Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Светлана Коварская

 

Суббота, 23 Июнь 2007

К.ЛАРИНА – Ну, мы не про телевидение сейчас, мы про высокое искусство. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы телевизор сморим все меньше и меньше, все чаще ходим в музеи. 

К.ЛАРИНА – Все, меньше и меньше, да. Ксения Басилашвили здесь, Ксения Ларина здесь. Наша гостья - Светлана Коварская, старший научный сотрудник, хранитель фонда русского художественного металла первой половины XIX века Музеев Московского Кремля тоже здесь. Здравствуйте, уважаемая Светлана. Добрый день. 

С.КОВАРСКАЯ – Добрый день. 

К.ЛАРИНА – Программа «Кремлевские палаты». Мы сегодня говорим про пионеров русской ювелирной промышленности. Такова тема передачи, про призы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ой, призы у нас сегодня такие: у нас сегодня, во-первых, есть билеты на выставку Картье. 

К.ЛАРИНА – Которая продолжается и продолжается. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Она продолжается, она до конца лета практически, до 25 августа, и вот предоставляем вам возможность, попасть на эту выставку без очереди и бесплатно. Кроме того, у нас есть еще каталоги «Российские императоры и Оружейная палата» - это юбилейное такое, тесненное, шикарное издание к юбилею Музеев Московского Кремля. 

замечательного … замечательное все 

К.ЛАРИНА – Запечатанное, зацелофаненное. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Запечатанное, все, со всей историей Оружейной палаты и путеводители по Московскому Кремлю: «Прогулка по Кремлю», «Мир кремлевских сокровищ». Вот такие вот призы и 2 вопроса. Нужно будет ответить сначала на SMS, а потом, кто прозвонится к нам в прямой эфир после половины часа. Вот вопросы, внимание, итак. Так, где они? Вот они. Первый вопрос: что такое бульотка? Не бульонка, а бульотка. Что такое бульотка? Раз. 

К.ЛАРИНА – То есть это имеет отношение к ювелирному искусству? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну да, да, это тоже вот выполненный ювелирный, в том числе. Мы же говорим о промышленном искусстве. Вот я подсказываю. Что такое бульотка? И второй вопрос: что такое карне? Карне. 

К.ЛАРИНА – Ну хорошо, думайте. Присылайте. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Уже исчезли как эти понятия, так и эти предметы из нашего обихода. Вот интересно, прошло всего 100 лет. 

С.КОВАРСКАЯ – Преобразовались в другие… 

К.ЛАРИНА – Не проговоритесь, пока не ответят, да? Значит, напомним SMS +7-985-970-45-45, ну, и телефон прямого эфира, во второй части включим, как Ксюша сказала - 363-36-59. Давайте мы назовем уже имена, поскольку вот наши слушатели все время говорят: «Вот вы все время рассказываете про иностранных мастеров, а что же у нас своих что ли не было?» 

С.КОВАРСКАЯ – Нет, и про русских и про иностранных мастеров, которые работали и в Петербурге, и в Москве в XIX столетии. И я хочу начать просто с выставки 1851 года, Всемирная выставка, Лондон, где Россия заявила о своих мастерах, прекрасно выставив замечательные произведения художественного ремесла. И русские экспоненты получили золотые, серебряные, бронзовые медали. Это был Игнатий Сазиков, Зифтинген, это была фирма Бойлен и другие русские ювелиры. Выставка показала, что в России есть, расцветает ювелирное искусство - раз. Выставка продемонстрировала создание национального стиля – это два. И третье – выставка продемонстрировала то, что в России создается большая ювелирная промышленность. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот интересно. Сейчас уже ушла традиция, к сожалению, вот таких вот крупных выставок международных, где бы демонстрировались достижения в искусстве именно, но остались там биеннале, это немножечко другое все же. А вот как тогда собирались эти выставки? Что, устраивался конкурс? 

С.КОВАРСКАЯ – Ну, прежде всего, выставки в России, они появляются… первая выставка, художественно-промышленная такая выставка, она появилась, прошла в Петербурге в 1829 году. На выставке ювелирная промышленность была представлена не многочисленными авторами, но потом выставки были каждые 2-3 года. Они повторялись обязательно в России, как в Москве, так и в Петербурге, а с середины XIX века был задействован Нижний Новгород, Киев и Одесса. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А международные? 

