Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Елена Крючкова, Анна Маркова, Варвара Пловинская, Игорь Изьюров

 

Суббота, 15 Апреля 2006

К.ЛАРИНА – Начинаем нашу программу, приветствую в студии Ксению Басилашвили, добрый день. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день. 

К.ЛАРИНА – У нас сегодня расширенный формат, у нас сегодня много участников в программе, ну, во-первых, представим Елену Крючкову, старшего научного сотрудника музеев московского Кремля, здравствуйте. 

Е.КРЮЧКОВА – Здравствуйте. 

К.ЛАРИНА – Давайте вы сами представите ваших замечательных учеников. 

Е.КРЮЧКОВА – Мы хотим рассказать о Кремле как об образовательном центре. История образовательной деятельности московского Кремля очень древняя, но она имеет большие перспективы, потому что пришли наши юные участники, и она имеет большие перспективы, поэтому Клуб любителей древностей. У нас пришли члены этого клуба, это очень юные люди, старшеклассники, вот, я по очереди называю, это Анна Маркова, Варвара Пловинская и Игорь Изьюров. 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте начнем нашу экскурсию. Лен, расскажите немножко вообще, что это такое школа, что за школа у вас там завелась? 

Е.КРЮЧКОВА – Давно у нас завелась. Все учебные заведения, которые зарождались и находились в Кремле, они были непосредственно связаны с деятельностью и жизнью московского Кремля. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что меня удивило, в Кремле находилась мореплавательная школа. 

Е.КРЮЧКОВА – Она находилась не в Кремле, она находилась на Навигаторской. Навигаторская школа, организованная Петром I, и она была приписана к Оружейной палате и именно через нее получала свое финансирование, и в архивах как раз сохранились документы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А я думала прямо по Москве-реке плавали. 

Е.КРЮЧКОВА – Ну, как сказал один мой знакомый, Петр, он, где только какой-нибудь водоем увидит, там сразу ботик строит, кораблики пускает. Это уже такие исторические анекдоты. Кремль был административным центром, поэтому там, при административных учреждениях, которые когда-то назывались приказами, это еще 16-17 век, и известно, что с 17 века при части этих приказов были школы небольшие, где обучались будущие дьяки, служители, которые служили в этих приказах, причем самые серьезные знания давали как раз в приказе, занимавшемся внешней политикой, это Посольской приказ, Приказ внутренних дел. И приказы еще занимались наделением земли, когда давали землю, нужно было оценить, насколько она плодородная, не только по размерам, но и по качеству земли, и этим тоже занимался приказ, при котором была очень серьезная подготовка. Естественно, в Кремле жила царская семья, жили бояре, у них были дети, их тоже надо было обучать, поэтому учительская деятельность там происходила, они приглашали специалистов и в том числе очень известных, в частности из посольского приказа был приглашен Николай Стефария, это ученый, книжник, который обучался в Константинополе, был хорошо знаком с итальянской культурой, знал иностранные языки, и он был приглашен для обучения сына главы Посольского приказа, это был Артамон Сергеевич Матвеев, он обучал его сына Андрея. Наталья Кирилловна как раз заказывала для своего внука, для сына Петра I, царевича Алексея, подготовку букваря, и его тоже делали специалисты. То есть все было завязано, даже существует версия, что Лицевой свод был написан и разрисован картинками, еще и в помощь обучения царских детей истории, это вообще со времен Ивана Грозного. 

К.ЛАРИНА – А в современном мире все ваши школьные программы, они как зародились? 

Е.КРЮЧКОВА – Они тоже зародились давно, потому что Кремль перестал быть учебным центром где-то с 18 века, все учебные заведения вышли за стены Кремля, но существовал музей Оружейная палата, и в этот музей стали приводить детей, кстати, первыми приходили кадетские корпуса с середины 19 века, и у нас есть документ, где глава Московского кадетского корпуса пишет директору Оружейной палаты, какое огромное значении имеет Оружейная палата для эстетического и патриотического воспитания. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот сейчас эти знаменитые кремлевские полки, интересно, какое-то совместное обучение с вами у них ведется, принимаете в этом участие? 

