Карта Московского КремляБеляев С.А. Архитектурно-литургический ансамбль Московского Кремля как уникальное явление в истории поместных церквей

Беляев С.А рассмотрел совокупность древних архитектурных памятников Московского Кремля, с точки зрения их литургической значимости. Привлекая аналогии и опираясь на исторические свидетельства, С.А. Беляев пришел к выводу об уникальности архитектурно-литургического ансамбля Московского Кремля, как единственного в мире сочетающего в себе кафедральный собор и храм предстоятелей церкви, их резиденцию, место захоронения митрополитов и патриархов, некрополь светских правителей.

Князья московской династииСамойлова Т.Е. Княжеские изображения в росписи Архангельского собора в контексте византийской культуры

Татьяна Евгеньевна Самойлова, сотрудник Музеев Кремля свое выступление посвятила системе росписей Архангельского собора Московского Кремля – родовой усыпальницы московских великих князей и царей. Основное внимание Т.Е. сконцентрировала на той части монументальной росписи храма, которая относится к “портретной галерее” князей. Т.Е. ввела ее в контекст византийской и сербской традиции изображений правителей в интерьерах храмовых сооружений. Это позволило выявить уникальность росписей, традицией восходящих к Византии и Сербии, но имеющих ряд особенностей, присущих им в силу особой роли, которая отводилась династическому некрополю в иерархии архитектурных сооружений Соборной площади Московского Кремля и обусловленных политической ситуацией правления Ивана Грозного, при котором сложилась система росписей.

Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыряСобор Чуда архангела Михаила Чудова монастыряМеняйло В.А. Художественное убранство Чудовского собора Московского Кремля

Виктория Анатольевна Меняйло, сотрудник Музеев Кремля затронула интереснейшую тему, связанную с несохранившимся Чудовым мужским монастырем Московского Кремля. Уничтоженный в течение ночи в 1929 году, монастырь на протяжении всей своей истории неоднократно страдал от пожаров, его главный храм, посвященный Чуду Архангела Михаила, много раз перестраивался и менял интерьер Задача восстановления облика архитектурных сооружений этого монастыря и их интерьеров чрезвычайно осложнена, отсутствием исторических документов и графических материалов. В.А. подвергла разбору художественное убранство Чудовского собора, многие иконы которого хранятся в собрании Музеев Кремля. В монументальной живописи храма и его интерьере, В.А. выявила ряд особенностей, связанных с его ролью – собора, где крестили царских детей. Статус храма приводил к тому, что его иконы и иконостас быстро восстанавливались после пожаров и заказывались лучшим мастерам. Чрезвычайно интересны Царские врата конца XVII столетия письма Симона Ушакова, иконография которых отличается полным отсутствием в изображении евангелистов и Благовещения “исторической канвы”, т.е. воспроизведения интерьеров или мест, где происходили эти события согласно Евангелию. Не менее интересна и значима храмовая икона “Чудо Архистратига Михаила в Хонех”, средник которой окружен плотными рядами клейм (69 сюжетов), изображающими все известные по книгам Ветхого и Нового Завета деяния Архистратига Михаила.

Шатер для хранения церковных реликвийКоварская С.Я. Ковчеги с православными святынями в Московском Кремле

Светлана Яковлевна Коварская, сотрудник Музеев Кремля рассмотрела традицию изготовления реликвариев для особо почитаемых святынь из соборов Московского Кремля. В Успенском соборе издревле хранилось множество святынь. Традиционно, в эпоху средневековья, ковчеги для них выполнялись по заказам государя и именитых бояр. Так в Благовещенский собор с 1598 по 1633 годы Борисом Годуновым и Михаилом Романовым были вложены ковчеги для мощей святых. Успенский собор для частиц: Гроба Господня, Ризы Господней, Ризы Богородицы и гвоздя с креста Распятия (выносимых для поклонения лишь раз в году) получил в XVII столетии особую раку, которая находилась в его интерьере. Столетием позже, реликвии были перенесены в алтарную часть храма и положены у Горнего места в особом киоте. В середине XVIII века для них определили новое место и, изготовив деревянную раку, переместили в Петропавловский придел Успенского собора. В Новое время в создании реликвариев прослеживается тот же порядок. Порой инициатором их переделки или создания выступало государство, как в случае с реставрацией Благовещенского собора, когда для части реликвий по решению реставрационной комиссии под руководством И.Е. Забелина, в 1893 году фабрике Постникова в Москве была заказана рака в форме древнерусской гробницы. Иногда новые раки для мощей делались по предложению и на средства частных лиц. Например, в 1901 году для бронзовой раки, хранящейся в Петропавловском приделе Успенского собора, были сделаны две серебряные крышки – по инициативе и на средства почетного гражданина Крестовникова, пожелавшего почтить память супруги. Синодальная контора, в которую обратился Крестовников, заказала их фабрике Кузьмичева.

Голованова М.П. Знамена с образом Спаса в собрании Оружейной палаты

Марина Петровна Голованова, сотрудник Музеев Кремля темой своего доклада выбрала знамена с образом Спаса Нерукотворного в собрании Оружейной палаты. Это тема исследована мало, поскольку авторы, посвящавшие свои труды знаменам (Висковатов, Яковлев, Николаев и д.р.) не выделяли её в самостоятельный вопрос. Из 180 знамен, которые хранятся в Музеях – пять - три “больших” и два “воеводских” несут этот образ. Знамя с изображением Спаса Нерукотворного в течение четырех веков было главной святыней русского войска. С ним был связан ряд воинских ритуалов. Особая роль знамени в воинской традиции, приводила к тому, что в эпоху средневековья их изготавливали в Москве в государевых мастерских, оттуда выдавали в полки. Если знамя приходило в негодность, его возвращали в казну. Новый стяг “строился” по образцу обветшавшего. Спас традиционно исполнялся в технике лицевого шитья, что характерно для наиболее почитаемых знамен.

Св. патриарх ГермогенЧугреева Н.Н. Московский Кремль и русские святые

Наталия Николаевна Чугреева сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, исследовав вопросы связи Московского Кремля с традицией почитания русских святых, пришла к выводу, что ощущение святости места, посещающее каждого христианина, зиждется на особой роли Московского Кремля во многовековой традиции почитания святых и мучеников за веру. Эта роль заключается в том, что Московский Кремль становился не только местом, где хранились, собирались и прославлялись святыни, но и местом мученичества, пастырского подвига иерархов Русской православной церкви.

Митрополит АлексийО. Дмитрий Иванов. Митрополиты московские и великие князья Московские (митрополиты Алексий и Киприан и великие князья Дмитрий и Василий)

Священник Дмитрий Иванов проанализировав в своем докладе взаимоотношения иерархов Церкви и русских великих князей в XIV столетии сделал вывод о благотворном и определяющем влиянии митрополита Алексия на политические и военные успехи великого князя Дмитрия Александровича (Донского). Митрополит был не только наставником князя, но и видным дипломатом, деятельность которого способствовала стабилизации внутри и внешнеполитической обстановки на Руси. В тяжелые для государства времена деятели церкви осознавали, что объединение русских князей против общего врага должно основываться на идее борьбы за веру. Одновременно недальновидные поступки церковных иерархов в отдаленном прошлом эхом отзываются и в нашем времени. О. Дмитрий Иванов считает, отделение южной части метрополии допущенное митрополитом Киприаном, повлекло тяжелые последствия, груз которых не стал легче и в наши дни. Это событие вызвало переход в католичество жителей Литвы и Польши, подтолкнуло процесс окатоличивания населения приграничных районов, посеяло межконфессиональные распри, которые продолжаются и по сей день.

вверх