Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Майя Пешкова
Гость: Ирина Соколова

 

Суббота, 27 Августа 2005

К.ЛАРИНА – Начинаем нашу программу «Кремлевские палаты», здесь Ксения Ларина, здесь Майя Пешкова. Майечка, еще раз добрый день! 

М.ПЕШКОВА – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – И у нас сегодня в гостях Ирина Михайловна Соколова. Речь пойдет о русской церковной скульптуре из дерева. Да? 

И.СОКОЛОВА – Да. 

К.ЛАРИНА – Правильно я все это сказала? 

И.СОКОЛОВА – Да, да. 

К.ЛАРИНА – Да. Ну, давайте вопрос сразу зададим. Пожалуйста, Ирина Михайловна.

И.СОКОЛОВА – Ну, вопрос у меня, к сожалению, не по деревянной скульптуре. 

К.ЛАРИНА – Так. 

И.СОКОЛОВА – А вопрос у меня по русской истории. Вопрос простой: кто царствовал на Руси после Алексея Михайловича Романова. 

К.ЛАРИНА – Простой вопрос? Простой вопрос. Поверим мы Ирине Михайловне. Мне кажется, что это вопрос с подвохом. Ну а сейчас давайте мы начнем уже нашу историческую экскурсию. И мой первый вопрос – он традиционный для нашей программы – Ваш любимый экспонат. 

И.СОКОЛОВА – В церкви Ризоположения представлено очень много замечательных экспонатов деревянной скульптуры, но, пожалуй, мой любимый экспонат – это Никола Можайский. Это большая скульптура, которая происходит из Кремлевского храма церкви Николы Гастунского. Он замечательный и по своему качеству резьбы, и по преданиям, которые с ним связаны, и по тому отношению и почитанию, которым он пользовался у москвичей и в XVII и в XVIII и в XIX веках. 

К.ЛАРИНА – Я забыла сказать, что Ирина Михайловна – хранитель церкви Ризоположения. Да, действительно это так, и не случайно экспонаты основные, сегодняшние герои нашей передачи, они там выставлены. Ну а если начать такой, исторический экскурс, Ирина Михайловна, я хотела вот что спросить: почему, в принципе, вот русская церковная скульптура из дерева, вот выделяется в отдельный жанр? Когда это началось? 

И.СОКОЛОВА – Дело в том, что русская церковная скульптура из дерева очень мало известна по сравнению с иконописью. В настоящее время уже сейчас многие прекрасно знают историю русской культуры, знают историю иконописи. Но даже люди, хорошо образованные в этой области, иногда приходят в недоумение, когда видят много собранных в одном месте, вот как у нас на выставке, произведений церковной скульптуры. И часто возникает вопрос у этих людей и у многих людей, как же так? Откуда в православной церкви столько скульптур, и что это, вообще, было запрещено – даже такие мнения существуют. И я хочу развеять сразу эти недоумения – мне хочется, чтобы наши слушатели как-то лучше представили себе этот вопрос. Дело в том, что не существует в православной церкви никаких канонических запретов на скульптуру. Вообще, вся теория иконы православной – вообще христианская теория иконы – она базируется на постановлениях VII Вселенского собора, который произошел в VIII веке – вот в какую глубину веков я вас за собой увлекла, но без этого просто нельзя понять вопроса. Святые отцы этого собора выработали основные положения, которыми до сих пор руководствуется церковь в вопросе о почитании икон. И там было сказано, что иконы предлагаются для почитания любые, сделанные из дерева, из камня, из металла, из мозаичных плиточек – любые, лишь бы сделаны они были приличным образом, т.е. лишь бы они соответствовали канону изображения иконы. И эти постановления собора, конечно, ими же и руководствуется наша православная церковь. Значит, никаких канонических запретов на скульптуру нет. 

К.ЛАРИНА – А откуда тогда этот миф? 