С.КОВАРСКАЯ – А международных выставок было тоже очень много. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но, чтобы попасть на них, что нужно было? 

С.КОВАРСКАЯ – Надо было пройти сначала свои выставки. 

К.ЛАРИНА – Отбор такой, да? 

С.КОВАРСКАЯ – И уже большой конкурс отбора предлагал на всемирные и выставки, которые… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть вот Сазиков и другие они прошли отсев очень большой?

С.КОВАРСКАЯ – Сазиков и другие. Они все проходили отсев, потому что выставка - это конкуренция. Выставка - это демонстрация своих, своего производства, своих изделий. Выставка - это показ того, какое предприятие ты имеешь, и выставка, она может предложить тебе и хороших мастеров. Это - художники. Это - дизайнеры своего дела, и мастера иногда переходили из одной фабрики в другую фабрику или работали совместно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это 50 год, да? Вы сказали, 50 год эти выставки? 

С.КОВАРСКАЯ – Это первая всемирная выставка в Лондоне 1850 год, когда русские мастера заявляют о себе всей Европе. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Так вот прошло 50 лет, если говорить о начале XIX века, еще ни о каких русских мастерах промышленниках говорить было нельзя, рановато. 

С.КОВАРСКАЯ – Промышленников, может быть, и не было, но уже в конце XVIII века нам известна такая замечательная фирма. Она пронесет все свои изделия на протяжении всего столетия, это фирма Сазиковых, которая появляется в конце XVIII века в Москве. А в 1810 году фирма становится поставщиком Двора. А уже сыновья Павла Сазикова, уже выставляют свои произведения на выставках, ну, в Петербурге и в Москве – раз. И второе – Игнатий Сазиков выставляет уже изделия свои, замечательные изделия в национальном стиле на выставке в Лондоне. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А что делали? Может быть, у наших слушателей, может быть, даже у нас с Ксенией дома сохранились какие-то вещи. Из этих серий. 

С.КОВАРСКАЯ – Делали все: от маленькой ложки для соли до больших монументальних иконостасов. Такие фирмы как Сазиков, фирма Губкина, фирма Андрея Посникова. Они могли выполнять колоссальные заказы по всей России: Москва, Петербург, Ярославль, большие другие города. Пользовались услугами, пользовались замечательными мастерами и заказами больших ювелирных фирм. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну мы, наверное, о стилях тогда попозже, да, немножечко поговорим. Хотелось бы узнать, действительно, может, в нашей коллекции домашней есть… 

К.ЛАРИНА – Что-нибудь есть, а мы об этом не знаем. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, мы не знаем, нам кажется, что это такая обиходная вещь, а это уже музейная ценность… 

К.ЛАРИНА – А из чего, из какого металла-то все это делалось? Из серебра? 

С.КОВАРСКАЯ – Материал был самый разный, но, прежде всего, это было золото, серебро. Это была латунь, это была бронза. Самый разный материал, иногда смешивали материал. Уже в конце XIX столетия фирмы любили исполнять так называемый хрусталь в серебре. Это прекрасно использовала фирма Ивана Петровича Хлебникова, братья Грачевы, Немиров-Колодкин… 

К.ЛАРИНА – На заказ работали? 

С.КОВАРСКАЯ – Да, работали по большим заказам. 

К.ЛАРИНА – Фамильные создавались всякие, наверное. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот заказчики тоже … 

С.КОВАРСКАЯ – Да, это изображения, право изображать на своих изделиях двуглавого орла, то есть ты поставщик Императорского дома Романовых или королевских дворов Европы. То что… Дело в том, что выставка за рубежом это, естественно, показ мастерства всем … 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Потенциальной клиентуре… 

С.КОВАРСКАЯ – …правителям, да, клиентуре, которая… 

К.ЛАРИНА – Ну, хоть фамильное серебро у нас с тобой… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – 100% 

С.КОВАРСКАЯ – …приезжала смотреть замечательные произведения художественные русских мастеров, поэтому очень много сейчас русских изделий находится в собраниях Европы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот этот вот XIX век. Начало XIX века какой-то водораздел существует: до XIX века почему-то не было промышленного производства, а с началом XIX века они появились. В чем дело? Какой-то указ был? 

