ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

20.10.2020 - 22.10.2020

Данные на: 20/4/2024

Общая информация
ДокладчикЛаврова Любовь Борисовна
Еврейский музей и центр толерантности
Библиотекарь Исследовательского центра
+7(916)1345173
Название докладаНайденное в книгах. Библиотека Исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности.
Аннотация (тезисы)1. Общие сведения. Библиотека Исследовательского центра Еврейского музея располагает небольшим фондом – 4300 единиц. Но эти книги содержат ценный материал для научного исследования. Фонд включает в себя религиозные книги, художественную и научную литературу. Имеются книги середины – второй половины 19 в., 20 века и современные издания. Основные языки книг: русский, идиш, иврит. Источники формирования: библиотека МЕОЦ, частное собрание А.А.Вергелиса (дар его вдовы, Е.В. Катаевой), пожертвования частных лиц и покупка. На момент начала работы с фондом в 2018 г. в задачи библиотекаря входило распределить книги по рубрикам и зарегистрировать издания с указанием их особенностей. Выяснилось, что примерно 15% книг несут в себе разнообразные владельческие отметки: надписи о принадлежности, экслибрисы, дарственные надписи, включая автографы известных авторов. Также книги содержат ряд вложений: 1) печатно-типографскую продукцию, которая использовалась в качестве книжных закладок, 2) рукописные заметки. Среди закладок встречаются карманные календарики, листки из отрывных календарей, фотографии, открытки и т.д. Рукописные тексты - это черновики писем, личные записи, рецепты (медицинские и кулинарные), конспекты религиозных текстов. Число таких объектов – порядка 500 книг. При этом в одном экземпляре встречается от 2-3 до 10 элементов для анализа. Таким образом, массив данных имеет внушительный объем. 2. Выводы на основе анализа материала. Каждый из видов находок в книгах позволяет сделать ряд выводов на основе их анализа. Например, экслибрисы помогают восстановить географию расселения евреев в Российской империи и маршруты их перемещения. Кроме этого, они нередко говорят о профессиях и занятиях владельцев книг. В записях на форзацах или вложениях отражены некоторые исторические вехи. Они свидетельствуют о таких событиях и явлениях, как гражданская война, распределение коммунальной жилплощади, эпидемия тифа, аресты и обыски в сталинскую эпоху, события военных лет. Особую группу представляют собой читательские рисунки на форзацах или полях книг. На основе них можно проследить эволюцию читателя от соблюдающего религиозные предписания до секуляризованного и ассимилированного еврея. Внешнее оформление книг также демонстрирует исторические изменения. Например, от традиционных старинных молитвенников с богато декорированными обложками до книг позднего советского периода, где молитвенники и учебники по ивриту замаскированы под обложками светских книг. Перечисленные виды книжных находок важны не только сами по себе. Они приобретают особый смысл в сочетании с тем или иным изданием, то есть становится важна форма их бытования. С помощью анализа бытования книг и книжных находок для исследователя раскрывается история еврейского читателя. 3. Методы исследования материала Для анализа материала используются разнообразные методы: расшифровка рукописных заметок и их перевод, комментирование реалий, поиск данных в различных источниках, консультации со специалистами, опрос бывших владельцев книг и их родственников. Это требует от библиотекаря навыков исследователя, знания языков, истории и культуры. 4. Практическое применение исследовательского материала. В результате обработки материала планируется создать каталог с иллюстрациями и комментариями, который послужит ценным источником информации для исследователей и всех, кто интересуется еврейской историей и культурой. Кроме того, на базе библиотеки Исследовательского центра в ноябре 2019 года была открыта лаборатория по расшифровке рукописных текстов на идише и иврите, найденных в книгах. Занятия проводятся один раз в месяц с привлечением как специалистов, так и любителей. 5. Вывод. Таким образом, роль библиотекаря не сводится к хранению и учету книжного фонда, но выходит далеко за его рамки, позволяя выступать и в роли исследователя культурно-исторического наследия и просветителя.
Дополнительная информацияДля доклада будет подготовлена презентация со слайдами.

вверх