И.СОКОЛОВА – Откуда миф? Дело в том, что когда Русь принимает христианство – это произошло в Х веке, как вы знаете – то церковь, христианство, вступает в борьбу с язычеством. В условиях русской жизни языческие идолы были, конечно, чаще всего деревянными. Т.е. это была объемная скульптура – лучше или хуже качеством – которой, вот, воздавалось это поклонение языческое. Поэтому, конечно, трудно представить, что победившее православие или побеждавшее православие сейчас же начнет употреблять в своем культе также вот такие же круглые изваяния, которые сразу же бы как-то вызывали ассоциации и напоминали о языческих идолах. Поэтому, конечно, предпочтение было отдано иконам. Да даже та же ситуация была и в Греции, в Византии, потому что там, скажем, тоже ведь повсюду в античном мире жива была античность в виде античных мраморных статуй – не только мраморных. Поэтому также и в Византийском мире, в Византийской культуре тоже очень немного скульптуры по сравнению с иконописью. И там так же, как и на Руси, отдавалось предпочтение рельефу, а не круглой скульптуре. Вот с этим связано малое количество скульптуры на Руси и преобладание рельефа. И, скажем, уже в XIV веке, когда Стефан Пермский в Пермском крае громил идолов – это уже окраина Русского государства тогда – в Москве уже начали создавать первые статуи. Но тоже они были не круглые, а горельефные. Одна из таких статуй, одна из первых вообще скульптур, сохранившихся, находится у нас в экспозиции. Это скульптура Георгия Святого. 

К.ЛАРИНА – А вот по технике, там красками пользовались? Раскрашенные, да? 

И.СОКОЛОВА – Конечно. Абсолютно та же техника, что в иконописи. Дерево, затем левкас, т.е. грунт, и сверху темперная живопись – совершенно в иконной манере. Кроме этого, так же, как и иконы, украшались эти скульптуры окладами, драгоценными камнями и т.д. 

М.ПЕШКОВА – Мне хотелось спросить, кто же был тот самый человек, который собрал, начиная с 18 года до 31 года скульптуры именно для того храма, именно той коллекции, которая возникла в это время в Кремле? Ведь не было же единой коллекции, не собирали? 

И.СОКОЛОВА – Конечно нет, конечно нет. В Кремле в это время находились некоторые отдельные образцы скульптуры – вот тот же Никола Можайский, о котором я упоминала. Потому что в Кремле находились в XVII веке мастерские Оружейной палаты, там работали замечательные резчики, которые делали массу великолепных вещей, рассылавшихся по всей Руси. Но вот эта коллекция, которую мы сейчас видим, и вот которой посвящен каталог, эта коллекция – результат деятельности первых сотрудников нашего музея. И из них особенную, главную роль, сыграл Николай Николаевич Померанцев, замечательный человек. 

К.ЛАРИНА – Ирина Михайловна, вот давайте мы пока имя назвали, на этом пока остановимся, поскольку у нас сейчас выпуск новостей, а потом продолжим нашу передачу. Напомню, что в гостях у нас Ирина Михайловна Соколова, хранитель церкви Ризоположения, и сегодня наша тема – русская церковная скульптура из дерева. 

НОВОСТИ 

И.СОКОЛОВА – Вот, и я хотела еще вернуться к личности Николая Николаевича Померанцева. 

К.ЛАРИНА – Да, давайте поподробнее расскажем. 

И.СОКОЛОВА – Этот человек сделал… заслуги его огромны перед нашим музеем и перед вообще наукой о древнерусском искусстве, перед реставрацией и т.д. 

М.ПЕШКОВА – Он был сотрудником Кремля? 

И.СОКОЛОВА – Да, он был одним из первых сотрудников Кремля. А затем, когда многие кремлевские сотрудники отчаялись уже в борьбе за спасение памятников, он, в частности, активно участвовал и протестовал против сноса древнейших монастырей в Кремле – Вознесенского и Чудова – затем против сноса храма Христа Спасителя. И он тогда со многими другими сотрудниками был уволен и затем уехал в ссылку благополучно, где и продолжал работать, и делал еще очень много. И вот в эти недолгие годы работы в Кремле – это до 30, до 31 года – он сумел собрать замечательную коллекцию. Это, в основном, были памятники из Москвы, из московских церквей, которые разрушались и Николай Николаевич, прекрасно зная Москву, он знал, где есть такие вот интересные памятники, и делал все, чтобы привезти их… спасти и привезти их в Кремлевский музей. 

М.ПЕШКОВА – Он прожил долгую жизнь. Долго ли он работал в Кремле? 

И.СОКОЛОВА – Нет, в Кремле, вот, он работал до начала 30-х годов, а затем… 

М.ПЕШКОВА – Т.е. до ссылки? 

И.СОКОЛОВА – До ссылки. А затем, когда ему разрешено было вернуться, вообще, в Москву, он уже работал и до своей смерти в Реставрационном центре им. Грабаря. 