С.КОВАРСКАЯ – Дело в том, что, конечно, были сначала, работали отдельные мастера, например, вот в Петербурге, мастера в Петербург приезжали из разных стран: и из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Например, такой мастер как замечательный, выдающийся мастер начала XIX века Гетлонд, Аксель Гетлонд. Он приехал из Норвегии. И работал в Императорской дворцовой конторе и выполнял заказы Императорского двора. Его замечательные произведения, большие, крупные серебряные канделябры, которые украшают сейчас экспозицию Оружейной палаты, были в комнатах императрицы Марии Федоровны, жены Павла I. Замечательные вазы серебряные для цветов или прекрасные маленькие подсвечники в виде пляшущих юношей и девушки украшали комнаты великого князя Александра Николаевича. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но это было не промышленное производство? Почему вдруг в XIX веке начинается промышленность? В чем дело? 

С.КОВАРСКАЯ – Дело в том, что уже с 1830 года пошло послабление правительства в приобретении больших машин. Начинается техническое перевооружение всех мелких предприятий. И если раньше, если в конце XIII, в начале XIX столетия мастер мог это делать один, два или три человека с ним работало, то уже с 30-х годов появляются так называемые заведения ювелирные. 

К.ЛАРИНА – Давайте пока остановимся, потому что у нас сейчас время новостей, да? Небольшой перерывчик, потом продолжим.

НОВОСТИ.

К.ЛАРИНА – И тут мы тоже здесь. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я тут смотрю на ответы. Такие забавные ответы приходят иногда интересные, что бульотка и карне. 

К.ЛАРИНА – Но есть уже правильные ответы? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Есть, есть. Сейчас нам принесут. Но я пока вам расскажу о том, что в Музеях Московского Кремля происходит. Во-первых, напомню, что до 25 августа в залах Успенской Звонницы открыта выставка Парижского отделения наследия Дома Картье «Инновации XX века» и там, начиная с начала XX века вы можете все посмотреть. Это от артдекор до последних практически дней. Самое лучшее Картье в Музеях Московского Кремля. А с 29 июня и по 21 октября, с 29 июня, в Одностолпной палате Патриаршего дворца откроется выставка вот, которой я, например, очень жду: «Иконописцы царя Михаила Романова». Это XVII век в иконописи. Я знаю, что сначала выставку хотели назвать «Царские изографы», потом название поменялось. Интересно будет узнать почему. Дело все в том, что кремлевское собрание икон XVII века - одно из самых богатых в России и все ему представить, конечно, вот так вот разом, под одной крышей, в одном выставочном зале невозможно, потому что оно и по соборам, и на хранении находится. Здесь вы сразу же сможете увидеть самое лучшее творчество Истома Савина, его сыновей и Марка Матвеева. В общем, очень интересная выставка с 29 июня. Вы узнаете все о царских иконописцах и русской иконописи первой половины XVII века. Вот, пожалуй, все выставки в Московском Кремле. 

К.ЛАРИНА – Ну, мы еще раз напомним, что в гостях у нас сегодня Светлана Коварская, старший научный сотрудник, хранитель фонда русского художественного металла первой половины XIX века Музеев Московского Кремля. Говорим мы о русской ювелирной промышленности, о русском ювелирном искусстве. Ну, что, поехали дальше. Здесь, кстати, уже вопросы появились от наших слушателей. Вы себе не отказывайте в этом удовольствии, дорогие друзья, если у вас есть вопросы к Светлане, пожалуйста, мы готовы их передать прямо в прямом эфире. Вот здесь спрашивают про ювелирные украшения икон. Было ли это историей развития ювелирного искусства на Руси? Вот как-то это связано? Оклады. 

С.КОВАРСКАЯ – Ну, очень давно храмы, соборы, монастыри украшались самой разной утварью. И естественно оклады икон, вернее, иконы украшались богатыми красивыми окладами, начиная с древнейших времен. Если вы придете в Оружейную палату, вы увидите памятники XV, XVI, XVII столетия. Работы русских мастеров, которые украшали эти древнейшие сокровища России. А в XIX веке все крупные фирмы, такие как Сазиков, Овчинников, Посников, Хлебников украшали целые комплексы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это же были тоже промышленные, такие массовые заказы могли быть, да? 

