛОВА. Реставрация стен Московского Кремля в XX веке

Данная статья не претендует на детальное освещение всех этапов и всех работ, проводившихся реставраторами на стенах Кремля в XX в. Хотелось бы остановиться на взаимодействии двух факторов, в существенной степени определявших направленность реставрационных работ. Это, с одной стороны, состояние реставрационной мысли, профессиональной теории и методики, а с другой - требования, предопределявшиеся содержательной значимостью реставрируемого объекта...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

6. В.В. ДЕНИСОВ. Архитектурный ансамбль Угличского кремля по сообщениям письменных источников

Угличский кремль относится к числу интереснейших археологических, архитектурных, историко-культурных памятников Верхневолжья. Целый ряд специалистов занимался исследованием его археологического прошлого, планировки и топографии X-XVII вв., проблемами формирования архитектурного ансамбля в XVIII-XIX вв., анализом графических и изобразительных материалов.

Не меньший интерес для специалистов, занимающихся данной темой, представляют письменные источники, заключающие в себе сведения о состоянии Угличского кремля в различные исторические периоды. Эта тема пока не становилась объектом специального научного исследования, хотя многие письменные источники привлекались авторами вышеупомянутых работ. Проблема, вынесенная в название настоящей статьи, имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, письменные источники позволяют значительно расширить наши знания о сохранившихся до наших дней памятниках архитектуры. С другой стороны, только с помощью письменных источников мы можем сейчас получать данные об утраченных сооружениях Угличского кремля и создавать информационную базу для проведения его научной реконструкции...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

7. Е.Г. ГАРАНИНА. "Музейная жизнь" архитектурных памятников московского кремля в XIX - начале XX века

Обычно "музейная жизнь" Московского Кремля XIX - начала XX в. связывается с деятельностью его единственного музея - Оружейной палаты. Однако изучение ряда опубликованных источников и научной литературы дает возможность расширить представления о музейной истории архитектурных памятников Кремля этого времени.

Первые известные нам страницы этой истории относятся к 1831 г., когда в Кремлевском Дворце была открыта выставка произведений отечественной промышленности. На первый взгляд ее тематика кажется довольно неожиданной. Но, если вспомнить историческую ситуацию тех лет - огромный успех Первой Всерос¬сийской промышленной выставки в Петербурге в 1829 г., не менее значительный - второй выставки в Москве в мае 1831 г., затем 1833 г. в Петербурге, 1835 г. в Москве и других, тогда кремлевская выставка, открытая в ноябре 1831 г., найдет свое историческое место и объяснение...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

8. И.А. БОГАТСКАЯ. Образ Московского Кремля в живописи и графике XVIII - первой половины XIX столетия

Расположенный в центре Москвы величественный ансамбль Кремля во все времена являлся истинным украшением города и наиболее яркой его достопримечательностью. Образ Московского Кремля издавна привлекал к себе внимание и нашел отражение как в памятниках литературы, так и в изобразительном искусстве. Немало поэтически возвышенных и проникновенных строк посвятили ему писатели и поэты разных времен. Не оставили Кремль своим вниманием русские и иностранные художники, граверы, архитекторы, запечатлевшие его неповторимый облик. Созданные ими образы Кремля, помимо их большой художественной ценности, несомненно, представляют и чисто исторический интерес, поскольку позволяют проследить этапы развития Московского Кремля в различные эпохи, в том числе и в контексте исторических событий, свидетелем которых он являлся...

Скачать статью полностью в формате PDF (3,0 Мб) >>

9. И.П. КУЛАКОВА. К истории Московского Кремля как религиозного центра конца XVI - начала XVII века (о почитании святителей Петра, Алексея и Ионы)

С Московским Кремлем и Патриаршим домом связано установление празднования памяти московских святителей Петра, Алексея и Ионы, которое произошло 5 октября 1595 г. Возросшая волна поклонения этой неразделимой троице московских святителей пришлась на XVI-XVII вв. В XVIII в. значение их культа по понятным причинам угасло, хотя в конце XVI—XVII в. практически ни одна государственная грамота не обходила упоминанием этих святых. Сам факт установления праздника можно рассматривать как событие «знаковое», тесно связанное с завершением процесса утверждения русской автокефалии, местом и ролью Церкви и Патриаршего дома в Российском государстве. Кроме того, оно также стало определенным этапом в формировании архитектурного комплекса Патриаршего двора в Московском Кремле...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

10. Н.В. ЖИЛИНА. Тверской кремль. Этапы строительства укреплений и роста еородской территории

