Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина
Гость: Алексей Левыкин

 

Суббота, 4 Сентября 2004

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Левыкин - научный руководитель Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль".

К. ЛАРИНА - Здравствуйте. У микрофона Ксения Ларина. Вот так получилось, что именно сегодня, 4 сентября у нас должна была состояться премьера программы "Кремлевские палаты". Почему говорю должна была, потому что, конечно, мы совсем не были готовы к тому, что случится на этой неделе в нашей стране. Поэтому давайте мы сегодня все-таки, конечно же, откроем этот цикл, я сейчас вам представлю нашего гостя, расскажем, что это за передача, о чем мы будем в ней рассказывать, какие подарки вы будете получать. Надеюсь, что к следующей неделе мы вернемся к нормальному формату и обязательно будет у нас игра внутри этой передачи. У нас есть разные рубрики, с которыми мы вам сегодня познакомим. Ну а для начала позвольте представить вам нашего гостя, который открывает этот цикл "Кремлевские палаты". Это Алексей Левыкин - научный руководитель Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Здравствуйте, Алексей.

А. ЛЕВЫКИН - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА - Наверное, стоит сказать о целях и задачах нашего совместного проекта. Мы с вами его не обсуждали, мы обсуждали этот проект с Еленой Юрьевной Гагариной. Для вас что было бы важным, если мы говорим о выходе Московского Кремля в радиоэфир?

А. ЛЕВЫКИН - Наверное, в первую очередь познакомить людей с Московским Кремлем. Потому что не то что за рубежом, даже в нашей стране Московский Кремль - это прежде всего какой-то центр политической власти. А Кремль - это огромный комплекс, это древнейший комплекс нашей столицы, это уникальный памятник, в котором расположен один из самых старых, во всяком случае самый старый российский музей национальной истории и культуры, где хранятся уникальные экспонаты, реликвии, памятники нашей истории. Так что, я думаю, цель этой передачи состоит в том, чтобы как можно больше люди узнали о том, что там можно увидеть и как можно Кремль посетить. Потому что я уверен, что многие москвичи считают, что Кремль вообще закрыт.

К. ЛАРИНА - У вас есть любимый экспонат?

А. ЛЕВЫКИН - Это очень сложно для нашего музея сказать, есть ли у меня любимый экспонат. Хотя для сегодняшнего дня это не очень приятный вопрос, но я долгое время работал в музее хранителем, я был хранителем коллекций холодного оружия, это одна из частей коллекции, которая дала название нашему самому главному музею - Оружейной палате. Так что, естественно, любимые вещи у меня связаны с тем, что я хранил, то, что я изучал.

К. ЛАРИНА - Мы каждую передачу будем рассказывать об одном экспонате, который, конечно же, мы считаем шедевром как настоящие люди. Поэтому свой выбор для первой программы сделала Ксения Басилашвили. Конечно же, это Шапка Мономаха.

РЕПОРТАЖ

К. ЛАРИНА - Ну вот с первым нашим шедевром вы уже познакомились. Действительно ли, Алексей, никогда никуда не выезжала Шапка Мономаха?

А. ЛЕВЫКИН - Никогда.

К. ЛАРИНА - Это невозможно?

А. ЛЕВЫКИН - Она входит у нас в состав списка так называемых невывозных экспонатов, потому что это все-таки... Хотя она с Петра Первого не использовалась во время коронаций, но она стала символом вообще власти государственной на Руси. Так что она никогда никуда не выедет.

К. ЛАРИНА - Я напомню, что работает пейджер 974-22-22, для абонента "Эхо Москвы", вы можете задавать вопросы нашему гостю. И первый вопрос от Людмилы: "Скажите, пожалуйста, могут ли московские школьники бесплатно ходить в музеи Кремля и на его территорию? Если да, то когда?"

А. ЛЕВЫКИН - Как правило, бесплатный проход у нас осуществляется в День города (к сожалению, сейчас в связи с событиями это практически невозможно) и в День музеев.

