Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Мария Сарычева, Виктор Ерохин

 

Суббота, 29 Июля 2006

К. ЛАРИНА – Да, у нас сегодня хорошая программа. Наши слушатели уже надеются получить в подарок какую-то старинную монету. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Или медаль. 

К. ЛАРИНА – Что мы им предложим, скажи нам сразу. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Ни то, и ни другое, могу сразу же огорчить. Потому что все это ценности, которые должны храниться в музеях или во всяком случае в Монетном дворе или на Монетном дворе (сейчас, кстати, узнаем, как правильно). А получат наши радиослушатели билеты в музей Московского Кремля на выставку, которая продолжается, но совсем недолго еще осталось – всего лишь до 2-го августа, и поэтому нужно успеть в «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» из собрания зеленых сводов из города Дрезден. Путеводители по московскому Кремлю. Но это те, кто ответит правильно на SMS, на пейджер. А главный приз – это каталог «Российские императоры и Оружейная палата». Все вы узнаете из этой книге об этом замечательном музее. Вопрос, поскольку у нас сегодня такая нумизматическая посиделка, то и вопрос соответствующий. Итак. Кто из супруг русских императоров не только любил медальерное искусство, но и собственноручно изготовлял штемпели для чеканки моделей на Монетном дворе? 

К. ЛАРИНА – Из супруг? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Мы облегчили. Сначала хотели спросить, кто из членов русской императорской семьи. 

К. ЛАРИНА – Итак, отвечаем на пейджере 725-66-33 и на SMS + 7 495 970-45-45. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Повторю вопрос. Кто из супруг русских императоров не только любил медальерное искусство созерцать, но и собственноручно изготовлял штемпели для чеканки моделей на Монетном дворе? 

К. ЛАРИНА – И по телефону мы тоже будем на этот вопрос отвечать? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – И по телефону мы ответим на этот вопрос после половины часа. 

К. ЛАРИНА – О’кей. Ну а теперь представим наконец наших сегодняшних гостей. Мария Сарычева – научный сотрудник музея Московского Кремля. Здравствуйте, Мария. 

М. САРЫЧЕВА – Здравствуйте. 

К. ЛАРИНА – И Виктор Ерохин – главный художник Московского Монетного двора. Здравствуйте, Виктор. 

В. ЕРОХИН – Здравствуйте. 

К. ЛАРИНА – А вы чеканите собственноручно, ну-ка рассказывайте? 

В. ЕРОХИН – Чеканит машина. Собственное производство Монетного двора подразумевает большое количество ручного труда, но уже выход готовой продукции – только лишь на определенном оборудовании, станках. Хотя повторяю, очень большая доля ручного труда на всех подготовительных этапах, это изготовление эскизов и моделей, изготовление самой скульптуры будущей: монеты или медали. Ну а дальше уже техника не стоит на месте, она совершенствуется, существует много современных способов переноса изображений, выполненных художником и скульптором на уже металл, будь то золото, серебро или любой другой металл. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вот мечта детства работать на Монетном дворе, я думаю, многих. Вот такая возможность быть рядом с большими ценностями. Как туда попадают? Как туда можно попасть работать, объясните, пожалуйста. вот ваш путь личный. 

В. ЕРОХИН – Я по образованию художник как раз по обработке металла, я закончил Строгановское училище (теперь это университет). Да практически всю свою творческую жизнь занимался авторской медалью, то есть медалью, которая предназначалась для изготовления методом литья, но так как это очень близко: и авторская медаль, и тиражированная медаль – то в один определенный момент получил такое предложение. Хотя я до вступления в должность главного художника достаточно долго сотрудничал с Монетным двором и с другими производителями, которые выпускают такую продукцию. 

К. ЛАРИНА – А что, сейчас так часто меняется оформление монет? По-моему, не очень. В чем ваша сегодняшняя работа заключается? 

В. ЕРОХИН – Нет, тут практика показывает, что у большинства немножко неправильное представление о том, что такое монета. 

К. ЛАРИНА – Тут цифра, а с другой стороны герб. Все. Что тут делать-то? Шлеп, шлеп. 

В. ЕРОХИН – Ситуация немножко выглядит не так, как мне кажется. То, что мы в повседневной жизни обычно обращаемся к монетам, доставая из собственных кошельков бумажников те кружочки металла, которыми мы расплачиваемся… 

К. ЛАРИНА – Эти маленькие желтые кружочки, кои я так люблю, как говорил Остап Бендер. 