К.ЛАРИНА – Я вот листаю каталог. Ирина Михайловна, конечно, вот хочется поподробнее поговорить вообще о том… о канонах, которые так или иначе были заложены, да, вот в эту традицию деревянной скульптуры. Я… вот что у меня сразу возникает в голове, по аналогии – мне кажется, что очень похоже на греческие иконы и вообще на греческие скульптуры. Или я ошибаюсь? 

И.СОКОЛОВА – Какие греческие Вы имеете в виду? 

К.ЛАРИНА – Религиозные. Ну, православные… 

И.СОКОЛОВА – Их очень мало греческих… 

К.ЛАРИНА – Да. Ну, византийские. Византийский стиль. 

И.СОКОЛОВА – Византийские, да. Просто единицы сохранились, единицы. Как раз Россия из всех православных стран, Русь, и по сравнению с Балканскими странами, она оставила самое богатое наследие деревянной скульптуры. Ну, видимо, это объясняется тем, что, конечно, здесь просто традиции древние обработки дерева, и страна вся покрытая лесами, деревянная, где работали замечательные мастера-резчики. Думаю, с этим связано. 

К.ЛАРИНА – А вот были какие-нибудь традиции, связанные именно с изображением лица – вот как… 

И.СОКОЛОВА – Это традиции целиком иконные, поэтому очень часто мы видим сходство, скажем, резных изображений и изображений на иконах. Это естественно, потому что это один и тот же источник, одни и те же каноны. 

К.ЛАРИНА – Вот Иоанн Богослов и Богоматерь – т.е. вот по лицу не определишь, где мужчина, где женщина – абсолютно одинаковые. 

И.СОКОЛОВА – Дело в том, что это Вы уже мне показываете картинку, на которой изображены уже памятника конца – второй половины XVII века, когда Русь активно осваивает наследие Западной Европы, когда здесь, уже в Оружейной палате работают мастера из Польши, из Белоруссии, которые приносят вот эти традиции уже западные. И поэтому действительно, вот здесь, в этих произведениях XVII, в особенности XVIII века уже очень много сходства со скульптурой эпохи барокко Западной Европы. 

К.ЛАРИНА – Здесь очень много вариантов Распятия, и я впервые… то, что я здесь увидела, опять же, одна из фотографий в каталоге, у подножия креста, на котором распят Иисус Христос, череп с костями… 

И.СОКОЛОВА – Это всегда так. Нет, это всегда так, это и в иконах так – Вы просто приглядитесь. 

К.ЛАРИНА – Да? Это есть в изображениях, да? 

И.СОКОЛОВА – Да, это тоже традиция, конечно, потому что считается, что… да, этот череп иногда подписывается на иконах – «голова Адама». Дело в том, что считается, что крест – одна из версий – был сделан… вот, часть креста пошла из дерева, которое выросло на могиле Адама. Другая версия, что распятие совершилось на том месте, где был похоронен Адам. А главное – это первородный грех, совершенный Адамом и искупление его крестной смертью Христа на кресте. Т.е. вот эти два момента – Адам и Христос – это грехопадение и искупление, поэтому они так всегда соединяются. 

К.ЛАРИНА – Скажите, пожалуйста, возможно ли установить авторство, хоть какое-то? Какие-то имена известны из мастеров деревянной скульптуры? 

И.СОКОЛОВА – Они известны иногда. Но, к сожалению, часто известны нам документы, а произведение неизвестно. И иногда известны произведения, на которых есть надписи, но это редкость большая. 

К.ЛАРИНА – Ну, как иконы никогда не подписывают. 

И.СОКОЛОВА – Вот, скажем, в XV веке, вот, известен, например, мастер Амвросий. Он резал мелкую, очень тонкую резьбу по кипарису. Он работал в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Вот это одно из тех редких имен. Конечно, в XVII веке уже известны имена мастеров. И в XVIII. 

К.ЛАРИНА – Я хочу… Да, Майечка, я сейчас только напомню нашим слушателям, что поскольку свободен пейджер от ваших ответов, вы можете присылать вопросы нашей гостье, Ирине Михайловне Соколовой. 

М.ПЕШКОВА – Ирина Михайловна, мне хотелось спросить, а почему горельефы такие не четко выпуклые, скажем так, а чуть-чуть выпуклые? Чем объяснить вот такую резьбу? Мне казалось, что, наоборот, на дереве легко резать, и могли бы быть более выпуклые рельефы. 