К. ЛАРИНА - Это 18 мая, по-моему, День музеев.

А. ЛЕВЫКИН - Кроме того, у нас действуют специальные дня, когда музеи посещаются школьниками, это, как правило, среда каждой недели. И для посещения школьников, студентов и целой группы граждан России у нас действуют достаточно серьезные льготы на посещение.

К. ЛАРИНА - Я знаю, что существуют так называемые виртуальные экскурсии по Московскому Кремлю, в Интернете можно побродить.

А. ЛЕВЫКИН - Конечно.

К. ЛАРИНА - Давайте сейчас с вами такую небольшую экскурсию проведем в радиоэфире. С чего бы вы начали знакомство с музеями Кремля?

А. ЛЕВЫКИН - Наверное, с самого Кремля. Сам Кремль - это уникальнейший памятник и архитектуры, и нашей истории. Он, в общем-то, в целом сохраняет тот облик, который Кремль получил на рубеже 15-16 веков. Это уникальный крепостной ансамбль, который, если вспомнить историю, практически никогда не был взят штурмом. Поэтому до сих пор эти огромные башни, хотя имеют очень красивые шатры, окончания, они вообще покоряют своей силой. А в дальнейшем, наверное, мы можем пройтись по всем нашим музеям. В первую очередь Оружейная палата, где хранятся и произведения искусства, и память нашей истории, сокровища. Мы любим это слово "сокровища", несколько даже часто его используем. Наша коллекция уникальна, она происходит не по воле какого-то коллекционера, она формировалась на протяжении многих-многих веков, во всяком случае многие учреждения, которые являлись казнохранилищами, мы знаем об их существовании на протяжении пяти веков, в том числе и сама Оружейная палата. Так что вот эти памятники искусства, они очень тесно связаны с нашей историей. Естественно, Соборная площадь. Уникальный комплекс, сакральный комплекс Руси, это центр русского православия, где находятся святыни русского православия, где находятся основные соборы - Успенский, Архангельский, Благовещенский, каждый из которых самым тесным образом был связан с важнейшими событиями нашей жизни. Гробы предков, реликвии, икона Владимирской Божьей матери, могила митрополита Петра - все находится там. Патриарший дворец. Так получилось, что это единственный, наверное, дворец 17 века, который люди, которые приходят в наш музей, могут увидеть воочию. Сейчас там уже начались большие реставрационные работы. Я думаю, что мы к следующему году откроем новый наш выставочный зал, так называемую одностолпную палату. Изумительное произведение архитектуры. Естественно, наши специалисты знали о ее существовании, они знали, как она выглядит, но когда началась реставрация, просто ходили туда смотреть, что это такое. Просто уникальный памятник.

К. ЛАРИНА - Вопрос, который, конечно же, будет задан нашими слушателями, предвосхищая его - а что закрыто, куда пока нельзя попасть?

А. ЛЕВЫКИН - Резиденция президента.

К. ЛАРИНА - Т.е. в кабинет к президенту зайти нельзя?

А. ЛЕВЫКИН - Естественно, те зоны, которые относятся к резиденции президента, они закрыты. Очень сложно попасть в Большой Кремлевский дворец, но это возможно, я знаю, что туда бывают экскурсии.

К. ЛАРИНА - А вот там, где инаугурация проходила, то, что мы наблюдали по телевидению.

А. ЛЕВЫКИН - Это Большой Кремлевский дворец.

К. ЛАРИНА - Т.е. туда тоже невозможно попасть?

А. ЛЕВЫКИН - Насколько я знаю, можно, там есть группы, которые проходят. Это не наш комплекс, он не входит в комплекс музеев Московского Кремля, но я знаю очень многих людей, которые там побывали.

К. ЛАРИНА - Очень много сейчас сокровищ, как вы выразились, постепенно возвращаются в Россию, те, которые по тем или иным причинам покинули пределы родины. Вот что из сокровищ Кремля может появиться при благоприятном стечении обстоятельств на родине, вот то, что когда-то отсюда уехало? Есть такие экспонаты?