Е.КРЮЧКОВА – Я не сталкивалась. Дело в том, что с полком связь есть, там читают лекции, наш лекторий, то есть, конечно, сталкивались, безусловно. 

К.ЛАРИНА – Давайте, поскольку у нас ребята сегодня в студии, пусть они немножко расскажут, чем они там занимаются. Расскажи, Игорь, как туда пришел, что там тебя привлекает? Какой-то конкретный период в истории России тебе интересен? 

И.ИЗЬЮРОВ – Мне интересны занятия по нумизматике, узнал я про эти занятия по радио, по «Эхо Москвы». 

К.ЛАРИНА – И что там происходит, там рассказывают историю монет и что? 

И.ИЗЬЮРОВ – Получилось так, что все экскурсии рассказывались, в общем, были, конечно, о монетах, отдельно о камнях. 

Е.КРЮЧКОВА – Есть общие занятия, наш клуб строится так, что существуют общие занятия по истории Кремля, потому что если мы будем увлекаться только в отдельные темы, то у нас уходит в сторону Кремль. Этот клуб создан в прошлом году, создавала его Надежда Васильевна Рощина и Ольга Валентиновна Мареева, и мы учитывали прошлые традиции, потому что клуб у нас был и ранее, потом немного больше внимания мы уделяли абонементным группам, и, может быть, мы поговорим об этих абонементах, в частности, семейных, а сейчас мы создаем на новом витке клуб, где мы стараемся совместить изучение Кремля в целом и отдельных коллекций. И вот это абсолютное новшество, потому что лекции ведут специалисты, хранители коллекций. А вот Варя, юный геммолог. 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Геммолог – это человек, который изучает драгоценные камни, историю. 

К.ЛАРИНА – Варя, ты любишь драгоценности. 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Да, очень. Меня даже иногда сорокой в школе называют. Нам рассказывают там про камни, про их свойства, легенды про камни, и мы их даже в микроскоп даже разглядывали несколько раз. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Прям в руки дают держать камни из коллекции? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Нет, из коллекции не дают. Нам давали камни ограненные под настоящие, стекло, а иногда давали просто, один раз изумруд давали, ну, такой не ограненный, а просто. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот в шапке Мономаха, какие там камни не учили еще? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Нет, нам еще не рассказывали. 

Е.КРЮЧКОВА – И ведет эту секцию «Юный геммолог» Карпухина Елена Олеговна. У нас еще есть секция «Юный оружевед», ее ведет наш оружейник Василий Рудольфович Веселовский, вам надо его пригласить, он тоже много интересного может насказать, и секция «Юный археолог», кстати, кружок юного археолога у нас был, много лет не прекращалась эта традиция, и вела его всегда Авдусина Татьяна Даниловна. 

К.ЛАРИНА – Это у нас Аня занимается. Расскажи, чем занимаешься. 

А.МАРКОВА – Нам рассказывают, как правильно происходят раскопки, объясняют, как по миллиметру буквально копают это все, то есть очень интересно. Даже был такой случай, занималась некоторое время назад и получилось так, что у человека в руках оказались монеты до нашей эры, и вот когда ты держишь эти монеты в руках, ты понимаешь, что их мог держать в руках сам Александр Македонский, и вот такое необъяснимое ощущение, во-первых, это очень интересно, я очень удивилась, что до нашей эры римляне умели печатать монеты уже округлой формы, а у нас они были какие-то бесформенные, расплющенные. А потом нам объяснили, что в Риме печатали другим способом, то есть разные способы печатанья. Археология очень интересная наука, лично мне очень нравится. 

К.ЛАРИНА – Ну, есть уже какие-то планы по жизни, мечта, какая есть мечта? Может найти то, что никто еще не нашел. 

А.МАРКОВА – Да, так что, может быть, этим летом я на раскопки поеду. 

