Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Елена Яблонская

 

Суббота, 8 Апреля 2006

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Никитин, хранитель коллекции оружия музеев московского Кремля Елена Яблонская. 

Передачу ведут Ксения Ларина и Ксения Басилашвили 

К.ЛАРИНА – Здравствуйте, начинаем нашу программу. У нас сегодня в гостях хранитель коллекции оружия музеев московского Кремля Елена Яблонская, здравствуйте. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Здравствуйте. 

К.ЛАРИНА – Скажите, пожалуйста, пару слов о каталоге, который недавно вышел. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Работа хранителей в музеях Кремля очень многоплановая. Это и выставки, и хранительская работа, реставрация, и, безусловно, главное и самое интересное - это исследовательская работа, то есть изучение коллекции. Написание каталога это плановая работа, но таким эмоциональный толчком явилась одна статья хорошего английского специалиста, много лет назад, и он пишет: «Мне известно, в Кремле в Оружейной палате, хранится очень интересная коллекция английского оружия, но о ней ничего неизвестно, она не опубликована». Вот, сейчас Ксения держит прекрасно изданный каталог с многочисленными иллюстрациями, то есть, это не только для специалистов подарок, которые ждут, я не преувеличиваю, специалисты в Европе, в Америке с удовольствием, даже на русском языке. Музей пошлет крупным музеям, у нас же очень обширные контакты. 

К.ЛАРИНА – Кстати, просто интересно, а это принято между музеями такой международный обмен новыми публикациями, каталогами. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Да, безусловно, и каталоги сопровождают не только выставки, а выставочная деятельность за последние годы у нас очень активизировалась. Вот, что интересно, до сих пор в крупных музеях, библиотеках есть опись Оружейной палаты 19 века, и современная техника позволяет даже кириллицу с помощью компьютера перевести, но это информация 19 века, уровень знаний был совершенно другой, сейчас ситуация совершенно другая и тот уровень изучения и публикаций материалов, который мы предлагаем сейчас, безусловно, конечно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А мы сегодня будем говорить как раз об английском огнестрельном оружие, уже раз ему посвящен этот каталог, и очень много историй связано с ним. 

К.ЛАРИНА – Во-первых, как оно сюда попало? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Я не боюсь повторяться, что история сложения голландской коллекции. Повторяем историю сложения оружейного музея, историю английского оружия тоже. Две части: государева оружейная казна, то есть то, что хранилось на протяжении всего 17 века в особом помещении ценного оружия, принадлежавшего русским царям. И когда создавался музей «Московская оружейная палата», пришла большая коллекция, больше трех тысяч предметов, из санкт-петербургской кунсткамеры, это оружие из императорских коллекций. 

К.ЛАРИНА – А как они попадали в императорские коллекции? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Это уже закупки. То есть увлечение охотой, императрица Анна, Елизавета Петровна, Екатерина II были страстными охотницами, прекрасными наездницами и хорошо стреляли. Для них и закупалось оружие и во Франции, позже в Бельгии, а где-то в 40-е годы 18 века блестящие оружейники работали в Лондоне, их оружие отличалось очень хорошим качеством и изысканной отделкой, не такой помпезной и излишне украшенной, а как английское серебро эпохи королевы Анны, изящное, изысканное, и это оружие покупалось, но это еще первых Романовых. И всегда было интересно, какая это конструкция, двуствольная, трехствольная, лучшие умы работали в Европе над этим. У нас есть в коллекции очень интересный пистолет-револьвер Первуши Исаева, это 1625 год, шестизарядный, и сразу можно было выпустить шесть зарядов. Так вот этот конструктивный интерес, он был всегда, иногда иностранных купцов, гонцов, им давали заказы. И это было известно, потому что когда ехало или посольство или посланник, они всегда были готовы, что подарить, кому подарить и как вообще себя вести. 