В. ЕРОХИН – Белые, желтые, да. Это только небольшая часть, очень важная, но небольшая часть той продукции, которую делает Монетный двор. Другая часть – это выплавка так называемых памятных юбилейных медалей, которые изготавливаются уже из драгоценных металлов. 

К. ЛАРИНА – Медалей или монет? 

В. ЕРОХИН – Монет, прошу прощения. Медали, естественно, Монетный двор тоже делает. Я оговорился. Конечно же монет. И уже тут выпуск этих памятных монет – это такой процесс достаточно сложный. Он повторяется из года в год, постоянно новые темы. И работы хватает. 

К. ЛАРИНА – Последняя по времени какая была? 

В. ЕРОХИН – Это делается постоянно. 

К. ЛАРИНА – Ну последняя. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Каждый месяц что ли? 

В. ЕРОХИН – Практически да. Они могут немножечко сдвигаться по времени. Иногда какая-то серия из нескольких монет может быть. 

К. ЛАРИНА – Ну вот последняя серия, над которой вы работали, назовите. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – А вот я. 

К. ЛАРИНА – Ну-ка. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Памятная монета «Знаки зодиака». Я посмотрела на сайте Московского Монетного двора. 

В. ЕРОХИН – Правильно. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Очень красивые, там, знаешь, всякие бычки, рачки. 

В. ЕРОХИН – Ну она такая, рассчитана как раз на людей, которые интересуются. 

К. ЛАРИНА – То есть для коллекционеров в основном эта продукция выпускается? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – В оборот не пускают, да? 

В. ЕРОХИН – Нет. Почему. Она продается через банки, «Сбербанк» и многие коммерческие банки продают памятные монеты. Естественно на этих монетах тоже на обратной стороне есть герб Центрального банка, и тоже есть номинал. Допустим, может быть золотая монета, а там написано: «50 рублей стоимость». Но это не значит, что она стоит 50 рублей. Это ее номинал, положено у каждой монеты иметь герб и номинал. А монеты могут быть самые различные. Есть монеты, которые, наверное, ни в один кошелек не влезут. Максимальный диаметр монет, которые мы делаем, это 100 миллиметров в диаметре. 

К. ЛАРИНА – Весит килограмм. 

В. ЕРОХИН – Весит, допустим, есть такие монеты, это и килограммовая, есть вообще самая большая, которая может у нас изготавливаться, это 3 килограмма, она 130 миллиметров. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Таких не встречала, честно говоря. 

В. ЕРОХИН – Наверное, в магазин с такими монетами не ходят. 

К. ЛАРИНА – Маша, такие у вас, наверное, есть только в музее, да? 

М. САРЫЧЕВА – В музее есть такие монеты. 

В. ЕРОХИН – И сдачу не дают такими монетами. И зарплату, наверное, не получает никто такими монетами по тому номиналу. 

К. ЛАРИНА – Мы сейчас говорим о таких подарочных. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – А мы вообще о раритетах сегодня. 

К. ЛАРИНА – Мне кажется, что время у нас такое сегодня, оно отражается и на качестве монет, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Что сейчас за копейки, скажите мне, пожалуйста?! Это разве копейки?! Вот в наше время вот были копейки! А это что за копейки? Их даже за деньги не считают, эти копейки. 5 копеек, которые сегодня мы имеем, их даже оставляют, мы все это знаем, в магазинах, просто не берут как сдачу, потому что их даже за деньги не считают. Это что за монеты такие? 

В. ЕРОХИН – Времена меняются. Когда-то на копейку можно было купить очень многое, сейчас мы живем в такой период, когда относительная стоимость покупательная копейки всем очевидна… 

К. ЛАРИНА – А зачем она тогда существует? 

В. ЕРОХИН – Ну это вопрос… 

К. ЛАРИНА – Просто ваше мнение интересно. Маша? 

М. САРЫЧЕВА – Я считаю, что политический вопрос. Если единица нашей национальной валюты копейка, значит должна быть монета копейка. 

К. ЛАРИНА – Но она должна иметь какую-то… 

М. САРЫЧЕВА – А уже имеет она какую-то реальную стоимость или нет, это второй вопрос. Она должна быть. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Может быть она должна эстетическую иметь какую-то стоимость. 

К. ЛАРИНА – Раньше 2 копейки какие были! 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Чего там, советский герб сзади? 