К.ЛАРИНА – А куда? 

А.МАРКОВА – В Великий Новгород, там большая часть раскопок проводится. 

К.ЛАРИНА – А ты где-нибудь была уже в археологических экспедициях? 

А.МАРКОВА – Нет, не была. Ну, просто, очень интересно посмотреть, как это делается, может быть, принять участие в этом. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть в Кремле вам пока теорию рассказывают. 

А.МАРКОВА – Этот год считается общим, рассказывают историю геммологи, то есть мы пока занимаемся все вместе, вот, со следующего года мы будем уже по секциям заниматься. 

Е.КРЮЧКОВА – Поэтому призываем всех слушателей. Вам надо позвонить в наш отдел по телефону 290-30-94 это сектор образовательных программ, отдел музейной педагогики и записаться в наш. Мы начнем со следующего учебного года, в этом году с августа надо будет выкупить абонемент, они будут продаваться, ну это где-то 600 рублей на весь год и мы набираем тогда полноценные группы каждой секции и каждая секция работает полностью. В этом году мы не сумели набрать полноценные группы каждой секции. А, действительно, для геммологов реквизит специальный приобретали, наборы камней, микроскопы, и нам очень повезло, что у нас есть такой специалист, который занимался непосредственно. 

К.ЛАРИНА – Мы сейчас должны прерваться. Сейчас у нас новости, а потом продолжим. 

НОВОСТИ 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А теперь коротко о том, что вас ожидает за Кремлевской стеной, какие события. Готовится к выходу в свет каталог «Художественное серебро XVI-XVII веков территории исторической и современной Речи Посполитой из собрания музеев Московского Кремля» Автор Наталья Рыжкова. 17 апреля в Дни культурного исторического наследия в музеях Кремля, внимание, будет бесплатный вход на территорию и в соборы Кремля, но исключительно для граждан России. В Оружейную палату вход платный, вход в Кутафью башню с 10 до 17 как обычно. Итак, запомните, 17 апреля вы можете попасть в музеи Кремля и храмы бесплатно, посмотреть, только для российских граждан. К сожалению, наши гости будут вынуждены покупать билет – таковы правила. 

К.ЛАРИНА – Еще раз напомним, что у нас в гостях Елена Крючкова, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля, а также наши юные гости, это Игорь Изьюров, Аня Маркова и Варя Пловинская. Я хотела с Игорем еще поподробнее поговорить, потому что мы остановили такое увлечение нумезматикой, оно же тоже, наверное, Не спроста. У вас в семье династия какая-то существует или ты первый начал собирать монеты? 

И.ИЗЬЮРОВ – Активно я первый начал собирать. 

К.ЛАРИНА – Ну что, много уже накопил? Где берешь-то? 

И.ИЗЬЮРОВ – Да, пока не очень много. Где добуду. 

К.ЛАРИНА – А где ты добываешь? Одно дело попросить, чтобы тебе привезли какое-нибудь евро очередное из страны, но это уже считай, не редкость, то, что в нашем детстве было с Ксюшей, мы могли собирать монеты иностранных государств, потому что это было раритетом. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Все закрыто было. 

К.ЛАРИНА – А ты где берешь? 

И.ИЗЬЮРОВ – Иногда закупаю, иногда дарят. 

К.ЛАРИНА – Знают о твоем увлечении. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Какие монеты? Старинные, современные? 

И.ИЗЬЮРОВ – Я на каких-то темах не акцентируюсь, я как можно больше собираю. У меня есть блины, есть дореволюционные российские, есть заграничные? 

К.ЛАРИНА – А самая дорогая твоему сердцу какая? 

И.ИЗЬЮРОВ – Коллекция вся. 

К.ЛАРИНА – Хорошо. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А самая старая монета какая? 

И.ИЗЬЮРОВ – Думаю, что 1814 года 2 копейки российские. 

К.ЛАРИНА – Когда-нибудь выставим в Кремле, да? 