С.КОВАРСКАЯ – Да, да, да, например, в Успенском соборе. Успенский собор, иконостас Успенского собора украшает великолепный, роскошный серебряный чеканный, золоченый иконостас, выполненный фирмой Овчинникова 1882 году. Фирма в течение года исполнила этот заказ. Художник Николай Рихтер предлагал проекты и рисовал то, что должна была исполнять фирма. Фирма, она дала обязательства, что в течение года исполнит этот большой, значительный заказ. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А меня здесь такой вопрос интересует: мы знаем, что иконописцы, прежде чем приступить к написанию иконы, они проходили долгий обряд, там и пост обязательный, и какое-то послушание, а ювелирам, ну, казалось бы, ну профессия связанная совсем с другим. Как это все сочеталось? Вот такое подвижничество, анонимность, и в тоже время массовое производство. 

С.КОВАРСКАЯ – Ну, прежде всего, это были люди все верующие. 

К.ЛАРИНА – 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть подбирали специально мастеров каких-то в фирмы? 

С.КОВАРСКАЯ – Ну как мастеров? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну все-таки это не монашествующие художники. 

С.КОВАРСКАЯ – Нет, это - крупные промышленники, промышленники, которые вкладывали в украшения храмов, монастырей и соборов и не только свои деньги, но и свое творчество, и естественно их окружали древние памятники и, видя произведения мастеров прошлого, современные ювелиры XIX века всегда следовали своим предшественникам. Поэтому создаются блистательные произведения, которые были выполнены для Храма Христа Спасителя в Москве многими фирмами. Там принимали участие и Хлебников, и Овчинников, и Посников - крупные фирмы. Для многих соборов и храмов России фирмы исполняли и утварь, и делали иконостасы. То есть фирма Сазикова, например, выполнила утварь для Троице-Сергиевской Лавры в 1862 году… в 1892 году. И это делали многие фирмы. 

К.ЛАРИНА – А давайте немножечко расскажем, если есть такая возможность, про сами фамилии-то. Вот мы их произносим: Хлебников, Овчинников, а все-таки, откуда взялись эти потрясающие истории? Истории ювелирной промышленности. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В России. 

К.ЛАРИНА – Да. 

С.КОВАРСКАЯ – Вот, например, был такой мастер, который вышел из рисовальщиков в начале 20-х годов XIX века - Николай Данилов-Полтавцев. Начал с небольшой мастерской, которая работала в Москве, бронзовых изделий, но уже в 30-е годе он выполняет сени для одного из монастырей России, и его представляют как одного из ведущих ювелиров Москвы 30-40-х годов. Мастер уже в 1840 году имеет фабрику, в которой насчитывалось 85 человек рабочих и 20 учеников. При каждой большой фабрике имелась обязательно школа, которая воспитывала для себя или для других ювелиров резчиков, чеканщиков, эмальеров, тех, кто умеет обращаться и работать в черневом искусстве. 

К.ЛАРИНА – Т.е. разные специализации, да? 

С.КОВАРСКАЯ – Это разные специализации, не смотря на то, что фабрики были оснащены замечательными машинами: вальцовыми, прокатом и другими какими-то… 

К.ЛАРИНА – А оборудование, кстати, наше было? 

С.КОВАРСКАЯ – А оборудование, ну, сначала закупали за границей, а потом постепенно русская промышленность начинала производить и свои станки, и свое оборудование и это все внедрялось на русских ювелирных фабриках. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И все-таки вот если говорить не только о русских, а о так называемой россике, то есть о тех людях, которые приехали в Россию, вкладывались в производство здесь и потом семьями, кланами промышленными ювелирными оставались. Какие фамилии здесь должны прозвучать? Иностранцев. 

С.КОВАРСКАЯ – Здесь очень много оставалось народа, хотя приезжали, я уже говорила отовсюду, со всей Западной Европы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Было некое послабление для иностранцев, то есть одно время, насколько я знаю, иностранцам было легче открыть здесь фирму, чем людям, скажем, с российским гражданством. 

С.КОВАРСКАЯ – Ну, вот замечательный мастер, чье произведение хранится в нашем музее - Крюнбюгель, Отто Крюнбюгель. Мастер, который тоже начал осваивать производство в конце сороковых годов и завоевывает позиции на внутренних выставках уже в 60-е годы. К сожалению, произведения этого мастера почти не сохранились. Мы имеем единственный золотой большой браслет, исполненный вот в русском стиле с бриллиантом. А все публикации XIX века, периодическая печать и отчеты мануфактурных выставок говорят, что мастер представил в 60-е годы на международных выставках замечательные ювелирные парюры, то есть это ожерелье, это браслеты, это серьги, это великолепные головные уборы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А династия Кейбель? 