К. ЛАРИНА – 2 копейки – это был… 2 копейки! Не понимаешь ничего! Можно было позвонить по телефону за 2 копейки. За копейку можно было выпить воды из автомата. А 3 копейки какие! 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Ты можешь сохранить эту копейки, и через 100 лет она будет уже стоить гораздо дороже. 

М. САРЫЧЕВА – Вы знаете, есть такие коллекционеры, которые собирают монеты маленьких номиналов по штемпелям. Для нас они не отличаются, а для специалистов они имеют какую-то разницу собой. Есть, можно сказать, сумасшедшие люди, увлеченные. Они собирают например только копейки, но разных, разных, разных вариаций, заметных только специалисту. Я знаю одного человека, он собирал советские наши железные деньги, монеты. Он собрал и гордится этим, все возможные варианты, какие есть. Хотя для простого человека ну какой вариант – никакого варианта нет. Но для нумизматов, увлеченных людей существует такая разница. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Кто определяет внешний облик? Если мы сейчас о монетах говорим. Кто определяет внешний облик монет? Потому что можем вспомнить сталинское время, 5 рублей, я помню, у меня есть дома, она как-то совсем по-другому она свое пузико выставляет. И сейчас другой облик у этой цифры. Кто этим занимается? Наверное, вы. 

В. ЕРОХИН – Отчасти да… 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Или это сверху откуда-то мозг спускает? 

В. ЕРОХИН – Процесс изготовления денег очень сложный. И в этом процессе участвует очень большое количество людей, специалистов самых разных профессий, и работы всем хватает. Саму политику конечно осуществляет Центральный банк. Центральный банк определяет те темы, которые будут изготавливаться, те монеты, которые будут выпускаться, посвященные той или иной тематике, определяет их количество и в конечном итоге и утверждает внешний вид. Совет директоров Центрального банка утверждает окончательный вид той монеты, которая будет выпущена. И на стадии еще разработки, то есть он оценивает наш труд. Наш труд – это тоже коллектив нескольких художников. И принимает уже окончательное решение когда мы делаем образец в металле, то есть уже готовую монету. И ее тоже рассматривают на нескольких инстанциях, проходит несколько этапов. Бывает, что иногда даже не с первого раза монеты принимаются в окончательное производство, даже уже будучи отчеканенными. 

К. ЛАРИНА – Президенту-то показывают? 

В. ЕРОХИН – Нет, это прерогатива Центрального банка. 

К. ЛАРИНА – А вдруг ему не понравится? 

В. ЕРОХИН – Ну… 

К. ЛАРИНА – Не царь же в конце концов. Это цари, наверное, выбирали сами. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вот я не знаю, это к Маше, наверное, вопрос. 

К. ЛАРИНА – Цари утверждали, да? 

М. САРЫЧЕВА – Да. 

В. ЕРОХИН – Надо сказать, что кроме монет ведь мы делаем и другую продукцию, которая действительно утверждается и в администрации президента. И лично президентом. 

К. ЛАРИНА – Это что такое? Награды какие-то? 

В. ЕРОХИН – Награды – это тоже там есть комитет определенный. Последний пример: был саммит глав государств. Мы делали продукцию достаточно большого количества для этого мероприятия. Вот тут эту работу принимала администрация президента. 

К. ЛАРИНА – А что за продукция? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Это значки для мужчин и для женщин. Расскажите. Это медали? 

В. ЕРОХИН – Нет, это были и медали, и значки. Причем значки были как просто сувенирного плана такого – в честь этой встречи указывалось, где, была эмблема расположена, что это Санкт-Петербург. И часть знаков носила сугубо деловой характер. То есть изначально перед нами была поставлена задача, что владельцы этих знаки, как было сформулировано во всяком случае, у тех, людей, у которых будут эти значки на лацканах пиджаков, имеют определенный доступ в определенные комнаты. Это как своего рода фейс-контроль даже был по вот этим. 

К. ЛАРИНА – Они что, разного цвета были? 

В. ЕРОХИН – Да, они были из разных металлов, разная отделка, отличались действительно для мужчин и для женщин. 

К. ЛАРИНА – А в продажу они не поступали? 

В. ЕРОХИН – Ну конечно нет. Они только лишь… 

К. ЛАРИНА – То есть это осталось на память только у участников? 

В. ЕРОХИН – Это поштучная продукция, она была изготовлена ровно столько, сколько было нужно для… 

К. ЛАРИНА – Мы сейчас слушаем новости, потом продолжаем нашу программу, очень интересную сегодня. И мы назовем уже наших победителей, которые правильно ответили на вопрос на пейджере и на SMS и примем телефонный звонок.

