ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

10.09.2018 - 12.09.2018

Данные на: 28/4/2024

Общая информация
ДокладчикНовиченков Николай Николаевич
ГБУК СО "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник"
директор
(34389)2-21-70
Название докладаМетоды реконструкции, моделирования имитации в работе с детьми на площадках Верхотурского музея-заповедника
Аннотация (тезисы)Н.Н. Новиченков ГБУК СО «Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник» г. Верхотурье Методы реконструкции, моделирования имитации в работе с детьми на площадках Верхотурского музея-заповедника Минувшее проходит предо мною – Давно ль оно неслось событий полно, волнуяся, как море окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Не много слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно… А.С. Пушкин В концепции развития музея-заповедника до 2020 года была поставлена задача музеефикации всех объектов и всей территории Верхотурского кремля. Под музеефикацией при этом понимается не только создание новых экспозиций, но и «заселение» Кремля историческими персонажами. В.Ю. Дукельский справедливо отмечал в свое время, что любой кремль «обустроенная самой историей площадка для ролевых игр и исторических реконструкций». При написании сценариев театрализованных экскурсий и представлений руководствуемся словами А.Н. Островского, что «История передает, что было, драматический поэт показывает, как было. Он переносит зрителя на самое место действия и делает его участником событий». Эти слова можно отнести как к нашим театрализациям, так и к экспозиционно-выставочной деятельности. Так, готовя большие выставкы на историческую тематику («Политические репрессии на Урале. 1918-1953гг.», «Урал в 1917 году» и др.), кроме подлинных вещей, фотографий, документов, мы стремимся создавать некий образ данного события, через который можно эмоционально воздействовать на детскую аудиторию. При этом используем и театральные приемы. Возможно, созданные образы не всегда документальны, в них не всегда точны исторические детали, но они передают общую картину, основную идею события. Например, в экспозиции, посвященной истории города и уезда внимание школьников всегда привлекает сюжетная композиция «Царская невеста». С начала XVII века Верхотурье был местом ссылки. Так, несостоявшиеся невесты первых царей из династии Романовых были отправлены сюда вместе со своими семействами. Портретов девиц до нас не дошло, но собирательный образ «царской невесты» передает эмоциональную составляющую исторического факта. Подобный подход мы используем при проведении театрализованных массовых мероприятий. Научно- исследовательская работа сотрудников позволила нам получить имена верхотурских воевод и комендантов, даже выяснить их биографические данные. Но портреты их отсутствуют. Внешний облик , черты характера, манеру поведения приходится моделировать самим по сохранившемся парсунам XVII века, а иногда и заимствовать из кинофильмов ,снятых на исторические сюжеты. Говорить языком XVII-XVIII веков сложно как самим актерам, так и воспринимающей их детской аудитории. Поэтому приходится имитировать «старинную» речь, вставляя характерные обороты и слова соответствующей эпохи. Костюмы исторических персонажей по нашим эскизам шьют в театральных мастерских. Естественно, при соответствии общей картине, детали и материалы приходится заменять и упрощать. Иначе костюмы бы стоили очень дорого, а актеры думали не столько о роли, сколько о том, как не потерять золоченную пуговицу или не запачкать боярскую шубу. Иногда приходится идти на поводу у штампов, созданных художниками и кинематографистами. Все смотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и уверены, что знают, как должны выглядеть стрельцы. Красные кафтаны, топоры-бердыши… Консультанты из военно-исторического общества давали нам несколько другое описание повседневной одежды сибирского стрельца. Мол, разноцветные кафтаны были только у московских, элитных стрелецких полков, а местные чуть не в дерюге ходили. После подобных советов наших актеров дети назвали «старыми палачами», и мы решили сохранить устоявшийся образ стрельца. Вместе с тем, с помощью проведенной исследовательской работы, доказали, что верхотурские стрельцы могли по торжественным случаям надевать яркие кафтаны, так как, сопровождая обозы с пушниной в Москву, получали в качестве наградных сукно на кафтаны цветов московских полков. Точной реконструкции Прошлого, быть, наверное, и не может. Мы воссоздаем лишь свою версию тех или иных событий.

вверх