С.КОВАРСКАЯ – Кейбель - это большая династия, которая известна с конца XVIII столетия. Отто Кейбель. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Немцы, да? 

С.КОВАРСКАЯ – Да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Выходцы из Германии. 

С.КОВАРСКАЯ – Выходцы из Германии приехали в Россию и поселились в Петербурге, обслуживали Императорский двор. Они известны своими исключительными ювелирными золотыми изделиями, украшенными бриллиантами и другими драгоценными камнями. Вильгельм Иоганн Кейбель, сын продолжает традицию своего отца, но фирма известна почти до конца XIX века. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кардинально изменилась. 

С.КОВАРСКАЯ – Да, она в последствии стала заниматься заказами капитула российского ордена. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот, что интересно. Я тут из Интернета почерпнула информацию. Может быть, она, как бывает, не совсем достоверна, но тогда Вы меня поправьте. Он изменил дизайны, Кейбель, один из династии Кейбель изменил дизайн на Станиславе и Александре Невском, это ордена, как вы понимаете. Дело в том, что до того как Кейбель приступил к реорганизации вот этого капитула, крылья орла были направлены вниз, а Кейбель сделал так, что крылья поднялись вверх. И вот так вот теперь отличают истинный орден от подделки. Вот если крылья вверх, то значит это официальный орден… 

К.ЛАРИНА – Правда? 

С.КОВАРСКАЯ – Я так детально не занималась. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А если крылья вниз, то это уже орден не официальный, который исполнялся какими-то другими фирмами. 

К.ЛАРИНА – Люди добрые, у меня есть победители. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, пожалуйста. 

К.ЛАРИНА – Можно я прерву? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Давай. 

К.ЛАРИНА – Значит, наши победители, которые правильно ответили на вопросы, на наши, которые сейчас Ксения повторит. (Называет победителей).

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

Правильный ответ: бульотка – сосуд-чайник. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Поясните, пожалуйста, действительно, для каких жидкостей, во-первых? 

С.КОВАРСКАЯ – Слушательница совершенно права это - большой сосуд для горячей воды, который стоит на таганке, специальная подставка и внизу должна быть спиртовка, чтобы все время горящая для горячей воды. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть это прообраз… 

С.КОВАРСКАЯ – Прообраз современного чайника. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И самовара или нет? Или самовар - это другое. 

С.КОВАРСКАЯ – Самовар - это немножечко другое. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Самовар разогревается по-другому. 

С.КОВАРСКАЯ – Да. 

К.ЛАРИНА – Корне. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А куда делась, куда делась эта бульотка? 

К.ЛАРИНА – Где бульотка? Вышла из моды. 

С.КОВАРСКАЯ – Она преобразовалась в чайник. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А почему ювелирная? 

С.КОВАРСКАЯ – Ювелирная, потому что чайник появляется с середины XVIII века, питье чая, кофе, все связано с новыми видами посуды, и отсюда ювелиры выполняют их из драгоценного металла. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. не в каждом доме была бульотка. 

С.КОВАРСКАЯ – Не в каждом доме была бульотка. 

К.ЛАРИНА – Ну, что же 363-36-59. Что такое корне?

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что можно добавить? 

К.ЛАРИНА – Добавить про корне, да? 

С.КОВАРСКАЯ – Действительно это замечательная миниатюрная, маленькая коробочка с открывающейся крышкой, которая всегда украшалась или выполнялась из золота или серебра. Украшалась эмалями или живописными или гельшированными … эмалями по гельшированному фону, и внутри этой коробочки находились костяные пластины, на которых писались или визитки или… 

К.ЛАРИНА – Костяные? 

С.КОВАРСКАЯ – Да, костяные пластины, они были небольшие, на которых писалось или приглашение или даты визита. 

К.ЛАРИНА – А вот наши слушатели писали, что дощечка из слоновой кости. 

С.КОВАРСКАЯ – Да, из слоновой кости. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот здесь к нам вопросы … 

К.ЛАРИНА – Про династию, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, про династию Сазвиковых, Семеновых, что произошло с ними? Продолжена ли после 17 года? 

К.ЛАРИНА – Судьба династий. 