НОВОСТИ 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Это передача «Кремлевские палаты». Она продолжается. И сейчас я прочитаю вам анонсы, что происходит в музеях Московского Кремля. Вот это словосочетания «Москва – Пекин» все более и более актуальным становится. И музеи эта тенденция не обошла, потому что сейчас готовится масштабная очень выставка «Золотая Россия. Сокровища из коллекции музеев Кремля», и она откроется в музее императорского дворца в Пекине в рамках правительственной программы «Год России в Китае». Состоять она будет из трех разделов – это XYI – XYII век, искусство императорской России и отдельный раздел составят церковные памятники. А всего около 200 экспонатов. Так что в Пекин за Кремлем надо успеть. А издательский отдел готовится к участию в Московской книжной ярмарке. Издательство музеев Кремля планирует представить свой стенд с лучшими печатными изданиями, которые в свою очередь мы здесь представляем в нашем эфире. Особое место займут специально выпущенные к 200-летию музеев Кремля юбилейные сборники, а также вышедшие в этом году три тома каталога «Собрание музеев». Там очень интересный том есть, посвященный оружию, отдельный том. Кроме того, будут представлены на ярмарке и издания прошлых лет. Ну я напомню, что до 2-го августа работает выставка, которая приехала к нам из Дрездена – «Кабинет драгоценностей Августа Сильного». 

К. ЛАРИНА – Кстати, сегодня у нас было несколько замечательных отзывов о нашей выставке, наши слушатели прислали. Что просто замечательная, всем рекомендуют, причем всей семьей рекомендуют пойти с детьми. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Ксюша, пока мы здесь с тобой слушали новости, наши гости, Мария, которая представляет музеи Московского Кремля, сетовала на то, чтобы перешли как-то эти медали от саммита в музеи, в собрание. 

К. ЛАРИНА – Ну понятно, мы же так увлечены все. Так интересно. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Они уехали за границу. 

К. ЛАРИНА – Хорошо. Давайте мы сначала победителей назовем. Можно? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Давай. У тебя список. 

К. ЛАРИНА – Юрий (942), Лидия (112), Екатерина (125), Татьяна (797) – это наши слушатели, которые правильно ответили на вопрос, который мы сейчас повторим. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Повторю. Кто из супруг русских императоров не только любил медальерное искусство, но и собственноручно изготовлял штемпели для чеканки моделей на Монетном дворе? Вот еще нужно мне пояснить потом, что это такое: изготовлять штемпели медалей на Монетном дворе. Это какие-то трафареты изготовляли? 

М. САРЫЧЕВА – Это такие стальные кружки она собственноручно на этих стальных кружках вырезала. 

К. ЛАРИНА – Ну сейчас мы уже назовем ее имя. Давайте 783-90-26 – телефон для тех, кто живет в других городах. Давайте вот этой линией воспользуемся. Алло. Здравствуйте. Не получилось. Буду настаивать именно на этой линии. Алло. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Можно предположить, что это Глинская? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Нет, это неверный ответ, к сожалению. 

К. ЛАРИНА – Еще пробуем. 783-90-26. алло. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Мария Федоровна. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Какая Мария Федоровна? 

СЛУШАТЕЛЬ – Жена Павла I. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Абсолютно правильно. 

К. ЛАРИНА – Как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ – Андрей. 

К. ЛАРИНА – Вы откуда звоните? 

СЛУШАТЕЛЬ – Петербург. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Андрей, не вешайте телефон, сейчас запишут ваш номер. И мы вам отправляем в Петербург каталог «Российские императоры и Оружейная палата». Поздравляем вас. 

К. ЛАРИНА – Давайте мы немножечко поподробнее об этом историческом сюжете расскажем. Пожалуйста, Мария. 

М. САРЫЧЕВА – Мария Федоровна – вторая супруга Павла I. Она очень увлекалась искусством, она сама рисовала, писала акварелью. На токарном станке вырезала из кости украшения для Павловских интерьеров. И училась у очень известного петербуржского медальера Карла Либерехта медальерному искусству. Техника в том время была очень сложная. Она по сути вырезала, хрупкая женщина, вырезала по стали штемпели, по которым в последствии уже на монетных дворах чеканились медали. И ее рукой были вырезаны штемпели в память рождения Екатерины II – медаль 1793-го года. Она вырезала штемпели медалей коронации Павла I в 1797-м году, и в 1814-м году, она создала медаль «Избавитель народов» в память возвращения ее сына Александра I из Европы. 