А. ЛЕВЫКИН - Мне очень сложно сказать. Вы все прекрасно знаете о том, что у нас недавно закончилась выставка, где демонстрировались знаменитые коллекции Форбса, знаменитые императорские дары. И вот один из этих даров, он уже вернулся практически, т.е. он был в стенах нашего музея. Это так называемое ренессансное яйцо, которое несет на себе до сих пор номер Оружейной палаты. Он был продан в конце 20-х годов.

К. ЛАРИНА - А вы вообще как-то отслуживаете путешествия предметов, которые когда-то принадлежали Московскому Кремлю?

А. ЛЕВЫКИН - Естественно. Я вам честно скажу, что из базовой коллекции Оружейной палаты, основной коллекции, которая сформировалась еще до открытия самого музея и существовала в 19 веке, это не столь большое количество. Но в наш музей попадали вещи после 1917 года, которые попадали в состав музея и которые были утрачены.

К. ЛАРИНА - А что изменилось со времен течения новейшей истории России? Поскольку все-таки до 91 года музеи Кремля - это были музеи Кремля, что называется.

А. ЛЕВЫКИН - Они всегда были музеями Кремля.

К. ЛАРИНА - А вот сейчас идеология каким-то образом меняется?

А. ЛЕВЫКИН - Я очень благодарен вам за этот вопрос. Потому что вообще история нашего музея и история тех памятников, которые там есть, очень сложно разорвать с любыми событиями. Т.е. наши памятники помнят еще польскую интервенцию. Они увозились в 1812 году, они привозились опять, открывались, они связаны были с какими-то церемониями, с какими-то событиями определенными. Я не случайно сказал, что наш музей, Оружейная палата, который был основан в 1806 году, это был не просто музей шедевров, это был музей русской национальной истории, каждый памятник был связан либо с каким-либо деятелем, либо с каким-то событием. Естественно, после 1917 года такой музей был не нужен, просто-напросто не нужен. Более того, я мог бы, наверное, использовать такую фразу - он был подвергнут репрессиям практически, потому что он был закрыт в 30-е годы, многие из его сотрудников были либо изгнаны из него, либо, действительно, были репрессированы. И начиная с 1985 года... он вообще возрождался очень долгое время, он потихонечку открывался с 45 года, наконец он становится настоящим музеем в 1960 году, но он становится музеем декоративно-прикладного искусства. И вот с 1985 года его прежняя суть, которая всегда была при нем... Шапка Мономаха, хотя это произведение декоративно-прикладного искусства, но это и символ власти, она постепенно опять возвращается, выходит на первый план. Я думаю, те слушатели, которые внимательно отслуживают наши выставки, наверное, заметили, как потихонечку изменяются даже названия выставок и их идеологемы. Они становятся все более и более государственными.

К. ЛАРИНА - Вы сказали про 45-й год. Во время войны каким-то образом пытались спрятать экспонаты, эвакуировать их, учитывая, что ту же Шапку Мономаха нельзя никуда вывезти? Каким образом охранялось?

А. ЛЕВЫКИН - Естественно, все экспонаты были эвакуированы. Это был настоящий подвиг людей, которые в очень короткий период времени упаковали все памятники, которые хранятся в нашем музее. Я даже с гордостью назову человека, который руководил этой работой, - Николай Никитич Никитин. Я бы так сказал, спаситель и легенда нашего музея, лейтенант НКВД, который пришел работать в музей, спас его фактически. И вот он руководил этой сложной эвакуацией.

К. ЛАРИНА - А куда?

А. ЛЕВЫКИН - На Урал. И когда памятники наши вернулись назад - это тоже легенда нашего музея, - на них не было никаких утрат. Т.е. так это было тщательно и прекрасно все проведено.

