ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

15.09.2020 - 17.09.2020

Данные на: 28/9/2020

Общая информация
ДокладчикТуминская Ольга Анатольевна
Государственный Русский музей
заведующая сектором эстетического воспитания Методического отдела
8 (812) 5954241
Соавторы докладанет
Название докладаРесурс экспозиций средневековой культуры в экскурсионной деятельности
Аннотация (тезисы)Экспозиции средневекового искусства в художественных музеях РФ составляют меньшую часть из всех выставочных площадей страны. Особенность данной тематики заставляет выстраивать и экспозиционный маршрут, и экскурсионную деятельность в связи с заданными изначальными условиями. Предъявление предметов жизни средневекового человека вызывает неподдельный интерес и массу вопросов у зрителей. Для создания условий заинтересованности используется проблемный метод. Экспозиции, которые в течение 2000–2010 гг. были посещены учащимися классов эстетического воспитания Государственного Русского музея, следует разделить на категории: 1) архитектурно-художественные, 2) археологические, 3) изобразительного искусства; 4) христианского искусства. Деление условное. Архитектурно-художественные и археологические экспозиции ― музейные заповедники и экскурсионно-историческому центру древнерусского города. Для их посещения выбирался специальный маршрут, по которому надо найти сам музей. Обязательно ориентирование по карте. Выделение центра города по географическим и архитектурным ориентирам: река, парк, крепостные укрепления, площадь, соборы. Обращено внимание на уникальные архитектурные особенности храмового зодчества. В Ленинградской области это крепостные сооружения Старой Ладоги, Выборга и Ивангорода. Архитектура средневековых храмов ― Великий Новгород, Псков, Ярославль, Смоленск, Москва. Были посещены храм Феодора Стратилата на Ручью, Мирожский монастырь. Художественные маршруты ― посещение художественных музеев, в которых экспонируется предметы искусства древнерусских людей. Были посещены ЦМиАР, Сергиево-Посадский архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгородский архитектурный и художественный музей-заповедник, музей-заповедник «Александровская слобода», Государственный исторический музей, Печоры, Изборск. Были осуществлены встречи с реставраторами (Реставрационная иконописная мастерская г. Ярославля и мастерская монументальной живописи в г. Великий Новгород [1, с. 17–19]), художниками, преподавателями художественных школ. Вопросы, интересующие детей и их родителей, разрешались в беседе и наглядной демонстрации элементов реставрационного процесса. Самым действенным способом оказался экскурсионный рассказ с ответом на вопросы. Проблемная ситуация создавалась заранее ― педагог готовил к посещению того или иного исторического места. Дети знакомятся с новой для них выставкой, выбирали понравившийся предмет и его изучали. Метод кейс-исследования оказался самым эффективным. Чем больше учащиеся посещали экспозиции древнерусского искусства, тем увереннее становился их поисковый метод. Группа учащихся была постоянная. И самая важная и глубокая по смыслу оказывается категория музеев христианского искусства. Были посещены храмы и церкви Ярославля, Великого Новгорода, Пскова, Сергиева Посада, музей христианского искусства при храме преподобного Андрея Критского. Вторым важным средством для изучения личностного эмоционального их роста является система исполнения набросков и заданий по рисованию. Пленэрные зарисовки были осуществлены во всех указанных экскурсионных поездках. Выбор предмета для исследования подсказан самими участниками образовательных экскурсий. Именно этот предмет фигурировал в различных графических набросках. Помощь родителей была необходима на первых этапах. Впоследствии были представлены совместные со взрослыми работы и выполненные детьми самостоятельно. Это творческие работы по описанию экскурсий и по изучению выбранного предмета (хорос, лампада, дверцы шкафа, киот, черепица, кладка стены, копье, грузила для ловли рыбы, лодка и т. д.). Работа с детьми и подростками в свете освоения средневекового изобразительного искусства на примере пленэрных зарисовок освещалась автором на IX Всероссийском фестивале «Кремль – детям» в 2016 г. [2, с. 73–74.].
Сноски к тексту доклада1. Федоренко Т. К. Проблемы методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи : на примере новгородских памятников : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. СПб., 2015. 21 с. 2. Туминская О. А. Пленэрные экскурсии: опыт работы сектора эстетического воспитания Государственного Русского музея //Кремль — детям. IX Всероссийский фестиваль «Музеи в архитектурно-художественных ансамблях: культурно-образовательный ресурс и перспективы развития». Москва 13–15 сентября 2016 г. М., 2016. 83 с.

вверх