Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"
Материалы и исследования
Выпуск XIV
Сокровищница России: Страницы исторической биографии Музеев Московского Кремля
Москва, 2002
Титульный лист, редакционная коллегия, содержание
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
1. И.А. РОДИМЦЕВА. Музей в прошлом и настоящем
На рубеже веков, и более того - на рубеже тысячелетий люди оглядываются назад, пытаясь осмыслить пройденное, подвести итоги. Естественно, что это делает такое крупное учреждение культуры, как Музеи Московского Кремля. Ведь только поняв, «откуда мы» и «кто мы», можно определить, в каком направлении и как двигаться дальше. На протяжении почти двухвекового существования музея многие исследователи обращались к его истории. Принимая эстафету от своих предшественников, мы призваны дать оценку пройденного пути с позиций сегодняшнего дня, многое осмыслить по-новому, многое заново открыть. Настоящее издание является первой широкомасштабной попыткой изучения истории одного из старейших музеев России, стоявшего у истоков музейного дела страны. Вехи исторической биографии Музеев Московского Кремля, несомненно, явятся точками отсчета в истории отечественного музееведения...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
2. А.В. ПЕТУХОВА. Музей в кремле как государственное учреждение
История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение.
История музея в Кремле, в самом сердце страны, всегда была неразрывно связана с историей Российского государства. Музей-сокровищница, музей, хранящий государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти. Это обстоятельство иногда благотворно, иногда трагически, но всегда активно влияло на жизнь музея...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
3. Е.И. СМИРНОВА. Оружейная палата. XIX век
Древние памятники и художественные собрания Московского Кремля встретили XIX столетие в тяжелом состоянии. Горестное их обветшание зафиксировано многими документами и запечатлено на живописных полотнах, исполненных художником Ф.Я. Алексеевым и его учениками в 1800-1801 гг. Кремль, потеряв в начале XVIII в. значение постоянной резиденции российских государей, остро нуждался в средствах для поддержания всех находившихся на его территории исторических ценностей, дворцов, стен, башен... Пушкинские строки: И перед младшею столицей // Померкла старая Москва, // Как перед новою царицей // Порфироносная вдова - в полной мере относились и к древнему центру первопрестольной...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
4. М.Л. СТОЛЯРОВА. Первая экспозиция Оружейной палаты
Почти сорок лет музей Оружейная палата располагался в здании, построенном в 1810 г. архитектором И.В. Еготовым. За эти четыре десятилетия сложились музейные традиции, выработались основные принципы хранения, опи¬сания и экспонирования памятников, появились музейные специалисты. В первой половине XIX в. были заложены и основы научно-просветительской деятельности музея. О первом музейном здании и первых экспозициях Оружейной палаты написано немного. Это прежде всего вышедшая в 1807 г. работа А.Ф. Малиновского "Историческое описание древнего Российского Музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающегося". На нее опирались авторы последующих описаний, составленных в первой половине XIX в. В XX в. кратко касались истории первого музея Ю.В. Арсеньев и В.К. Трутовский. Более подробно рассматривается экспозиция Оружейной палаты, располагавшаяся в еготовском здании, в статье К.П. Белавской. Определенное место уделила истории первого музейного здания Оружейной палаты, характеристике ее экспозиции и складыванию музейных фондов И.С. Ненарокомова. Е.И. Смирнова, говоря о первой экспозиции Оружейной палаты, указала ее автора. "[Н.Б.] Юсупов был автором плана размещения древних собраний в экспозиционных залах, непосредственно руководил этой работой..."...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
5. В.Г. ЧУБИНСКАЯ. Светская живопись в Оружейной палате XIX века и ее роль в формировании программы дворцового музея
Собрание светской живописи Оружейной палаты XIX в. являлось одним самых молодых среди ее исторических коллекций. Процесс его сложения отражает особенности становления Оружейной палаты в качестве дворцового музея и специфику его идейной программы.