И.СОКОЛОВА – Они существуют, существуют, действительно, рельефы, которые уже можно вполне назвать горельефом – я говорю о древнем периоде, потому что в XVIII веке и XIX уже появляется и круглая скульптура, вполне европейская. А я говорю о древней традиции, и там тоже существуют горельефы. Вот этот наш Никола Можайский, о котором я уже неоднократно сегодня говорила, а также св. Георгий – одна из первых русских скульптур. Вот он почти совершенно круглый – у него стесана только спина, которой он крепился к фоновой доске. А так он вытесан целиком из круглого ствола липы. И вот это ощущение ствола, живого, круглого, сохраняется и в образе воина, такого, несгибаемого, крепкого. Т.е. сама структура дерева, образ дерева, входит в образ святого. 

К.ЛАРИНА – Вопросы приходят к нашей гостье. И несколько вопросов сейчас я прочту. «Уважаемая Ирина Михайловна, скажите, пожалуйста, какое отношение имеет пермская деревянная скульптура к теме Вашего сегодняшнего рассказа?» - спрашивает Галина Александровна. 

И.СОКОЛОВА – Прямое. Прямое. Это один из замечательных центров, где развивалась русская религиозная, церковная скульптура. Пермь. Но дело в том, что это… произведения пермской скульптуры – это произведения уже позднего периода. Самые ранние произведения относятся к концу XVII века, в основном XVIII, XIX и даже начало ХХ еще создавались вовсю эти великолепнейшие памятники резьбы. 

К.ЛАРИНА – Вопрос от Александра Григорьевича: «Где корни русской деревянной скульптуры, и чего в ней больше – европейского, половецкого или она носит чисто русский характер? И какова связь православной скульптуры с идолами из язычества?» Ну, Александр Григорьевич, уже на эту тему мы немножечко поговорили с Ириной Михайловной… 

И.СОКОЛОВА – Да, да. 

К.ЛАРИНА – Но если что-то стоит добавить – пожалуйста. 

И.СОКОЛОВА – От язычества, наоборот, отрывается эта скульптура, подчеркивая свою не связь с этой традицией. А корни, конечно, это корни греческие, иконные корни – вот самый главный источник русской деревянной церковной скульптуры. А уже в конце XVII века и в XVIII она получает… такое, живое дерево, оно получает прививку западной традиции и впитывает эту… 

К.ЛАРИНА – Еще один вопрос, от нашего слушателя Валерия: «Скажите, работают ли современные художники над созданием деревянной скульптуры, и что вообще творится с современным церковным искусством?» 

И.СОКОЛОВА – Ну, за все, как говорится, церковное искусство не скажу, а насчет церковной скульптуры скажу с удовольствием, что область эта сейчас очень востребована. И я сама знаю множество замечательных резчиков, которые работают, создавая резные иконы, рельефные иконы, объемные скульптуры такого, горельефного плана, резные кресты, также украшенные рельефными изображениями, для украшения строящихся и возрождающихся храмов. Также появляются резные раки – это гробницы для мощей святых – с изображениями также скульптурными. И это все очень радует, потому что художники очень активно осваивают древнюю традицию, причем работают в разных манерах. Некоторые, там, в стиле XVI века, а некоторые работают уже в стиле вот таком уже, барокко. Т.е. вот такое многообразие. Так что работа идет, это искусство живет и, я надеюсь, что и будет жить и дальше. 

К.ЛАРИНА – А вот искусство деревянной игрушки русской, оно как-то связано вот с темой нашего сегодняшнего разговора? 

И.СОКОЛОВА – Ну, это просто… Да, конечно, потому что это все пластика, и вот этот пластический дар русского народа, он проявляется и в церковной скульптуре, и в игрушке, и в деревянной избе. Сама изба – это же просто пластическое произведение, где очень много вот таких великолепных моментов. 

К.ЛАРИНА – Я еще вспомнила: замечательная игра, которой я очень любила в детстве играть, тоже она древняя русская народная игра – бирюльки. Это же деревянные… 

И.СОКОЛОВА – Бирюльки. Это тоже пластика, да, да, да, это тоже, мелкая пластика, скажем так. 

К.ЛАРИНА – Да, Майечка! 

М.ПЕШКОВА – Мне хотелось вернуться к вашему храму. Хотелось узнать о его названии, о происхождении названия и бывают ли в вашем храме службы? 