К. ЛАРИНА – Я напомню нашим слушателям еще раз номер нашего пейджера 725-66-33, поскольку он освободился от ваших ответов и готов принять ваши вопросы. И напомним, что сегодня у нас в гостях Мария Сарычева – научный сотрудник музея Московского Кремля; и Виктор Ерохин – главный художник Московского Монетного двора. Вот вопрос от Галины. Кстати, как раз про историю мы хотели, давайте: «В XY-м веке при Иоанне III были награды в виде золотых монет с особыми изображениями. Что они означали и какие надписи на них делались?» - спрашивает Галина. 

М. САРЫЧЕВА – Ничего не скажу насчет Иоанна III, таких сведений у меня нет. А при Алексее Михайловиче, при соправителях Петре и Иване, при будущем Петре I чеканились действительно такие наградные медали золотые, серебряные, которые выдавали в частности участникам походов, в зависимости от ранга каждому участнику похода выдавалась или золотая или серебряная такая монетка, которые нашивались на одежду. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вместо медалей, да? 

М. САРЫЧЕВА – Но так определить, что это было, монета или медаль, сложно. В музеях сейчас есть эти монеты. 

К. ЛАРИНА – Маша, скажите, а у вас только русские монеты или есть какие-нибудь иностранного производства? 

М. САРЫЧЕВА – Монеты и медали всякие есть. И иностранные, и русские. 

К. ЛАРИНА – Когда утвердилась форма круглая? 

М. САРЫЧЕВА – Круглая форма утвердилась в античности, потому что медальерное искусство – очень древний вид искусства, и пришел он к нам из античности через Возрождение, через Византию, потом в эпоху Возрождения и вплоть до сегодняшних дней это очень интересный вид искусства. 

К. ЛАРИНА – А вот тогда вопрос к художнику. Виктор, когда-нибудь экспериментировали с формой, чтобы радикально изменить внешний вид монеты? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Или медали. 

В. ЕРОХИН – Да. Во-первых, монеты иногда выпускались не только круглой формы. И российские есть квадратные монеты и разного размера тоже. Поэтому всегда попытки какие-то были. И сейчас с формой практически, что касается монет, мало экспериментируем, но по внешнему виду пытаемся какие-то осуществить поиски, во всяком случае мы ведем. 

К. ЛАРИНА – Толщина может быть другая, да? 

В. ЕРОХИН – Толщина меняется, да. На монетах появляются, допустим, цветные изображения, эмаль. Много зарубежных образцов, где используются голограммы различные. То есть это уже полноцветное изображение, которое тем или иным способом наносится на поверхность монеты. Но из таких широко распространенных методов существует так называемое скрытое изображение. Многие наверное знают, наши современные десятирублевики как раз несут на себе вот эту технологию. То есть изготавливаются с применением этого метода – скрытого изображения. Там свет падает под одним углом – одно изображение, чуть-чуть под другим… но это в небольшой части монеты. 

К. ЛАРИНА – Это в качестве защиты? 

В. ЕРОХИН – Да, это и как какая-то новинка технологическая. Она уже используется достаточно давно, но тем не менее. И как защита, потому что далеко не каждое производство, кроме монетных дворов, может сделать. 

К. ЛАРИНА – А вот кстати, когда эти появились первые попытки защитить деньги от фальшака? Это же тоже не сразу все произошло, не сразу в голову пришло. 

В. ЕРОХИН – Да сколько существует производство. Сколько существуют подделки, столько и существует работа по какой-то, чтобы обезопасить или ограничить фальшивомонетчиков, применяются разные способы. 

К. ЛАРИНА – То есть как только появились деньги, сразу же появились и фальшивомонетчики? 

В. ЕРОХИН – Да. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Скажите, пожалуйста, а вот ваше производство Монетного двора считается закрытым, так же, как засекречены работники атомных станций, ящиком таким, Гоззнака или нет? Вы же носите в себе какую-то государственную тайну. 