В отличие от других современных коллекций Оружейной палаты, составивших ей мировую славу сокровищницы русского декоративно-прикладного искусства, история ее живописного собрания не уходит в глубину веков. Она начинается в XVII в., когда, в соответствии с воспринятым из Западной Евро¬пы обычаем, царский дворец начинают украшать произведениями светской живописи. В описях царской казны этого времени значится множество картин и парсун - парадных изображений царей, выполненных иностранными и отечественными живописцами...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
6. Т.А. ТУТОВА. К истории создания сводной научной описи коллекций Оружейной палаты в XIX веке
В девятнадцатом веке Государственная Оружейная палата Московского Кремля прошла сложный поступательный путь развития. Из объединенного кремлевского древлехранилища уникальных царских сокровищ, организационно оформившегося в XVIII в., она превратилась в один из значительнейших национальных музеев России.
Это преобразование нашло отражение как в научной, просветительской экспозиционной деятельности Оружейной палаты, так и в развитии важнейшей научно-хранительской функции музея - формировании, систематизации изучении и научном описании всего музейного собрания, с последующей его публикацией...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
7. А.С. БАДУЛИНА. Комплектование собрания Оружейной палаты в XIX - начале XX века
История сложения кремлевских собраний имеет особое значение для отечественной музееведческой практики. Пожалуй, ни один другой российский музей не был столь тесно связан с историей и политикой государственной власти как древнейшая царская сокровищница - Оружейная палата. Эта связь в первую очередь отразилась в уникальности состава коллекций, которые были преобразованы в музей лишь в начале XIX столетия. Указ Александра I 1806 г. впервые на официальном уровне представил фамильные драгоценности российских правителей как государственное музейное хранилище особого значения. Фактически сто десять лет - с 1806 по 1917 г. - Оружейная палата просуществовала как императорский музей...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
8. Т.А. ТУТОВА. Директор Оружейной палаты Д.Д. Иванов и борьба за сохранение музейных ценностей в 1922-1929 годах
Оружейная палата оформилась как публичный музей в самом начале XIX в., не была еще написана "История государства Российского" Н.М. Карамзиным не были созданы и прославившие Россию произведения литературы, музыки и живописи на исторические и былинные темы, когда еще не было предпринято знаменитое академическое издание древних русских летописей и актов Музей "Оружейная палата" сыграл немалую роль в развитии национально¬го самосознания в России.
Однако после победы Октябрьской революции идея государственности, прославлявшая 300-летнюю историю самодержавия Дома Романовых, отраженная в основной концепции этого дворцового музея, в новой исторической ситуации для государственного музея стала неприемлемой и трактовалась по меньшей мере как политически бестактная...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
9. М.К. ПАВЛОВИЧ. Оружейная палата Московского Кремля В 1930-е годы
Ставшие печально известными в истории нашей страны 1930-е годы до сих пор являются наименее изученным периодом в жизни старейшего московского музея - Оружейной палаты. Причин этому несколько: недостаток документов, повествующих о том тяжелом времени, их недоступность для исследователей в силу грифа секретности, политическая обстановка тех лет. Немаловажным фактором является и то, что объективно оценить собственную историю можно лишь по прошествии десятилетий. Сейчас, создавая по архивным источникам, публикациям и мемуарам биографию Музеев Московского Кремля игравших немалую роль в судьбе России, мы не должны исключать из нее эти яркие и трагичные десять лет. Без сомнения, данная статья отнюдь не претендует на исчерпывающее изложение всех фактов многоликой жизни Оружейной палаты того времени. Мы постараемся лишь указать наиболее характерные черты, уделив основное внимание истории экспозиции, как в зеркале отразившей в себе господствовавшую в обществе идеологию...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
10. Е.И. СМИРНОВА. Оружейная палата в 1941-1945 годах
Великая Отечественная война поставила под угрозу сохранность величайшего памятника культуры и истории - Московского Кремля, потребовала незамедлительной эвакуации собраний Государственной Оружейной палаты.
