ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
15.09.2020 - 17.09.2020
Данные на: 10/12/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Павлова Мария Александровна Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник старший научный сотрудник 8-920-645-4962 8 (4942) 51-43-90 |
Соавторы доклада | Шапошникова Марина Владимировна |
Название доклада | Реконструкция в музее. Театр «глинянок» Честнякова. |
Аннотация (тезисы) | В начале XX века театр занимал значительное место в жизни людей, ни один праздник, ярмарка, гуляние не обходились без театрального действия. Творчество Ефима Честнякова уникально: он писал картины, лепил глиняные скульптуры, сочинял стихи, сказки и романы, фотографировал, изучал народные обряды и обычаи, ставил театральные спектакли. Честняков искал свою оригинальную форму для воплощения творческих идей, понятную жителям деревни. Театральное творчество Честнякова можно разделить на два вида: театр с игрой в живом плане и театр «глинянок», созданный на основе всех театральных видов драматического, народного и кукольного. Театр «глинянок» Честнякова самобытное явление, по виду и характеру близкий театру кукол, истоки которого лежат в фольклорном (народном кукольном) театре. Второго такого театра в первой половине XX века не существовало больше нигде. Из различных глиняных фигурок (люди, дома, деревья, животные, предметы быта) на столе складывался Город Кордон (значение названия созданного Честняковым города «Кордон» связано с лексическим значением слова и означает охраняемое от бед и невзгод место). «Глинянки» представляли собой население города, где каждый занимал своё место, находился в гармонии с собой и был счастлив от занятия своим делом. Использование «глинянок» было подобно использованию кукол в вертепном театре. В качестве декораций спектаклей Честняков использовал свои крупномасштабный картины. Театр «глинянок» Честнякова имел не менее трех составляющих: «глинянки» – действующие лица театра; живописные полотна, выступающие в роли фоновых декораций и драматургический элемент спектакля (сказки и обряды). По воспоминаниям жителей деревни и дневникам Честнякова удалось установить, что в театре существовали дополнительные элементы: театральное помещение со зрительным залом (лавочки) и сценой с занавесом, стол на котором располагались «глинянки»; маски и костюмы; музыкальное сопровождение (пение и игра на музыкальных инструментах самого художника (позднее использование патефона), звуковое сопровождение спектакля детьми – пение, игра на колокольчиках, глиняных дудках, свистульках, губных гармошках, гусельках. «Глинянки» Честнякова очень разнообразны. Фотографии, сделанные самим художникам не позднее 20-х гг. XX века, позволяют разглядеть чудесный город и его жителей. Среди фигурок людей есть взрослые, дети, жители города и деревни, сказочные персонажи в необычных одеяниях (например, имеющие островерхий головной убор). Особого внимания заслуживает архитектура города: дома, дворцы с фигурными крышами, арки, а также предметы крестьянской утвари: ухваты, коромысла, вёдра и т.д. У «глинянок» Честнякова имеется сходство и с народной петровской игрушкой и с терракотовыми статуэтками Танагры. Мягкость, обтекаемость, пластичность формы, отсутствие резких, угловатых деталей изделий. Все «глинянки» Честнякова – «полные», т.е. полностью вылепленные. Яркий цветовой колорит «глинянок», расписанных маслом или гуашью, их «оживлял», так же как и древнегреческую античную скульптуру. Творческую манеру Честнякова-скульптора отличает проработка мелких деталей (корзинка, ленты, яблоки и т.д.) Из 400 фигур театра «глинянок» на сегодняшний день в фондах государственных музеев сохранилось около 100 фигурок, небольшое их количество есть у частных коллекционеров. |