Е.КРЮЧКОВА – Потом мы можем делать выставки нашего клуба. 

К.ЛАРИНА – Пока мы разговаривали во время новостей и рекламы, я поняла, что у Ани и Вари семейная традиция, если говорить о геммологии, об археологии, да, Варь? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Да. 

К.ЛАРИНА – Расскажи, чем у тебя занимались твои родные. 

В.ПЛОВИНСКАЯ – У меня бабушка очень любила, она часто путешествовала, очень любила собирать всякие останки зданий, всякие камни красивые, прадедушка тоже увлекался, тоже путешествовал часто. Мама любила слушать рассказы прабабушки. 

К.ЛАРИНА – И все это хранится? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Да, у нас коробки, ящики целые, все с какими-то ракушками, камнями, останками зданий. 

К.ЛАРИНА – Но тебе труднее, все-таки драгоценные камни придется собирать. Уже нашла что-нибудь? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Мне дарят. Мне на рождение подарили уже сразу сережки очень красивые с камнями. Я очень люблю светлые прозрачные камни, сиреневые, розовенькие или желтые. 

К.ЛАРИНА – А ты сама не делаешь украшения? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Когда я была маленькая, я брала проволоку, находила у друзей на даче всякие красивые камушки, делала кольца и дарила всем. 

К.ЛАРИНА – Вполне возможно, что у нас тут будущий дизайнер, автор драгоценных украшений. И Аня расскажет тоже, наверное, про свое семейное увлечение. 

А.МАРКОВА – Да, у меня археологией увлекалась мама, она ездила в экспедиции, что-то находила, просто наблюдала за этими процессами, и частично я сама нумизматикой увлекаюсь, юбилейные рубли собираю, очень интересно. 

К.ЛАРИНА – Именно рубли? 

А.МАРКОВА – Да. Где-то нахожу у себя в доме американские старые монеты, еще какие-то. 

К.ЛАРИНА – Какой дом интересный! Можно порыться там, много чего обнаружить. 

А.МАРКОВА – Иногда на даче камни красивые нахожу. 

К.ЛАРИНА – Во дворе. 

А.МАРКОВА – В огороде, во дворе, в саду. 

К.ЛАРИНА – Вдруг там какие-нибудь древние поселения были? 

А.МАРКОВА – Вполне возможно. 

К.ЛАРИНА – И теперь пускай Елена Крючкова расскажет о своих увлечениях. 

Е.КРЮЧКОВА – У нас, кстати, тоже дома лежат монеты, которые собирал мой муж, я все хочу это выложить, чтобы все приходили и смотрели, разглядывали марки какие-то – отголоски старых увлечений, с которым трудно расстаться. Это действительно потом проживет всю жизнь. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А такие увлечения у царских детей существовали? Это же тоже обучающий момент? Недаром же все эти кунсткамеры были, куда все редкости приносили. 

Е.КРЮЧКОВА – Да кунсткамеры, конечно. Вообще известно, что, например, есть в воспоминаниях великой княгини Марии, что приходили дети Павла в Оружейную палату, смотрели и даже примеряли, но это был период, когда Оружейная палата уже становилась музеем, но еще закрытым музеем. Что касается обучения детей, то, конечно, в семье обучали не только иностранным языкам, но и каким-то профессиональным навыкам, в частности, девочек с детства учили рукоделию и во всех домах, вышивать, кружева. То есть каждая древнерусская женщина: и царица, и крестьянка, могла сделать от начала до конца какие-то работы, полотенце роскошное выполнить, украсить и кружевом и вышивкой, и девочек этому обучали с детства, естественно, и хозяйка дома потом руководила мастерской, если это был богатый дом, мог быть и наемный труд даже. Кстати, есть такая повесть XVII века, где в качестве взятки переманивают и дают возможность взять очень хорошую рукодельницу в мастерскую боярского, царского дома, вся коллизия на этом построена, интрига. Девочек безусловно обучали рукоделию с детства, но в Кремле работало огромное количество художественных мастерских, Серебряная палата, Золотая палата, и там царские дети, мальчики, не обучались, но система обучения от учителя к ученику, что было характерно для средних веков, и эта система сохранялась еще и в XVIII веке, была налажена хорошо. 