К. ЛАРИНА - А большевики много продали?

А. ЛЕВЫКИН - Я уже сказал, что, с точки зрения нашей коллекции, базовой коллекции нашего музея, это число не очень велико. Но если мы вспомним о том, что Кремль комплекс, Оружейная палата, например, была комплексом Большого Кремлевского дворца... Ведь никто сейчас не знает, что в 1916 году с 10 утра до 19 часов вечера каждый мог придти в Большой Кремлевский дворец, пройти по его залам, закончить экскурсию в Оружейной палате. Это был музей.

К. ЛАРИНА - Открытый абсолютно.

А. ЛЕВЫКИН - Это был открытый музей, в котором были прекрасные картины, прекрасные памятники. Фактически вот этот музей, он утрачен.

К. ЛАРИНА - Я напомню, что у нас сегодня в студии Алексей Левыкин. Вопросов очень много. Во второй части программы мы будем подробно на них отвечать. Еще скажу, что после выпуска новостей Ксения Басилашвили познакомит вас с ближайшими выставками, которые откроются на территории Московского Кремля. Я специально этот вопрос не задавала Алексею. Может быть, когда Ксюшины анонсы прозвучат, Алексей что-нибудь добавит к ее анонсам.

А. ЛЕВЫКИН - Я прошу меня извинить, я, наверное, волнуюсь, перепутал фамилию. Николай Никитич Захаров.

К. ЛАРИНА - Который занимался эвакуацией шедевров.

А. ЛЕВЫКИН - Да.

К. ЛАРИНА - А сейчас мы прерываемся на выпуск новостей, затем возвращаемся в студию.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - По Кремлевским палатам мы путешествуем вместе с Алексеем Левыкиным, научным руководителем музеев Кремля. Сейчас давайте с помощью Ксении Басилашвили пригласим вас на выставки, которые в ближайшее время в Кремлевских палатах откроются.

АНОНСЫ

К. ЛАРИНА - Что-нибудь добавите, Алексей?

А. ЛЕВЫКИН - Подробно достаточно.

К. ЛАРИНА - "Когда появились скипетр и держава и сколько экземпляров их существует?" - спрашивает Владимир.

А. ЛЕВЫКИН - Это правильный вопрос, потому что состав регалий царской власти формировался постепенно. Скипетр и держава появляются в течение 2-й половины 16 века. Сначала у наследников Ивана Грозного, у Бориса Годунова и потихонечку уже переходят. Полный состав сформировался уже во время Романовых, это 17 век.

К. ЛАРИНА - А сколько экземпляров?

А. ЛЕВЫКИН - Что значит экземпляров?

К. ЛАРИНА - Сколько штук, что называется?

А. ЛЕВЫКИН - Во-первых, естественно, для каждого государя, как правило, создавался свой большой наряд. В каком-то виде они сохранились более-менее полными, в какой-то степени не очень полными.

К. ЛАРИНА - Т.е. это не как переходящее знамя?

А. ЛЕВЫКИН - Не как переходящее знамя. В нашем музее нет, например, того скипетра, который появляется в 16 веке. У нас есть скипетр царя Алексея Михайловича. То же относится и к державам. У нас, например, держава есть царя Михаила Федоровича, царя Алексея Михайловича, с бармами, такое особое ожерелье, оплечье русского государя. У нас сохранились бармы царя Алексея Михайловича.

К. ЛАРИНА - Следующий вопрос от Галины: "Вернулся ли в Оружейную палату, в Алмазный фонд золотой самородок "Мефистофель"?"

А. ЛЕВЫКИН - Насколько я знаю, он не уходил. Алмазный фонд - это не музей Московского Кремля, это выставка Гохрана, это немножко другое учреждение. Но насколько я знаю, он там.

К. ЛАРИНА - Вопрос от Андрея: "Какие ближайшие выставки будут в Звоннице?"