В. ЕРОХИН – Естественно мы режимное предприятие. Что касается Гоззнака, это как раз сейчас и раньше это было подразделение Гоззнака. Это одна система, очень большой коллектив. В Гоззнак входят, кроме монетных домов, печатные фабрики, типографии, так что. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – О технологических новшествах мне бы хотелось поговорить, потому что я знаю какие-то невероятные вещи теперь делают. И мы когда с Марией перед эфиром беседовали, она мне рассказала, что там вплоть до того, что в медали (Монетный двор ведь еще медали памятные выпускает) там какие-то фотографии включают, драгоценные камни даже. У нас есть тут кот в мешке, мы бы хотели его представить хотя бы тебе. У нас есть такая монета. Это медаль. 

М. САРЫЧЕВА – Это наша юбилейная медаль, посвященная 200-летию Оружейной палаты. 

К. ЛАРИНА – Это не магнит, нет? 

М. САРЫЧЕВА – Дизайнером, автором идеи был Виктор Михайлович Ерохин, который с нами сотрудничал. Поскольку сейчас все монетные дворы прежде всего гонятся, устремлены к новым технологиям, к внесению чего-то нового в монеты, необычного, мы тоже хотели к этому приобщиться, хотели выпустить медаль необычную. Это впервые вообще в нашей стране была выпущена такая медаль-игрушка. У нее отделяемая часть, она биметаллическая. 

К. ЛАРИНА – А как она держится там? 

М. САРЫЧЕВА – Я сейчас покажу. Вынимается эмблема, сама медаль представляет собой большой ложемент, из нее вынимается эмблема нашего музея, и встает. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Это медаль-трансформер, Ксюша. 

М. САРЫЧЕВА – Она может стоять вот таким образом, где сама медаль является подставкой для эмблемы нашего музея, ее также можно перевернуть. И тогда эмблема становится подставкой для оборотной стороны медали, на которой изображена панорама Московского Кремля, вернее, панорама Соборной площади Московского Кремля. 

К. ЛАРИНА – А такие же вещи можно выпускать к любому празднику. 

М. САРЫЧЕВА – Можно. 

К. ЛАРИНА – К инаугурации президента. Это же все памятные вещи. 

В. ЕРОХИН – Этим мы и занимаемся. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Выпускаете такие медали? 

В. ЕРОХИН – Как такие. Вы выпускаем разные медали. 

К. ЛАРИНА – Было 100-летие Государственной думы, чего-нибудь делали для этого?

В. ЕРОХИН – Да, была серия достаточно большая медалей и нагрудных знаков. Я хотел по поводу этой медали добавить, что она все же предназначена (когда вы ее извлекали из этого футляра), она и лежит в этом футляре как традиционная медаль, что и хотелось. Потому что вообще тенденция, которая и в мировой медальерной практике в последнее время присутствует, когда уже медаль превращается не в медаль, а какой-то объект декоративно-прикладного искусства. У этой тенденции есть свои сторонники, противники, плюсы, минусы. Мне все же хотелось сохранить классический вид медали и совместить с этим. Мне кажется, это удалось. Беря в руки медаль, медаль тем и отличается, что в отличие от каких-то других произведений искусства, будь то живопись или даже скульптура, предназначена для прямого контакта, тактильное ощущение. То есть разный металл, разная отделка, и на наши именно тактильные ощущения по-разному воздействует. Хотелось бы эту традиционность сохранить. Она существует как традиционная медаль, классическая медаль, но при желании может превратиться в такой трансформер, и каждая деталь из этого имеет некоторую самостоятельность. То есть эта вставка – это эмблема музеев Московского Кремля… 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Шапка Мономаха. 

В. ЕРОХИН – …имеет самостоятельное значение, ее можно отдельно рассматривать. 

К. ЛАРИНА – А какие материалы сегодня используются в этой технологии? 

В. ЕРОХИН – Традиционно это медносодержащие металлы. 

К. ЛАРИНА – А почему не пе6реходят на другие? На какие-нибудь легкие. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Пластмассу. 

К. ЛАРИНА – Нет, не пластмассу. Титан, допустим. Легкий. 

В. ЕРОХИН – Нет, почему: делаем мы из разных металлов. Но самое традиционное – это нибильзир так называемый – белого цвета металл под серебро внешний вид. И под бронзу – это тампакововые медали желтые. Вот как раз в этой медали представлена: основа – нибильзир, а вставка – тампак. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – А золото? 

В. ЕРОХИН – Золото делаем, платину делаем. То есть медали из платины, из золота. Да практически из многих металлов. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Такие, наверное, только по частному заказу? В массовое производство вряд ли. Я не знаю просто. Мне кажется, что золото – это золото. Я трепетно отношусь. 