К.ЛАРИНА – А на заказ? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Про заказ один эпизод расскажу. Уезжал в качестве гонца англичанин, и царь Алексей Михайлович ему заказывает пару пистолетов, все пистолеты были парные, до 19 века, «о двух взводах и о двух стволах, и чтобы дерево было обязательно эбеновое черное, и рукоять украшена головами грифонов». Знаете, у нас есть такие пистолеты, только с головой собаки в шлеме. Литой серебряный затыльник, двуствольный, с двумя замками. 

К.ЛАРИНА – А там порох, чем его заряжали? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Система заряжания это отдельная проблема, и вы знаете, я вам бы даже могла показать на картинке, а слушателям, к сожалению, это сложно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но ведь у нас было целое английское подворье здесь в России. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Это подворье на Варварке, это 1557 год, это еще во времена Грозного они получили подворье недалеко от Кремля, английское подворье, там не работали мастера. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А при Алексее Михайловиче? Я знаю, что он очень ценил это оружие, и при нем, как раз как-то сюда английские оружейники и подтянулись в Москву. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Еще раньше, даже не оружейники, скорее это были золотых и серебряных дел мастера, но они приехали много раньше, это уже после венчания на царство Михаила Романова. С известием об избрании нового царя Московии были отправлены в разные страны посольства, и одновременно, они и предлагали на найм разных специалистов, не только оружейников. И это уже где-то буквально с первых лет. А вам интересно, откуда оружие появилось? Ну знаете, церемония венчания на царство, английские купцы дарили драгоценные предметы: серебро, ткани и в том числе оружие, потому что оружие всегда ценилось очень высоко. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, вызывали к нам сюда из Англии специалистов? Кто-то жил в Москве и работал непосредственно при московском дворе? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Это тоже относится к 16 веку, к сожалению, не сохранилось документа, а вот известно письмо польского короля Сигизмунда английской королеве Елизавете, и он гневно пишет, что благодаря заведенному мореплаванью из Англии в Россию, этот извечный враг не только Польши получает не только оружие, но и, что самое страшное, а еще и получает художников, имеются в виду мастера, которые не перестают выделывать для него оружие. Но сохранились только документы, а вот вообще документы по Оружейной палате это 1613 год, с этого мы ведем историю и коллекции, и делопроизводства, вы знаете, этот чиновничий аппарат был очень обязательный, записывалось все до мельчайших подробностей. Когда привозились подарки, их описывали, а серебряные вещи еще и гравировали, сколько весят, сколько стоят. 

К.ЛАРИНА – Про Шаляпина несколько вопросов пришло. Где хранится конфискованная коллекция оружия Шаляпина, которую он описывает в книге «Маска и душа», вы что-нибудь знаете? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Нет. В нашем собрании этого нет. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В собрании Оружейной палаты, я знаю, есть только часы, которые принадлежали Федору Шаляпину. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Да. А оружия нет, в 19 веке поступали большие коллекции Караванова, Погодина. 

К.ЛАРИНА – Еще вопрос, можно было ли в России коллекционировать все виды оружия, и где можно увидеть дуэльные пистолеты Пушкина и Лермонтова? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Пушкина, можно увидеть на Мойке, 12. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Коллекционировать можно было любое оружие. 

К.ЛАРИНА – А про дуэльные пистолеты, наверное, надо отдельно сказать, это же тоже вид оружия. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – С 18 века шпаги выходят из моды. Кстати, дуэли несмотря на строжайшие запреты появляются дуэли в 18 веке с использованием огнестрельного оружия и естественно заказ вызывает необходимость изготовления: специальные парные пистолеты, с многочисленными дополнительными деталями для чистки, масленки, отвертки, пороховнички, очень много, и как правило, в очень красивых футлярах. Есть коллекционеры, которые коллекционируют, скажем, только дуэльные пистолеты. 

К.ЛАРИНА – Ну, что же, пока мы остановимся, у нас сейчас новости, а потом продолжим наш разговор. 