А. ЛЕВЫКИН - Сейчас будет прекрасная выставка из Лувра, из Франции. Мы, честно говоря, хотим продолжить эту традицию, даже в плане наших мероприятий к празднованию мы наметили целую серию таких выставок уже на следующие годы. В конце этого года у нас будет прекрасная выставка, посвященная Италии и русскому царскому двору, где вы можете увидеть и прекрасные шедевры итальянских мастеров, в первую очередь ткани итальянские, в которые был облачен русский двор, получить информацию о знаменитых архитектурных памятниках Московского Кремля. На следующий год мы планируем выставки новых поступлений, которые пришли в наш музей за 10-летний период. Я так думаю, что одной из самых главных выставок следующего года будет выставка, посвященная патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу, под названием "Божественная двоица".

К. ЛАРИНА - Вопрос от Геннадия, возвращаемся к Шапке Мономаха: "Расскажите, пожалуйста, а что стало с дублем Шапки Мономаха, который был сделан для коронации Петра Первого? Где он сейчас?"

А. ЛЕВЫКИН - Шапка Мономаха второго наряда находится в витрине, рядом с Шапкой Мономаха первого наряда, т.е. она находится у нас.

К. ЛАРИНА - "Как попасть на экскурсию в Большой Кремлевский дворец?" - спрашивает Иван.

А. ЛЕВЫКИН - Это лучше уже не ко мне.

К. ЛАРИНА - У нас будет много передач, в том числе мы отдельно сделаем программу, посвященную Большому Кремлевскому дворцу, и там вам все расскажем. "Знакомы ли вы с исследованием Московского Кремля Глеба Носовского и Анатолия Фоменко?" - спрашивает Вика.

А. ЛЕВЫКИН - Я слышал о нем. Я стараюсь такие книги не читать.

К. ЛАРИНА - Понятно. Очень хотят работать наши слушатели у вас. Вот Нина хочет работать смотрителем. Возможно ли это?

А. ЛЕВЫКИН - Возможно. Надо будет обратиться в наш музей. Что касается смотрителей, это такой состав, который постоянно меняется. Гораздо сложнее с теми, кто хочет работать в составе научного штата нашего музея, потому что там идет у нас особый отбор, не так часто он меняется.

К. ЛАРИНА - Вопрос от Ларисы: "Очень хотелось бы узнать, что сейчас происходит с музейной частью Кремля, имевшей отношение к кабинету Ленина и его апартаментам. В школьные годы мы ходили туда на экскурсию".

А. ЛЕВЫКИН - Насколько я знаю, сейчас кабинета Ленина в нынешнем Кремле не существует. Насколько я помню, он, кажется, был перевезен в Горки Ленинские, сейчас он находится там.

К. ЛАРИНА - Т.е. в музеях Кремля вообще имя Ленина нигде не упоминается?

А. ЛЕВЫКИН - В музеях Кремля, конечно, памятник убран, музея Ленина там нет, хотя я знаю, что там продолжают работать люди, которые связаны с деятельностью в этом музее, продолжают работать, продолжают это помнить. Можно только посожалеть, что это было сделано.

К. ЛАРИНА - Вопрос от Галины Марковны: "Спросите, пожалуйста, у вашего гостя, что сейчас находится в помещении Кремлевского театра?"

А. ЛЕВЫКИН - Вы имеете в виду Потешный дворец?

К. ЛАРИНА - Наверное.

А. ЛЕВЫКИН - В Потешном дворце находятся службы не музеев Московского Кремля, федеральная служба охраны и другие учреждения.

К. ЛАРИНА - Т.е. его посетить нельзя?

А. ЛЕВЫКИН - Нет, его посетить нельзя.

К. ЛАРИНА - "Какие предметы из коллекции Фаберже хранятся в Оружейной палате?" - спрашивает Александр.

