"Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев"

По инициативе Музеев Московского Кремля и при финансовой поддержке Благотворительного фонда В.Потанина Всероссийский центр изучения общественного мнения осуществил комплексное социологическое исследование "Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев".

Исследование направлено на выяснения профессионального и общественного спроса на публичную музейную информацию и информационные сервисы в электронном виде. Социологические исследования проводились с использованием трех методик – количественный опрос населения (было опрошено 1000 респондентов), углубленные интервью со специалистами Музея (проведено 6 глубинных интервью), а также проведение фокус-групп среди представителей различных целевых групп – школьники и учителя истории, представители туристических и экскурсионных бюро, представители научного сообщества.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о недостаточном уровне информированности целевой аудитории о музейной деятельности Московского Кремля. Большинство респондентов, по их оценкам, владеют неточной («что-то знают, но не точно»), а иногда и ошибочной информацией об отдельных аспектах деятельности музейного комплекса Кремля (на это указали в своих оценках об информированности об отдельных аспектах деятельности Музея 45-55% респондентов). Также как значительную можно оценить и долю респондентов (25-46%), полагающих, что им практически ничего не известно, о том или ином аспекте деятельности музеев Московского Кремля -

Наиболее предпочтительным информационным источником с точки зрения спектра получаемой информации, по оценкам респондентов, сегодня является Интернет. Не случайно подавляющее большинство опрошенных (70%) назвали этот информационный канал в качестве основного и наиболее предпочтительного. Согласно данным, полученным в ходе исследования, респонденты получают из Интернет не только информацию о новых выставках и анонсы и о режиме работы музея. Интернет для значительной части исследуемых целевых групп является основным источником содержательной информации, касающейся истории и исторических событий, истории отдельных музейных экспонатов.

В целом, говоря об используемой в настоящее время спектре информационных источников, можно констатировать, что для получения необходимой информация, касающейся музейного комплекса Московского Кремля респонденты предпочитают использовать максимально возможное для себя количество информационных каналов и ресурсов, что свидетельствует не только о достаточной высокой заинтересованности в подобной информации, но вместе с тем и ее недостаточной и не всегда полной представленностью в современном информационном пространстве.

Основываясь на результатах исследования можно утверждать, что основным и единственным мотивом обращения к информационным службам Музея является недостаток, а иногда, судя по оценкам респондентов, и дефицит информации о музейном комплексе Московского Кремля, его фондах. И зачастую необходимую информацию, и в первую очередь, информацию касающуюся исторического события, оценки художественной ценности того или иного экспоната, предмета, не всегда можно получить из достаточно обширного спектра информационных каналов и ресурсов, которыми пользуются респонденты в настоящее время.

На этом фоне наблюдается достаточно высокий уровень готовности воспользоваться информационными ресурсами с использованием современных информационных технологий – приобрести полный электронный каталог собрания музейного фонда Кремля (готовы воспользоваться 57% респондентов), воспользоваться виртуальной тематической экскурсией в историческую среду Кремля различных эпох (56% опрошенных), использовать индивидуальный электронный путеводитель (65%).

вверх