НОВОСТИ 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я напоминаю, что вплоть до 4 ноября ежедневно, кроме четверга вас ждут в музее Кремля на юбилейной выставке «Российские императоры и Оружейная палата». Она, я напомню, развернулась на двух площадках, Одностолпной палате, и Успенской звоннице. И еще об одном важном событии: как я уже говорила, 7 апреля в Мироваренной палате патриаршего дворца состоялась презентация каталога «Собрание музеев Кремлевского дворца», это 3 тома, и первые 3 посвящены следующим уникальным собраниям: экипажам, художественному стеклу и огнестрельному оружию Англии. Авторы книг постаралась не только подробно рассказать об удивительной истории этих произведений, но и о мастерах, создававших эти шедевры, и, как я знаю, многие сведения публикуются впервые. Эти издания вызовут несомненный интерес и у специалистов и у широкого круга читателей, как говорится, ищите уже на полках книжных магазинов. 

К.ЛАРИНА – То есть они будут продаваться не только в музеях? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, не только в музее. Они будут поступать в библиотеки и книжные магазины Москвы и, я думаю, других городов. Но тираж все-таки не очень большой, как мне показалось, я помню. Сколько их там? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – 2000. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – 2000. Его можно считать коллекционным изданием. 

К.ЛАРИНА – Я напомню нашим слушателям номер нашего пейджера еще раз, 725-66-33, если у вас есть вопросы к нашей гостье, еще раз представим ее, Елена Яблонская, хранитель коллекции оружия музеев Московского Кремля и в данном случае еще и автор каталог «Собрание огнестрельного оружия Англии XVII – начала XVIII века». Пришли вопросы. Елена Александровна, я хотела еще задать вам вопрос от нашего слушателя: «Скажите, сохранилось ли семизарядное ружье, привезенное в дар царевичу Федору Александровичу в 1664 году? Где его можно увидеть?» 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Это очень конкретный вопрос, я только немного подправлю. Царевичу Федору Алексеевичу. Церемония приезда великого посольства, которое возглавлял граф Карлейль, церемония вручения подарков была очень эффектна и первым подарили ружье, которое принадлежало казненному королю Карлу I. От короля Карла II были также привезены особые пистолеты с оговоркой, может быть, они не очень современные, может быть, они не очень эффектные, но они очень значимые для короля, именно с ними он триумфально въехал в город Лондон, восстановление династии Стюартов. Естественно, подарили подарки и царевичам: и Федору Алексеевичу, и царевичу Алексею Алексеевичу. Это были и пистолеты, и ружья, но подробного описания нет. И только много позже в описи 1687 года мне удалось атрибутировать это семизарядное ружье Кальтхоффа (Calthfoff), потому что тогда на этом ружье, оно называлось скорострельным, тогда все, что имело какое-то усовершенствование называлось скорострельным – быстро стреляло, висел ярлык, маленькая этикетка или бумага, не сохранилось ни одного ярлыка, поэтому я могу только фантазировать, на котором было написано, что именно это ружье привез посол короля Карлуса Чарльз Ховерт и подарил, и даже цена есть, по-моему, 20 рублей, для того времени это высокая цена. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Этот Кальтхофф, чье имя сейчас прозвучало, имел несчастную судьбу здесь, в России. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Да, известная семья изобретателей, прекрасных инженеров. То есть на протяжении всей истории стрелкового оружия оружейники стремились улучшить баллистические качества, скорострельность, всячески усовершенствовать стрельбу из кремниевого оружия, а Кальткоффы в 1641 году запатентовали это семизарядное ружье, это давало возможность выпустить 7 зарядов очень быстро. Для середины XVII века это почти невероятно. Но судьба сложилась по-разному. Брат Петра Кальтхоффа, основного изобретателя, который запатентовал это ружье, работал при дворе датского короля. Каспар Кальтхофф приехал в Лондон и работал на маркиза Вустера и английского короля. Его судьба сложилась очень сложно во время гражданской войны, потому что правительство Кромвеля разрушило его кузню и домик, который находился на территории Туаэра, то есть тут был такой привилегированный оружейник, и он уехал в Голландию, даже был бургомистром Дотрехта, а в саду у него, говорят, видели катапульту, которой он помышлял уничтожить Кромвеля. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А в Россию-то не он приехал? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – А в Россию приехал его сын. Это интересно, у нас 2 ружья, подписанные Кальтхоффом и даже с датами. Одно 1658 год, другое 1665, но на датированном 1665 годом есть слово «Москва», то есть, сделано в Москве. И, вы знаете, до издания каталога мои предшественники были уверены, что это один Кальтхофф, а вот в процессе работы над каталогом я определила, что первое было привезено посольством, а второе было сделано действительно в Москве, но сыном, потому что Кальтхофф старший умер в Англии в 1664 году. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А Кальтхофф младший исчез в России. 