А. ЛЕВЫКИН - Во-первых, у нас самая знаменитая часть этой коллекции - это 10 императорских дворов, это самая крупная коллекция в мире, которая сохранилась. Есть изумительные произведения ювелирные этой фирмы. У нас хранится часть знаменитого клада, который был найден на Солянке. У нас достаточно крупная коллекция, причем часто очень неожиданная. Например, у нас есть навершие для государственного знамени, которое было изготовлено фирмой Фаберже. У нас есть печать, изготовленная фирмой Фаберже. Состав весьма разнообразен.

К. ЛАРИНА - Вопрос от Елены: "Проходят ли организованные экскурсии по некрополям Кремля? Как можно попасть на такую экскурсию?"

А. ЛЕВЫКИН - Естественно, любой человек, который заходит на территорию Московского Кремля, попадает в Архангельский собор, он попадает в знаменитый некрополь. Это гробы предков, где захоронены великие князья и государи Московской Руси. Если говорить о некрополях, то иного вроде бы некрополя у нас в Кремле нет. Но сейчас у нас ведутся очень тщательные работы. Ведь когда в конце 20-х годов был уничтожен Вознесенский монастырь, где находились захоронения русских великих княгинь и цариц, мало кто знает, что они были спасены и перенесены в подземную палату Архангельского собора. Уже в течение очень долгого времени мы проводим реставрационные работы в подземной палате. Мы проводим сейчас очень тщательные исследования погребений. Сейчас постоянно на ученых советах нашего музея обсуждаются результаты этих исследований. В скором будущем, я думаю, что где-то примерно в 2008 году, мы закончим работы по некрополю. Естественно, допуска туда не будет, потому что это все-таки захоронения, кроме священнослужителей и специалистов. Но в одной из пристроек Архангельского собора мы планируем создать экспозицию, посвященную Вознесенскому монастырю, где, конечно же, будет рассказываться об этом некрополе.

К. ЛАРИНА - Вопрос от Алексея, несколько странный вопрос, но я его прочту: "Хотелось бы спросить у вашего гостя, смотрел ли он фильм "Брат-2". Также хотелось бы узнать его мнение об этом фильме, в частности об эпизоде, который происходит в вашем музее".

А. ЛЕВЫКИН - Это не в нашем музее. Эпизод происходит, насколько я понимаю, съемка в Историческом музее. Это вообще преступление с самого начала, конечно. Фильм "Брат-2" вообще немножко странноватый, а то, что там касалось пулемета "Максим" и работы музейного сотрудника, я даже комментировать не хочу, это все из области фантастики.

К. ЛАРИНА - Блеф.

А. ЛЕВЫКИН - Да.

К. ЛАРИНА - "Не планируется ли снесение стеклянной коробки в Кремле и восстановление на шпилях башен орлов вместо красных звезд?" - спрашивает Иван.

А. ЛЕВЫКИН - Насколько я знаю, пока что нет.

К. ЛАРИНА - "30 тонн золотых монет царской чеканки при Ельцине вывезли за границу. Какова судьба этих монет?" - спрашивает Илья.

А. ЛЕВЫКИН - Я об этом факте информацией совершенно не располагаю.

К. ЛАРИНА - Это одна из мистификаций уже новейшего времени.

А. ЛЕВЫКИН - Я не знаю. Честно говоря, даже в годы советской власти продолжали делать чеканку монет с царской символикой. В принципе, монета является товаром, если она сделана сейчас, а не является памятником истории и это часть какой-то музейной коллекции. Тут, наверное, действуют другие совершенно законы.

К. ЛАРИНА - "Раньше можно было погулять в саду Кремля, сейчас он закрыт. Когда-нибудь это возобновится. Галина".

А. ЛЕВЫКИН - О каком саде речь?

К. ЛАРИНА - Не написано. Там много садов же у вас, по-моему?

А. ЛЕВЫКИН - Да, там есть нижний Тайнинский сад, который был всегда закрыт.

К. ЛАРИНА - А что в нем?

А. ЛЕВЫКИН - Это часть резиденции, там расположены какие-то службы, это то, что находится со стороны кремлевской стены с набережной.