С.КОВАРСКАЯ – Очень сложно. Что касается вообще начала XX века, к сожалению, как известно, в 1918 году почти все русские ювелирные фирмы были закрыты. Преобразованы в самые различные предприятия промышленности … по другому, может быть, назначению. Те, кто продолжал работать, это на базе фирмы, например, знаменитой фирмы Ивана Петровича Хлебникова существовал платиновый завод. Другие фирмы, к сожалению, ушли из ювелирной промышленности, очень много людей, наверно, уехало. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот кастлинское литье это новое уже? 

С.КОВАРСКАЯ – Это совершенно другое уже. Немножко уже, да. Или смогли как-то преобразоваться. 

К.ЛАРИНА – То есть все эти нити оборвались? 

С.КОВАРСКАЯ – Но в основном, самые огромные пласты ювелирной промышленности. Он прервался после 1917 года. И памятников искусства, прикладного искусства ювелирной промышленности в России тоже осталось немного, так как мы знаем, что в 20 годы начинают работать самые разнообразные комиссии по изъятию и ценностей из соборов, монастырей и из дома даже, и много шло на переплав, и поэтому те музейные сотрудники, наши музейщики, которые боролись… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. то, что смогли сохранить, то сохранили. 

С.КОВАРСКАЯ – …чтобы сохранить этот большой пласт национального достояния, то, что мы сейчас имеем, это им, конечно, огромное, огромное уважение и почтение. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот интересно: что было модным? Вот все-таки мы хотим выяснить, что может быть у нас дома, что пользовалось успехом вот таким вот массовым? Мы поняли, что бульотка… 

С.КОВАРСКАЯ – Массовым… 

К.ЛАРИНА – Серебряные ложки. 

С.КОВАРСКАЯ – Да. Серебряные ложки, правильно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И все фирмы это делали? 

С.КОВАРСКАЯ – Причем самые разные. Это делали все фирмы и мастера. Это были ложки чайные, кофейные, столовые, вилки столовые для фруктов, для сыра. 

К.ЛАРИНА – Столовое серебро. 

С.КОВАРСКАЯ – Кнопки для сыра самые разные. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кнопки для сыра? 

К.ЛАРИНА – А что это? 

С.КОВАРСКАЯ – Да. Кнопки для сыра. Нож для сыра. Это вот такие самые… 

К.ЛАРИНА – А кнопки – что такое? 

С.КОВАРСКАЯ – …разнообразные предметы бытия. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А кнопки – это как? 

К.ЛАРИНА – А кнопки – это, наверное… 

С.КОВАРСКАЯ – Это типа такого круглого, круглой пластины, изнутри которой спускается пластина, чтобы… с двумя зубьями, чтобы подхватить… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сыр. 

С.КОВАРСКАЯ – Сыр. 

К.ЛАРИНА – Слушай, какая красота. Вот это точно нету… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет у тебя? 

К.ЛАРИНА – Нет. Кое-что есть, правда. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Так, а еще что? 

С.КОВАРСКАЯ – Ну, целые дорожные наборы, то есть всегда с собой в дорогу брали большие короба, в которых находились чайно-кофейные сервизы. 

К.ЛАРИНА – А соусники, наверное, тоже. 

С.КОВАРСКАЯ – Это были и сливочники, и кофейники, и чайники, и сахарницы, и ситечки для того, чтобы просеять сахарную пудру, чайные ложечки. 

К.ЛАРИНА – А чайные ситечки серебряные? 

С.КОВАРСКАЯ – Очень много делали ситечек. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как Остап Бендер? 

К.ЛАРИНА – Остап Бендер, да, да, да. 

С.КОВАРСКАЯ – Очень много исполняли. И были такие наборы для, например, для женщин туалетные наборы сверху, внутри такой коробочки находилось набор для рукоделия и для вышивания. 

К.ЛАРИНА – А! А еще футляр для духов, кстати. 

С.КОВАРСКАЯ – Это сверху для… флаконы для духов, украшенные серебряными замечательными крышками. Различные стеклянные коробочки, украшены тоже серебряными крышками резные или украшены эмалями, а уже следующий ряд это шел набор для рукоделия всевозможные. 

К.ЛАРИНА – А табакерки? 

С.КОВАРСКАЯ – А табакерки, может быть. 

К.ЛАРИНА – Или это было штучное производство? 