К.ЛАРИНА – Как исчез? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Его следы потерялись, его не выпускали отсюда, мне Елена рассказала. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Просто так приехать в Россию было приехать невозможно, то есть только до Архангельска, а потом нужно было оговаривать: нужен ты в Москве или нет. И также сложно было уехать из Москвы. Даже если, скажем, ремесленник приезжал на 3 года, такое было, он подписывал контракт, и хотел уехать, он мог и не уехать, что и случилось с Кальтхоффом. 

К.ЛАРИНА – А что с ним было? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Нужна была проезжая грамота или дальше московских ворот, Ильинских, Сретенских, Покровских, не уехать. Не исключено, что Кальтхоффу младшему предложили какие-то невероятные условия. В делах о приездах его нет, ну и не все документы сохранились. Очень часто ремесленники приезжали с посланниками, с переводчиками, то есть на корабле с официальными представителями. Может быть, он приехал с посольством Прозоровского из Англии, где-то не ранее 1661 года. В 1665 году сделано это ружье, получил вознаграждение, и, видимо, собирался тоже уехать, но в 1667 году он еще был в России, за него хлопотал шотландец, офицер на русской службе Патрик Гордон, по просьбе английского короля, а в 1670 году пришло письмо с посланником, где уже было написано, что король просит своего любезнейшего брата, называет его императором, правда, отпустить оружейника, который нужен службе и получает красочный ответ: «Отпустить ныне к вашему королевскому величеству невозможно, а когда время будет и тогда тот вышеупомянутый Каспер Кальтер отпуск свой от нашего царственного величества с милостивым пожеланием воспримет». Не воспринял. Потому что если бы он вернулся, тогда в английских документах была бы дата его смерти. 

К.ЛАРИНА – А дальше что? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Все, он исчез из Москвы, больше он не появляется, только это письмо 1671 года, когда царь Алексей Михайлович говорит «когда время придет, тогда и поедет». 

К.ЛАРИНА – Это просто сюжет для Акунина. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Знаете, что обидно. Неизвестно еще где Каспар Кальтхофф жил. Сохранился очень большой список жителей Ново-немецкой слободы именно за этот год 1665, кто, где, на каком дворе жил и даже упомянуты дворники хозяев, но имени Каспара Кальтхоффа там нет. 

К.ЛАРИНА – Еще целая куча вопросов пришла к вам. Все ли оружие в представленной вами коллекции изготавливалось по индивидуальным заказам. Есть ли у вас образцы, которые в дальнейшем вошли в серийное производство? Пытались ли западные оружейники позаимствовать интересные разработки у российских мастеров? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Промышленный шпионаж. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Вообще знания распространялись очень быстро, новые изобретения, и мастера подражали, копировали. Сначала об индивидуальных заказах. Нет, вы знаете, у нас и небольшое количество строевого оружия. В арсенале русских царей хранилось не только драгоценное, усыпанное рубинами, изумрудами восточное оружие или такое интересное, украшенное западное европейское оружие. Нет, сохранились и строевые образцы, даже в английской коллекции есть 10 маленьких за поясных крюком, носить за поясом 2 пистолета. Это были простые, не украшенные, они представляют, не меньшую ценность, чем нарядно украшенные подарочные пистолеты. Большая группа голландских строевых рейтарских пистолетов, в общем, предназначенных для офицеров, они тоже украшены гравировкой, это закупки для полков нового строя, и сохранилось у нас довольно много: 34 пары, по документам тоже интересно прослеживаются. В конце XVII века таких пистолетов было 625 пар, по описи 1701 года их уже остается 32 поломанных, испорченных. Не исключено, что они были взяты в компанию Северной войны. Есть интересные образцы строевого оружия. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А промышленный шпионаж? 