В 5 часов 30 минут 22 июня 1941 г. через Боровицкие ворота, мимо здания музея, на большой скорости проследовала в Кремль машина германского поев Шулленбурга, который от имени своего правительства сделал заявление заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров и министру иностранных дел Советского Союза В.М. Молотову об объявлении Германией войны СССР в то время как вторжение фашистских войск на территорию нашей страны уже началось и бои шли на многих участках западной границы...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
11. М.К. ПАВЛОВИЧ. Оружейная палата в середине 1940-х - начале 1980-х годов (к истории экспозиции)
С середины 1940-х гг. в стране наблюдался вызванный победой в Вели Отечественной войне подъем чувства национального самосознания, интеграции народа к своему прошлому, своей истории, наглядным символом и воплощением которой по-прежнему оставался Московский Кремль, его памятники и музеи. В немалой степени этому способствовало и широко отмечавшееся 800 - летие Москвы в 1947 г., когда резко возрос поток посетителей музея-сокровищницы, достигнув 65 тысяч (по сравнению с несколькими тысячами в предвоенные годы и 10400 за вторую половину 1945 г.) Среди них было немало иностранцев. В 1948 г. в Оружейной палате побывало уже 89666 человек...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
12. М.Н. ЛАРЧЕНКО, И.А. РОДИМЦЕВА. Экспозиция Оружейной палаты 1986 года
Концепция тематико-экспозиционного плана и принципы экспонирования собрания Государственной Оружейной палаты продиктованы характером музея принадлежащего к редкому типу музеев-сокровищниц. Ядро собрания Оружейной палаты, исторически сформировавшееся на базе государевых казнохранилищ, что отразило их структуру и процесс накопления художественных памятников в Кремле. Уходящая в глубь веков история сложения кремлевских коллекций тесно связана с административной, политической и культурной жизнью Российского государства, сосредоточенной в Московском Кремле на протяжении многих столетий...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
13. Л.П. КИРИЛЛОВА, М.Н. ЛАРЧЕНКО. К истории колористического решения и оформления интерьеров Оружейной палаты (по материалам архивов)
Во время реставрации здания Оружейной палаты и создания новой экспозиции в 1983-1986 гг. был полностью сохранен ее архитектурный облик и были использованы все возможности по воссозданию художественного образа интерьеров музея. В процессе работы над художественным проектом новой экспозиции большое значение придавалось всестороннему осмыслению колористического решения залов Оружейной палаты, так как оно не должно было противоречить сложившимся традициям и замыслам сотрудников музея, создававшим экспозицию в здании, построенном в 1851 г. К.А. Тоном. В настоящей статье приведен целый ряд архивных документов, хранящихся в РГАДА, Московской Кремле и архиве бывшего КГБ, в которых в историческом аспекте рассматриваются материалы по художественному оформлению интерьеров Оружейной палаты...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
14. B.C. ВАРТАНОВ. Создание комплекса витрин для экспозиции Оружейной палаты 1986 года
Витрина - одна из важнейших составных частей экспозиции. Проявившееся к концу 1970-х гг. моральное и физическое несоответствие устаревших витрин Оружейной палаты новым требованиям музейной практики стало одном причин их обновления. С учетом складывавшейся в эти годы концепции в экспозиции велся поиск образа витрин, сочетавшихся с архитектурой интерьеров и отвечавших новым задачам обеспечения сохранности ценных экспонатов. Коллектив научных сотрудников Музеев Московского Кремля, занимавшийся этим делом под руководством заведовавшей тогда Оружейной палатой И.А. Родимцевой, имел вполне определенное представление о предмете поиска. Основой для такого видения являлся как собственный богатый опыт эксплуатации экспозиционного оборудования, так и хорошее знание отечественного и мирового уровня музейной техники и тенденций ее развития...