ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

16.09.2014 - 18.09.2014

Данные на: 28/3/2024

Общая информация
ДокладчикТимонина Александра Андреевна
Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
старший научный сотрудник
8 903- 898 - 1094
8 (4942) 51-43-90
Название докладаОсобенности реализации вариативно-программного подхода в культурно-образовательной деятельности музея.
Аннотация (тезисы)Организация отдыха, занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства. Через систему воспитательных организаций, в том числе музеев, взрослые стремятся обеспечить равные возможности для воспитания подрастающего поколения с одной стороны, и реализации каждым из них позитивных потребностей, способностей и интересов с другой. В условиях современного общества появилась необходимость определить новые подходы к организации свободного времени детей в период школьных каникул. Наиболее эффективный путь обновления — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в рамках культурно-образовательной программы. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей. Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функции, то программирование выполняет функцию организующую. Программы разрабатываются с учетом вариативности, с предоставлением сотрудникам музея права создавать свои программы, это формирует условия конкурентности, являющиеся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов. Программа - структурированное описание педагогической идеи и шансов по ее реализации. Создание программы - процесс творческий и сложный, требую¬щий специальной подготовки и кропотливой работы. Вариативно-программный подход в данном случае является наиболее эффективным так как: • во-первых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить разнообразие содержания деятельности. Субъект деятельности (ребенок) имеет возможность выбирать, чем ему заниматься летом, в каникулы, в свободное время. Свобода выбора обуславливает свободу времени (свободное время – «я делаю то, что хочу»), а соответственно, отсутствие «прессинга» взрослых. Взрослый в данной ситуации оказывается в позиции сопровождения детской жизни и может рассчитывать на «незаметное», а следовательно, и более эффективное воздействие. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка (а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия) происходит развитие лучших нравственных качеств личности. Поэтому так важно, помнить о приоритетности развития ребенка - не навязывать, а сопровождать. По сути дела, умение ненавязчиво помогать ребенку в решении его личных проблем, эмоционально и психологически поддержать его и определяет его адаптацию вообще и в частности; • во-вторых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить разнообразие культурно-образовательной среды, снимает проблему однообразия; • в-третьих, вариативно-программный подход позволяет обеспечить развитие личности ребенка. Это означает, что при наличии свободы ребенок попадает в ситуацию выбора. Важно, как ребенок ведет себя в данном выборе. Программирование деятельности музея предполагает наличие разработанных и апробированных программ организации социокультурного воспитания. В Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в дни летних каникул реализуется культурно-образовательная программа «Каникулы в музее». Целью программы является удовлетворение потребности посетителей музея в самообразовании, творчестве и развлечении, в получении необходимой информации, используя возможности музея. «Каникулы в музее» включает в себя ряд мероприятий, организованных на базе музея-заповедника, которые проходят в дни летних каникул. В программу мероприятий входят циклы занятий с детьми в детском центре музея, на экспозициях, а также серии мастер-классов, на которых посетителям предлагается стать активным участником творческого процесса и создать своими руками творческие работы. Таким образом, вариативность, гарантированность самостоятельности выбора детьми различных видов деятельности, практически неограниченные возможности развития программ в любом направлении с учетом личных особенностей участников этого процесса, создали условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, для проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, для понимания ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.
Сноски к тексту докладаЛитература: 1. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика//Воспитание школьников. М., 2000. №4. С.11-15 2. Волохов А. В. Вариативно-деятельностный подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций. – Дис. …канд. пед. наук: Казань, 1992. – 162 с.

вверх