К.ЛАРИНА – Пытались ли западные оружейники позаимствовать интересные разработки у российских мастеров? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Если речь идет о старинном оружии, то нет. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть мы здесь не лидировали. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Не лидировали. Но не уступали. 

К.ЛАРИНА – Кого можно назвать из наших мастеров, из русских? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Какое время вы имеете в виду? 

К.ЛАРИНА – Чем древнее, тем интереснее. Первые упоминания, первые имена мастеров. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Помните, я в самом начале сказала, документы с 1613 года, когда царь Михаил ищет и набирает мастеров. В этом первом наборе очень яркие имена. Первуша Исаев, имя у мастера интересное. Не догадываетесь? Первой, первый ребенок в семье, так он ласково в документах и называется. Сделал в 1625 году охотничье револьверное ружье пятизарядное и пистолет, револьвер, с очень интересное конструкцией, шестизарядный, видимо, они составляли гарнитур такой. Имя этого оружейника упоминается только до 1625 года. Прекрасным мастером был, это целая семья Лучининовых, но конструктивных оружий они не оставили. К сожалению, без авторства, без подписи или какого-то клейма есть 2 казнозарядных ружья XVII века русской работы, мастеров Оружейной палаты. А то, что вызывает интерес для охотников, это не получило распространения, ружье, а при нем дополнительный ствол, это не наше изобретение, у нас есть европейское такое ружье. В коллекции Гатчины, кстати, есть тоже, их буквально по единице. Знаете для чего? Одно ружье, охотничье большого калибра для охоты на крупного зверя, а в него внутрь вставляется, закрепляется дополнительный ствол маленького калибра для охоты на птиц, на водоплавающих. 

К.ЛАРИНА – А тяжелое оружие у вас есть в коллекции? Я имею в виду пушки какие-нибудь. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Наверно, вам об этом рассказывал мой коллега и заведующий сектором оружия Игорь Александрович Комаров. Прекрасная коллекция и пушек XVII века и трофейных от войны 1712 года. А под тяжелыми вы имеете в виду что? 

К.ЛАРИНА – Пушки, которые на колесах вывозят. 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – А я имела в виду еще тяжелое ружье XV века без механизма. Очень тяжелое, им можно было управляться только вдвоем. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как переносной пулемет? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Нет. Это просто как маленькая пушка «Кулеврина», coulevre – уши, то есть, нет механизма, и поэтому горящий фитиль подносили рукой, и иногда выстреливала. А очень тяжелыми были мушкеты, и у нас есть мушкеты и с фитильными запалами, правда парадные, и 2 великолепных мушкета, которые, кстати, подарил глава московской компании в Лондоне Фабиан Смит. А мушкеты – это вооружение европейской пехоты и огромные партии на протяжении XVIII века строевых мушкетов закупались и изготовлялись здесь. Иногда покупали отдельные стволы, а здесь монтировали уже на Бархатном дворе в Кремле. 

К.ЛАРИНА – Мы в основном говорим о технических усовершенствованиях, о механизмах работы этого оружия, но ведь существуют наверняка и традиции дизайнерские, как бы сегодня сказали. Какие материалы сегодня используются? Чем инкрустировали, чем украшали? Есть ли оружие, в украшении которого использовались драгоценные камни? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Отделка художественного оружия очень близка работе ювелиров, мастеров золотых, серебряных дел. И в Европе приглашали художников-граверов. Знаете. для украшения доспехов, знаменитый Бенвенуто Чилини участвовать в украшении доспехов. 