К. ЛАРИНА – Цепочки же делают золотые на конвейере – ничего. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – А там прямо слиток такой. 

В. ЕРОХИН – Надо сказать, что сейчас тоже существуют поиски каких-то новых форм не только в форме медали (она круглая или какая-то овальная или какая-то другая форма), но и различные такие подарочные изделия, которые… в частности у нас был опыт, когда мы делали имитацию марок из металла. Были выполнены очень тонкого размера по высоте изделия, которые повторяли полиграфические марки – купюры бумажные. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – И форма такая же? 

В. ЕРОХИН – Да, большим спросом пользуются 1 000 рублей наших российских денег. И исторические реплики, то есть это купюры прошлых времен, выполненные в металле, как правило в серебре мы их делаем, хотя могут и в других металлах. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Большим спросом у кого? 

М. САРЫЧЕВА – Любой человек может прийти на Монетный двор сейчас и заказать себе медаль. 

В. ЕРОХИН – Для подарка, для собственной коллекции. 

К. ЛАРИНА – А какие самые популярные, интересно, заказы? 

В. ЕРОХИН – Ну вот один из заказов я назвал. 

К. ЛАРИНА – 1 000 рублей. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Чемодан с долларами, выполненными из золота! 

В. ЕРОХИН – Нет, это в первую очередь должна быть абсолютно автономная. Я говорил о традиционной какой-то медали классической, так и это должна отвечать хотя бы большей части параметров традиционных каких-то изделий художественных. Большим спросом уже пользуются монеты (вы называли) со знаками зодиака. Одна из новинок Монетного двора – это изготовление пруфусских медалей тоже с этой символикой. Уже не монеты, а медали, где изображен по кругу цикл годовой, каждый знак, и в центре изготавливаются для каждого знака расположение звезд, рисунок этого знака. А по окружности цветом выделяется тот знак, которому соответствует центральная часто. То есть созвездие Овна: в центе находится и сама пиктограмма, сам значок овна, допустим тоже выделен цветом. Это прекрасный подарок. Больше того, в центральной части помимо того, что это пруфусское изделие, то есть это улучшенные технологии с блестящим фоном, еще и вставляются драгоценные камни. В эти созвездия не просто звездочки, а еще камни драгоценные. Пользуются очень большим спросом. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Какие? 

В. ЕРОХИН – Самые различные. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – На сколько денег хватит? То есть ограничений нет? 

В. ЕРОХИН – Мы по заказу: бриллианты – пожалуйста… 

К. БАСИЛАШВИЛИ – К сожалению, на мой взгляд, такое изделие уже утрачивает свое значение как медальерного памятника, который можно подержать в руках. Если это технология «пруф», зеркальная поверхность, голыми руками уже ее в руки не возьмешь, тактильно не ощутишь. Или брать в перчатках, или вообще такие изделия существуют, хранятся в пластиковых капсулах. 

К. ЛАРИНА – А где все это можно посмотреть? Все, о чем мы сегодня говорим. Есть ли какая-то постоянная экспозиция? 

В. ЕРОХИН – Во-первых, на Монетном дворе. 

К. ЛАРИНА – Там есть экскурсии? 

В. ЕРОХИН – Нет, экскурсий нет. У нас есть и свои магазины. Петровский пассаж – пожалуйста, вы можете ознакомиться. 

К. ЛАРИНА – Там продукция Монетного двора. 

В. ЕРОХИН – Продукция Монетного двора. Есть вывеска прямо: Московский Монетный двор. Все представлено, можно подойти, ознакомиться, выбрать. 

К. ЛАРИНА – Я просто вспоминаю, была замечательная совершенно выставка, приуроченная к деноминации. Помните, Центробанк делал в Историческом музее. Замечательная! Там как раз с самого начала до сегодняшнего дня. 

М. САРЫЧЕВА – К сожалению, я хочу об этом сказать, что если раньше монетные дворы существовали неразрывно от музеев, были обязательные поставки монет и медалей образцов в музеи, то сейчас этого нет. И как бы было замечательно, если бы, вспоминая тот же самый саммит, образцы продукции Монетного двора, которые изготовлялись для саммита, хотя бы памятная медаль, которая была выпущена, она попала в музей, это осталось бы для памяти. Потому что вы знаете, практически ни одна выставка музеев Московского Кремля, которая не относится к древности, а посвящена XYIII-XIX веку, не обходится без экспонатов медальерных. Практически каждое событие нашей российской истории было увековечено в медалях. И сейчас мы можем поддержать память об этом событии. И выпуск медалей к 200-летнему юбилею Оружейной палаты – это тоже продолжение этой древней традиции. И жалко, что сейчас обязательных поставок нет в музеи, и музею остается только или ждать дарителей, или надеяться на удачу, на какую-то покупку. А медальерный памятник Монетный двор выпускает медали, монеты. 