К. ЛАРИНА - Но это сад, действительно?

А. ЛЕВЫКИН - Да, это сад.

К. ЛАРИНА - Т.е. там есть что-то такое садовое?

А. ЛЕВЫКИН - Естественно.

К. ЛАРИНА - Мы знаем Версаль, многие были, там тоже есть территория, на которую не пускают, вот один из садов версальских. Но, правда, на него можно посмотреть сверху, с анфилады.

А. ЛЕВЫКИН - Кстати, что касается Тайнинского сада, это тоже. Потому что верхняя часть сада, она открыта. Если вы проходите на территорию Московского Кремля, вы можете гулять и, в принципе, проходить по аллеям этого небольшого парка достаточно далеко. Александровский сад, он открыт всегда.

К. ЛАРИНА - Сколько садов вообще в Кремле?

А. ЛЕВЫКИН - Если мы так подсчитали, я думаю, три сада известных.

К. ЛАРИНА - "Проводятся ли на территории Кремля в настоящее время какие-нибудь раскопки? Какова перспектива, на ваш взгляд, нахождения библиотеки Ивана Грозного?"

А. ЛЕВЫКИН - С раскопками очень интересно. Потому что вообще история раскопок на территории Кремля очень тесно связана с нашим музеем и, скажем так, наиболее активно началась только после 1960 года. Она связана с такими известными людьми, как архитектор нашего музея Федоров, как Татьяна Нонна Сергеевна Владимирская, которая очень много проработала. Сейчас у нас есть специальный отдел археологический, которым руководит доктор исторических наук Татьяна Дмитриевна Панова. У нас ведутся раскопки. Я хочу сказать так: раскопки - это ведь не воля исследователей, это не воля археолога, где и когда он будет копать.

К. ЛАРИНА - Т.е. не так, хочу копать - на, копай...

А. ЛЕВЫКИН - Раскопки - это памятник, который также охраняется государством, и они проводятся только в том случае, когда, например, этому памятнику угрожает опасность, либо проводятся какие-то определенные строительные работы. И в рамках того, когда у нас ведутся строительные работы, то, естественно, каждые эти работы сопровождаются археологическими раскопками. А что касается библиотеки Ивана Грозного, то это тоже интересный момент. Я, когда произносят слово "библиотека", представляю книги. А у нас почему-то есть легенда, что в библиотеке хранились какие-то сокровища.

К. ЛАРИНА - Как золото партии.

А. ЛЕВЫКИН - Да, как золото партии. Я хочу подчеркнуть одну вещь: все сохранившиеся коллекции царских казнохранилищ, где хранятся уникальные памятники еще от великокняжеской Руси до царской Руси, находятся в нашем музее.

К. ЛАРИНА - И библиотека Ивана Грозного тоже?

А. ЛЕВЫКИН - Я думаю, она где-то там же, в этих наших коллекциях.

К. ЛАРИНА - Но ведь кто-то же ее ищет.

А. ЛЕВЫКИН - Я думаю, что это красивая легенда, кому-то это нравится. Кому-то нравится об этом писать, кому-то нравится ее искать.

К. ЛАРИНА - Вообще легенд вокруг кремлевских музеев огромное количество за тысячелетие накопилось. У вас есть легенда, тайна, которую вы бы лично хотели раскрыть, узнать, правда это или нет?

А. ЛЕВЫКИН - У меня каких-то особых тайн нет. Что хочется сказать? Сейчас прозвучала история о Шапке Мономаха. Она была интересной, объемлющей достаточно, но краткой. Вы знаете, по истории Шапки Мономаха ведь можно рассказывать днями, потому что так тонка эта история. Ведь это не просто, допустим, какое-то парадное наголовье либо какая-то реликвия, которая досталась Ивану Калите. Как досталась, какую роль она играла, почему она стала короной... У нас хранится уникальный памятник и оружейного искусства, и декоративно-прикладного искусства - рогатина тверского князя Бориса Александровича Тверского. Так вот только официальных версий шесть, о том, какие изображения на ней сделаны. Причем над этими версиями работали выдающиеся наши историки, искусствоведы. Но окончательной версии нет. Так что легенд таких очень много. Как говорят бифитеры Лондонского Тауэра, мы живем здесь очень-очень много времени. Поэтому все связано с легендами.