К.ЛАРИНА – Да что вы? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – И в России, скажем, парадные пистолеты или охотничье ружье и мастер, квалифицированный мастер оружейник, хорошо работавший с металлом, но нужно было дополнительно украсить или эмалью Паскани или филигранным узором, тогда приглашался ювелир золотой, серебряной палаты. Но и в самой оружейной палате работали мастера, которые себя так представляли: «умею золотить, умею резать, умею гравировать, умею то и то». И вообще огнестрельное оружие – это комплексная работа. Человек, который делал замок и ствол, никогда не занимался ложей, этим занимались мастера-ложевщеки, опять же мастер, который обладал очень высокой квалификацией делал форму ложи, а другой художник вырезал, инкрустировал, или костью, или перламутром, это традиционный характер украшения, в Европе уже не украшали, скажем, инкрустацией перламутра в коне XVII века, а в России продолжали. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Елена Александровна, а кто общую концепцию, как должно выглядеть это оружие, кто ее делал? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Замочных дел мастер. 

К.ЛАРИНА – Я знала, что придет это сообщение. Евгений Семенович нам пишет: «Самое интересное в передаче, что об оружии рассказывают женщины, ведь это мужское дело». Я хотела задать этот вопрос Елене в финале. Каким образам оформилась ваша специализация? Когда? По зову души? По зову сердца? Вы стреляете сами? Вы охотник? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Я не охотник. Женщин не берут на охоту, а стрелять, да, но это еще с университетских, пожалуй, времен. На Моховой, по-моему, до сих пор есть прекрасный тир на военной кафедре. Часто так складываются обстоятельства, что человек, получивший искусствоведческое или историческое образование, получает коллекцию, но он не может быть просто особо доверенным кладовщиком, он изучает эту коллекцию, а образование позволяет изучение документов и литературы, так это происходит. Так случилось, что довольно давно, я не буду говорить о дате, я получила в хранение самую лучшую коллекцию, ту, которая была представлена в экспозиции Оружейной палаты, это и русское, и западноевропейское, и восточное оружие, а потом уже несколько позже вся коллекция огнестрельного западноевропейского огнестрельного оружия, около 2000 экспонатов самых разных географических регионов, тоже стало предметом моего исследования. 

К.ЛАРИНА – Увлеклись? 

Е.ЯБЛОНСКАЯ – Опыт есть. А первый был, кстати, голландский каталог, но он был издан за рубежом, и сейчас я подготовила русскую версию, дополнила, и она будет также проиллюстрирована замечательно, как и английский каталог, так что впереди много работы. 

К.ЛАРИНА – Спасибо большое. Елена Яблонская, хранитель коллекции оружия музеев Московского Кремля, наша сегодняшняя гостья, спасибо и до встречи. А сейчас слово Ксении Басилашвили, ты о чем там рассказываешь? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я брожу по выставке «Российские императоры и Оружейная палата», рассматриваю ценности. В истории оружейной палаты XIX века случались времена, когда произведения ее коллекции участвовали в различных придворных церемониалах, то есть музейные ценности несмотря на их художественное и историческое достоинство выдавали для дел мирских, правда временно и с обязательным условием возвращения. Например, столы на торжественном обеде в Грантовитой палате по случаю коронации Александра III, это 1883 год, были сервированы подлинной исторической посудой из собрания музея. Важным ритуалом коронационной трапезы было произнесение царем первого тоста, при этом царь выпивал мед. Так вот этот напиток ему поднесли в старинном молдавском сосуде, высоком серебряном сосуде из древнецарской сокровищницы, а на столе напротив Александра III и императрицы Марии Федоровны находились 2 драгоценные солонки из агата, одна из них на яшмовой ножке осталась в собрании Кремлевского музея, и сейчас ее можно увидеть на выставке «Российские императоры и Оружейная палата». С другой солонкой, у которой ножка выполнена в виду мужской фигурки в испанском костюме, музею, к сожалению, пришлось расстаться в 30-ые годы XX века, тогда были бесследно утрачены многие ценности и теперь солонка с коронационного стола Александра III хранится уже не у нас, а в Амстердаме, в Рейксмузеуме.

 
вверх