И.СОКОЛОВА – Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы – один из древнейших храмов Кремля. Чаще всего называется он Ризположенская церковь – ну просто, для сокращения. Название храма связано с праздником. Каждый храм называется либо в честь святого, либо в честь праздника. Вот это праздник – Положение Ризы Пресвятой Богородицы, который празднуется ежегодно 15 июля по новому стилю. Праздник связан с событием, которое произошло еще в середине V века. По преданию, именно тогда в Константинополь из Палестины была привезена реликвия Богородицы, а именно ее покрывало, мафорий, риза. Риза – это вообще наименование одежды. И вот эта риза, мафорий Богородицы, была торжественно положена в золотом ковчеге в одном из храмов Константинополя. И в честь этого события возник праздник – день Положения Ризы Пресвятой Богородицы или, вот, праздник Ризположения. В честь этого праздника назывались храмы, часто назывались храмы, которые стояли на городских вратах, потому что эта Риза, с ней было связано много чудес и историй о том, как она помогала защищать Константинополь от вражеских нашествий. И поэтому не случайно название для этого храма – он получает его в середине XV века, когда Русь еще подвергается нашествиям и нападениям Ордынских войск, и тема защиты города очень актуальна. И с тех пор вот этот храм… он перестраивался, конечно, в настоящее время постройка, которая существует – это 1485 года, и в этом храме, так же, как и в других храмах Кремля, происходят службы. У нас служба происходит только раз в году – на храмовый праздник, 15 июля. Обычно служит патриарх, обычно это прекрасная погода и очень красивый праздник. 

К.ЛАРИНА – Еще несколько вопросов, Ирина Михайловна, от наших слушателей. Вопросы очень разные. «Где можно увидеть большой деревянный крест Шемякина – одно время он стоял в большом храме Донского монастыря», - пишет нам Георгий. 

И.СОКОЛОВА – Ой, это… нет, это крест, который стоял в Донском монастыре, большой, он в настоящее время, вот после того, как храм был передан церкви, его передали в музей архитектуры имени Щусева. И он, к сожалению, там находится в разобранном состоянии. А вообще, этот крест мастера Шумаева, его название. Но на самом деле, это замечательный памятник XVII века, с огромной интереснейшей программой. Но это просто невозможно сейчас даже говорить о нем, потому что это огромная тема, которой сейчас занимаются исследователи. Но вот, к сожалению, вот увидеть его нельзя… 

К.ЛАРИНА – Жалко. Майя Александровна спрашивает Вас, не является ли изображение черепа и костей символом старообрядческой иконы? 

И.СОКОЛОВА – Нет, нет, нет, нет, нет. Это обычная иконографическая деталь в иконах Распятие повсюду, в греческих… 

К.ЛАРИНА – И еще одна телеграмма от нашей слушательницы Ольги: «Ирина Михайловна, видели ли Вы деревянную икону византийского происхождения в Пражском музее изобразительных искусств? Икона изумительная, из храма Византии. Судя по ней, в Византии были прекрасные традиции деревянной иконы». 

И.СОКОЛОВА – Да, в Византии были прекрасные традиции. Иконы, о которой говорит наша слушательница, я не видела, к сожалению. Но я знаю другие произведения византийской резьбы и одно из них даже хранится и в нашем собрании. В Успенском соборе Кремля находится икона «Чудотворный образ Влахернской Божьей Матери», которая представляет из себя рельеф. И мы относим ее очень осторожно к концу XV века, но, возможно, образ более древний. А привезен он был в XVII веке в подарок царю Алексею Михайловичу. Это одна из редких таких греческих рельефных икон. 

К.ЛАРИНА – Ну, и еще одна информация от нашего слушателя Александра: «Николай Николаевич Померанцев был еще искусным звонарем. Именно он сумел сделать записи ростовских звонов, егорьевские праздничные и другие. По этим записям в конце 50-х – 60-х годов был выпущен диск, который был очень популярен среди любителей». 

И.СОКОЛОВА – Да, да, да. Дело в том, что Николай Николаевич, я не знаю, насколько он был искусный звонарь, он был замечательный музыкант – он окончил Московскую консерваторию. У него есть музыкальные произведения, т.е. он работал как композитор. И действительно, вот это его деяние – восстановление звонницы ростовского Кремля и пробивание с огромными трудами записи, этой маленькой пластиночки – это, конечно, было для своего времени необыкновенным делом. Необыкновенным. Это такая, первая ласточка. Вот, представляете, прозвучали церковные звоны – это где-то было ведь в 60-х годах. 