К. ЛАРИНА - У нас тоже будет такая постоянная рубрика, посвященная как раз мифам и легендам. Я сейчас хочу предложить вашему вниманию первую историю от Сергея Бунтмана.

БАЙКИ КРЕМЛЕВСКОГО БУНТМАНА

К. ЛАРИНА - Вообще если следовать всяким литературным источникам, там очень много интересных историй наверняка накопилось. Я думаю, что Сергей Бунтман нас будет с этими историями знакомить долгое время. Это можно целую отдельную книгу написать.

А. ЛЕВЫКИН - Конечно.

К. ЛАРИНА - У меня к вам последний вопрос. Вопросов очень много, я так понимаю, что радиослушателям интересна эта программа. Я вас уверяю, дорогие друзья, мы отдельно будем вам рассказывать о каждом помещении, о каждой палате, о каждом саде обязательно, поскольку долгая эфирная жизнь, я надеюсь, нас ожидает совместно с музеями Московского Кремля. Вот что касается различных планов по реконструкции и перестройке. Были какие-нибудь судьбоносные планы, которые, слава тебе господи, не осуществились, в эпоху, конечно, прежде всего советской власти?

А. ЛЕВЫКИН - К сожалению, насколько я знаю, многое осуществилось все-таки. Мы потеряли такие жемчужины, как Вознесенский монастырь, Чудов монастырь, которые были уничтожены. Мы потеряли старое здание Оружейной палаты, где сейчас находится Большой Кремлевский дворец съездов знаменитый. Т.е. перестройки были осуществлены, конечно. Мы потеряли Николаевский дворец. Т.е. Кремль достаточно серьезно изменил свой внешний облик. Но, к счастью, последним проектом был Кремлевский дворец съездов. После этого были только реконструкции и реставрации.

К. ЛАРИНА - При сегодняшней тенденции к сносу, как вы думаете, Большой Кремлевский дворец не будет подвергнут уничтожению? Как бы вы отнеслись к этой идее?

А. ЛЕВЫКИН - Отрицательно.

К. ЛАРИНА - Почему?

А. ЛЕВЫКИН - Очень просто. Потому что Кремль внесен в список ЮНЕСКО, в список природного и культурного наследия. Он внесен именно в том облике, это было сделано в начале 90-х годов сделано. Таким образом, облик он не имеет права изменять. Это все-таки тоже история. Если мы будем постоянно рушить и постоянно что-то возводить, ничего хорошего из этого не будет.

К. ЛАРИНА - Вот восстановили же - худо-бедно - храм Христа Спасителя. Как вы думаете, может быть, стоит вернуть и утраченные здания, которые были уничтожены?

А. ЛЕВЫКИН - Я еще раз говорю. Конечно, это можно сделать. Но ведь это не тот храм Христа Спасителя, который был разрушен. Это новый храм. Что такое новый Чудов монастырь или новый Вознесенский монастырь? В нем нет смысла.

К. ЛАРИНА - Вот на этом вопросе с многоточием мы закончим нашу первую программу. Напомню, что передача наша называется "Кремлевские палаты". Мы продолжим нашу экскурсию по Кремлю на следующей неделе, в субботу, в 12 часов. Естественно, обязательно вам подарим что-нибудь к следующему дню. Я благодарю нашего гостя Алексея Левыкина, который является научным руководителем музеев Кремля. Спасибо. Надеюсь, что и вы в том числе у нас появитесь.

А. ЛЕВЫКИН - Спасибо за ваши вопросы.

 
вверх