С.КОВАРСКАЯ – …при Вас отдельно. Их было огромное количество, огромное. И табакерки, которые украшались чеканкой или растительными узорами. Очень любили табакерки с изображениями видов русских городов, так как литография, которая пришла в XIX веке и размножилась в большом количестве. Ювелиры с удовольствием воспроизводили на маленьких, миниатюрных изящных коробочках самой разной формы изображения Кремля, прежде всего, московского, который отстроился, стал красивейшим, вид замечательный из Замоскворечья и появляются очень много гравюр с изображением Московского Кремля. Этот великолепный ансамбль Москвы можно видеть на любых произведениях ювелирного искусства. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Дорогие были эти вещи? 

С.КОВАРСКАЯ – Нет, по-разному. Все зависит от того, из чего это выполняется. Могли быть простые серебряные коробочки с черневым изображением, могла быть большая серебряная, позолоченная коробочка или с изображением, исполненным в технике эмали, или это могла быть чеканная композиция. Появляются новые такие архитектурные сооружения как Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, и вот эти новые памятники, как памятник Минину и Пожарскому Мартеса. Это обязательно воспроизводилось на предметах ювелирного искусства. На всевозможных стаканчиках, сахарницах. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть можно было вот популярный предмет приобрести и дорогим, и дешевым. 

С.КОВАРСКАЯ – Да, и дорогим, и дешевым. Они были совершенно разные. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот это вот хорошая идея, надо сказать. 

С.КОВАРСКАЯ – Так же как и ювелирные произведения: серьги, кольца. То есть были из дешевого материала и были дорогие вещи, усыпанные драгоценными камнями, бриллиантами и рубинами. 

К.ЛАРИНА – А еще подсвечники. 

С.КОВАРСКАЯ – Фирма Фаберже выполняла… 

К.ЛАРИНА – Подсвечники и канделябры тоже серебряные. 

С.КОВАРСКАЯ – Да, да. 

К.ЛАРИНА – С этими крышечками, которые специально для того, чтобы за… откидывающиеся крышечки, которые для того, чтобы тушить свечи, закрывать. Как они называются, уж не помню. 

С.КОВАРСКАЯ – Гасильник. 

К.ЛАРИНА – Да, гасильник. 

С.КОВАРСКАЯ – Называется. Они сразу пристегивались к небольшим подсвечникам настольным, гасилка, которая закрывает пламя. 

К.ЛАРИНА – У вас там что, девушка? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня там небольшое… 

К.ЛАРИНА – Что-нибудь из фамильного серебра? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня гасильника нет, но несколько ложек есть… 

С.КОВАРСКАЯ – Или так называемые ножницы для снятия нагара со свечей. 

К.ЛАРИНА – А, тоже специальные. 

С.КОВАРСКАЯ – Тоже такие красивые… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот все было таким не одноразовым, вот как сейчас какая-то жизнь одноразовая. Что-то покупаешь, все это выбрасываешь, как IKEA. 

К.ЛАРИНА – Что у тебя там? Скажи. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Все надолго. Ну, там предмет один... 

К.ЛАРИНА – Какой? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Церковного обихода. Ну, и в домах тоже было. 

К.ЛАРИНА – Хорошо. Сейчас шедевр будет, а Светлане Коварской говорим огромное спасибо за интересный и увлекательный рассказ. 

С.КОВАРСКАЯ – Спасибо большое.

ПРЕДМЕТ, ЭКСПОНАТ, ШЕДЕВР

Как мне нравятся эти пометки хранителей в документах-паспортах к каждому произведению в собрании. Вот, например, лампадка. Рукой сотрудника в записях аккуратно помечено: «На предмете вмятины, потертости, царапины, патина». А значит, и без дела вещь не лежала, ею пользовались, участвовала во многих службах и церемониях. Изготовлена лампадка ювелирной фирмой Хлебникова. Таких вот: серебряные чаши с цветным стеклом внутри, отчеканенных, фирма делала немало. Все же производство это было промышленным, но Хлебниковы, прежде всего, поставщики Императорского двора, и потому заказы выполнялись для объектов особой важности, в том числе и для церкви. Так вот лампадка 1908 года выпуска использовалась в церемониях Успенского собора Московского Кремля. Пожалуй, что на этом вся история будто бы и исчерпывается, если бы не цифры. Лампадки этой серии выпускались всего 9 лет. С 1908 по 1917, после этой даты по причинам понятным массовое производство церковной утвари прекратилось. Так предмет из обиходного стал музейным, раритетом.

 
вверх