К. ЛАРИНА – К 60-летию победы наверняка были монеты, медали? 

М. САРЫЧЕВА – Да. Они расходятся обычно по коллекционерам, которые их покупают в магазинах или через распространителей, а до музеев они не доходят и часто теряются. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – И до зрителей не доходят. 

К. ЛАРИНА – Жалко. Только можно так рассказать, Как это выглядело. 

М. САРЫЧЕВА – Да. К сожалению, о многом мы только знаем по бумаге и можем рассказать словами, а в коллекции не имеем. Хотелось бы, чтобы государство как-то задумалось об этой проблеме и возобновило обязательные поставки в музеи. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Что касается саммита, есть предложение. С вами по одной территории ходят люди (я имею в виду в Кремле), которые на саммите были. 

М. САРЫЧЕВА – А что, я вполне могу пригласить людей, у которых есть медали, приходите в музей, дарите. 

К. ЛАРИНА – Спрашивают про частные заказы. «Выполняете ли вы медали по эскизам заказчика?»- спрашивает Александр. 

В. ЕРОХИН – Да. если они отвечают каким-то технологическим требованиям. Но скажу сразу, даже если они и не отвечают, мы всегда с удовольствием поможем и сделаем вариант, который будет сохранят идею заказчика, задумку, но сделаем уже это в соответствии с технологией и с каким-то, если нужно, художественным оформлением. 

К. ЛАРИНА – И еще раз вопрос: «Где можно приобрести памятную медаль Монетного двора?» - Ирина спрашивает. Но вот мы назвали Петровский пассаж, Да?

В. ЕРОХИН – Петровский пассаж, второй этаж. Там есть вывеска. И достаточно большой раздел. Сейчас расширяется сеть этих магазинов. Еще будет один магазин. 

К. ЛАРИНА – А вот еще по-моему, к юбилею «Сбербанка» тоже выпускали целый набор памятных монет. 

В. ЕРОХИН – Нет, памятные монеты – это процесс постоянный. Он каждый год, в соответствии с планом Центрального банка выпускаем достаточно большое количество этих монет из драгоценных металлов. А медали и частные заказы – это зависит уже… 

К. ЛАРИНА – А вы для себя что-нибудь делали уже? Лично для себя по собственному эскизу и себе на память в семью? 

В. ЕРОХИН – Я достаточно долго занимался авторской медалью, то есть делал медаль, предназначенную для литья. Достаточно большое количество. Но есть и тиражированные медали, которые делал я, разрабатывал, но иногда меня ими награждали. 

(Смеются.) 

К. ЛАРИНА – Ну что же, мы должны уже заканчивать нашу программу, к сожалению. Очень интересная сегодня передача. Может мы ее еще продолжим, Ксюша, сделаем еще такую экскурсию? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, если Виктор… 

К. ЛАРИНА – Приходите, очень интересно. 

В. ЕРОХИН – С удовольствием. Если позовете. 

К. ЛАРИНА – Позовем обязательно. Это Виктор Ерохин – главный художник Московского Монетного двора, и Мария Сарычева – научный сотрудник музея Московского Кремля. И шедевр от Ксюши. Что ты там? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Там конечно монеты. Деньги. Я же люблю их. 

Деньги и власть – вещи вполне совместные – в казне патриарха Никона хранились в специальном мешочке 55 рублей-ефимков, взятых, цитирую по старинно описи, за некое бесчестие, которое патриарху нанес боярский сын Кузьма Заворотнов. Монетки хранятся в нумизматической отделе кремлевского музея. Есть там и золотые монеты в ¼ червонца, отчеканенные на старом денежном дворе. Уже с XYI-го века подобные золотые монеты поштучно раздавали русским воинам в качестве царских жалований. На лицевой стороне помещено изображение двуглавого орла и дата чеканки: 1654-й год. На стороне оборотной надпись в пять строк: «С именем и титулом царя Алексея Михайловича». Как на обычной копеечке – редкость. Оттого и увидеть можно редко на временных выставках музея или в каталоге «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон».

 
вверх