На рисунках, приложенных к сочинениям иностранных путешественников о России, мы видим кремль Твери на мысу между реками Волгой и Тьмакой. древнейший, правда, неточный, план Твери 1674 г., сделанный Э. Пальмквистом, изображает Тверской кремль в максимально широких границах, известных и позже, по планам XVIII-X1X вв.. Восточная граница проходит по территории современного городского сада. Остатки рва в виде заплывшего понижения видны и сейчас...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>

11. С.Л. МАЛАФЕЕВА. Дворцы Московского Кремля в документах московского городского объединения архивов

Московский Кремль издавна являлся не только основным градообразующим ансамблем столицы, но и ядром всей государственной жизни России. С момента выделения Москвы как центра формирования государственности именно Московский Кремль стал резиденцией сначала великокняжеской, затем царской, а еще позднее — императорской семьи. Именно здесь проходили важнейшие дипломатические приемы, принимались основополагающие для страны решения, вершились людские судьбы. Изначально Кремль был не только местом расположения государственных организаций, но и резиденцией властителей России...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

12. Т.Л. НИКИТИНА. Интерпретация стенописей соборов Московского Кремля в памятниках Ростовского архиерейского дома

Почти два столетия назад ростовский митрополит Самуил Миславский писал: "Удивляетесь моего дома огромности? Оный построен митрополитом Ионою. Архитектура его совсем древняя; похожа на Кремль в Москве. Две грановитыя палаты и площадь подле оных, так точно, как в Кремлевском дворце; семь церквей каменных, все альфреско, только не живописью, а старым иконописством расписаны". Об ориентации архитектурного облика и пространственной организации наиболее значимых частей ростовского ансамбля на облик построек Московского Кремля писали и авторы XIX-XX вв. При этом А.Г. Мельник подчеркнул, что митрополит Иона "сознательно ориентировал своих зодчих на воспроизведение композиции Спасской башни Московского Кремля". Итак, известное положение об осознанной ориентации создателей ростовского ансамбля на кремлевские образцы стало одной из предпосылок нашего исследования...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

13. М.Б. ЧЕРНЫШЕВ. Реконструкция первоначальных форм четырехугольных башен кремля Коломны

Крепостные сооружения Коломенского кремля, возведенные в 1525-1531 гг., на первый взгляд устроены по образу и подобию Кремля Московского. Сохранившиеся Пятницкие ворота Коломны очень близки первоначальным формам Спасских и Троицких ворот в Москве, девятнадцатигранная угловая Коломенская (Маринкина) башня повторяет формы угловой Арсенальной (Собакиной) башни, изображения несохранившихся Свибловых башен Коломны и Москвы также свидетельствуют об их генетическом родстве. В то же время рядовые четырехугольные башни Коломны не имеют аналогов ни в Москве, ни в других кремлях Московской Руси XVI в...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

14. И.Г. КУСОВА. Историческая топография кремля Переяславля Рязанского XVI-XVII веков

Переяславль Рязанский (современная Рязань) - один из древнейших городов Центральной России, чья история насчитывает свыше девяти столетий. Основанный, согласно некоторым источникам, в 1095 г., в первые два века своего существования Переяславль не играл какой бы то ни было значимой роли в истории края и, видимо, вследствие этого ни разу не был упомянут в летописях. Лишь с XIV в., когда Переяславль стал столицей Рязанского княжества, летописные упоминания о нем становятся достаточно регулярными. С начала XVI в., после ликвидации Рязанского княжества и присоединения его территории к Москве, на протяжении почти двух веков город являлся военной крепостью на южных оборонных рубежах Московского государства. С потерей военного значения Переяславль выполнял функции административного и торгового центра уезда. Таким образом, Переяславль Рязанский являлся городом, чья история изобиловала различными событиями как мирного, так и военного характера...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

15. Г.Н. ЧАГИН. Планировочные композиции и оборонительные сооружения Чердыни в XVI - начале XVIII века

Для Чердыни - столицы Перми Великой - было выбрано оптимальное в архитектурно-художественном и стратегическом отношении место. Город ведет историю от двух городищ, основанных в VIII-XII вв. аборигенным коми-пермяцким населением на высоком правом берегу реки Колвы. Левобережная часть представляет собой низменную ровную местность с пойменными лугами, лесами, болотами окруженную с востока горной возвышенностью. Вид на эту панораму с высоты чердынских холмов поистине былинный, поскольку на горизонте над горным кряжем возвышается хорошо просматривающийся громадный Полюдов камень, овеянный легендами и преданиями. Силуэт камня напоминает основание петербургского Медного всадника. Заречную часть города жители издавна превратили в "животинный выпуск" для скота...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

вверх