К.ЛАРИНА – Да, Майя. 

М.ПЕШКОВА – Простите, если Вам вопрос покажется не по теме: а как меняется облик посетителя – вот посетитель… это не секрет, что Вы в Кремле работаете уже 3 десятилетия… 

И.СОКОЛОВА – Да, больше даже. 

К.ЛАРИНА – Да Вы что! Такая молодая женщина! Вы там родились, Ирина Михайловна? 

М.ПЕШКОВА – Меняется ли облик посетителей Кремля? Вот средний портрет. 

И.СОКОЛОВА – Вы знаете, это очень интересный вопрос. Очень. Дело в том, что я хранитель храма. Но и раньше, и теперь приходится водить экскурсии и отвечать на вопросы. И изменения колоссальные. Колоссальные. Просто анекдотические случаи бывали – вот 70-е годы, приходят люди в храм. В кремлевский собор, любой. Люди, в частности, из Сибири, из тех городов, которые были построены в 30-е годы на волне комсомольских строек, и в которых, конечно, никакого храма и ничего похожего не было и быть не могло. И люди никогда не видели храмов. И вот они приходят, входит посетитель и спрашивает меня: «А скажите, а что это? Где я?» Он не понимает. А однажды, вообще, посетитель, глядя на золоченую резьбу царских врат алтарных, показывает туда и спрашивает: «Скажите, а там царь спал?» Т.е. он думал, что он попал в царский дворец. Естественно, теперь такие недоумения и такие вопросы совершенно невозможны. Приходят люди, которые знают очень много и по русской истории, и по церковной истории, и по церковным канонам. Знаете, кто самые замечательные, образованные посетители? Это маленькие дети. Это 1, 3, 4 класс. Которые задают исключительно осмысленные вопросы. 

К.ЛАРИНА – А вот скажите, Вы там экскурсии проводите – каким образом можно попасть на эту экскурсию? Т.е. Вы рассказываете об экспонатах, о том, как они сюда попадали, рассказываете о том, в какое время они были созданы, да? Т.е. историю? 

И.СОКОЛОВА – Ну да, есть разные темы экскурсий. 

К.ЛАРИНА – Да. А как туда попасть? 

И.СОКОЛОВА – Обычная, обзорная экскурсия – просто покупается вместе с билетом при входе в Кремль. И экскурсовод выходит, ведет вас по Кремлю, он показывает территорию, он показывает один или два собора. Есть какие-то специальные, тематические, так называемые экскурсии, которые можно заказать в нашем экскурсионном отделе по специальным телефонам. Можно также… у нас идет также обширная лекционная работа. Тематические циклы лекций, которые проводятся у нас в нашем лекционном зале. А также огромная, интересная работа проводится с детьми. У нас кружки существуют очень интересные – исторические и всякие художественные, т.е. специальная ведется работа и для детей тоже очень интересная. 

К.ЛАРИНА – А вот в обычном храме, в действующем, в принципе, Ирина Михайловна, вот к кому-то можно обратиться, чтобы узнать историю возникновения или появления в данном храме конкретной иконы? Вот есть такой… Можно ли такую информацию получить? 

И.СОКОЛОВА – Ну, это, конечно… Не всегда. Это не всегда. Это зависит от того, как поставлено дело, какой батюшка и т.д. Но сейчас… 

К.ЛАРИНА – Это же так интересно! 

И.СОКОЛОВА – Да. Но сейчас, надо сказать, что уже во многих храмах – это необязательно, причем, московские – вы можете увидеть книжечку об истории храма, изданную, которая продается. Или, если это не книжечка, то небольшой буклетик. Вот я езжу на дачу под Сергиев Посад – Диулино. Это древний тоже очень храм, прекрасно восстановленный просто из небытия. И вот там в этом году появился прекрасный буклетик по истории Диулинского храма, воспроизведены иконы, которые там есть. Т.е. эта работа идет тоже и в церквях. 

К.ЛАРИНА – Ну что ж, большое спасибо за такой интересный рассказ. Ирина Михайловна Соколова, старший научный сотрудник, хранитель церкви Ризоположения – наша сегодняшняя гостья. Спасибо, и надеюсь, что мы еще встретимся в нашей студии в нашей передаче. 

И.СОКОЛОВА – Спасибо! Спасибо всем, кто нас слушал!

 
вверх