К.ЛАРИНА – Когда появилась теория какая-то? Когда появились первые учебники, грубо так спрашиваю. 

Е.КРЮЧКОВА – Я вам говорила, что Сахаров считает, что лицевой свод все-таки был определенным учебником. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А Лицевой свод это… 

Е.КРЮЧКОВА – Это история не только России, но и мира. Там есть и изображения Елены, история троянская, гомеровская, хотя они все в древнерусских одеждах изображены, это история мира в общем дана, история человечества как ее понимали в XVI столетии, и все это украшено картинками, рисунками, тексты были, это предназначалось для царских детей, возможно, есть такая версия. Безусловно, они это читали, поэтому учебники появляются уже и в XVI веке. Мало того, наш первопечатник Иван Федоров, он же был дьяком Московского храма Николы Гастунского, служил как дьяк в Кремле. Мы знаем, что, занимаясь полиграфической деятельностью, он создал букварь, он его и сам написал и сам издал, то есть учебники в XVI веке уже были. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А в то время была возможность, были библиотеки при Кремле уже в XVI веке. 

Е.КРЮЧКОВА – Библиотеки были. Известно, что, например, Максим Грек приезжает в 1516 году по приглашению Великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, приезжает в Кремль, в Москву, поселяют его в Чудовом монастыре, где жило очень много грамотных людей, образованных, которые приезжали, приглашенных и выполнявших такие задачи, его пригласили описать библиотеку. Если ее надо было так тщательно описывать, значит, она была хорошая, на разных языках. Одна из версий, что она и была в основе знаменитой библиотеки Ивана Грозного. 

К.ЛАРИНА – Аня, найди нам библиотеку Ивана Грозного. 

Е.КРЮЧКОВА – Да, надо искать. 

К.ЛАРИНА – Пожалуйста, замучались уже. 

А.МАРКОВА – Подрастем, найдем. 

К.ЛАРИНА – А знаешь где? Нужно найти карту Острова Сокровищ. 

А.МАРКОВА – Если рассчитать все. 

К.ЛАРИНА – А есть такая библиотека, как ты думаешь? 

А.МАРКОВА – А почему бы и нет. Это вполне реально. Если существовал Иван Грозный, значит, вполне возможно, что библиотека такая тоже существует. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Напомню нашим радиослушателям, что один из ближайших наших эфиров обязательно будет посвящен библиотеке. Сейчас там готовятся материалы и Татьяна Дмитриевна Панова принесет нам материалы и мы все раскроем тайну библиотеки Ивана Грозного. 

К.ЛАРИНА – Давайте вернемся в современность, у меня же заявлена тема про электронные программы. Что у нас в этом виде существует? Есть какие-нибудь программы в электронном виде, или мы по сайту только можем бродить? 

К.БАЛСИШАЛВИЛИ – Есть, как же. А этот новый проект совместно с Германией, когда вы можете… мы можем о нем напомнить. 

Е.КРЮЧКОВА – Проект выполнен. История Кремля с древнейших времен до наших дней можно видеть реконструированный облик Кремля, какой он был в XII веке, когда он еще не назывался кремлем, потому что впервые слово «кремль» упоминается в XIV столетии в связи со строительной деятельностью Ивана Калиты, дубовый кремль, это внутренний город, город внутри города по одной из версий, укрепления XII века, все реконструированы начиная с древнейших времен все этапы строительства креплений на Боровицком холме там отражены и он постоянно усовершенствуется. Сначала он был где-то черно-белый, где-то не всегда цветной, сейчас его насыщают красками. Очень интересно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Надеюсь, что на диске это появится. 

Е.КРЮЧКОВА – На диске это есть. Надо уточнить момент продажи. И программы делают для нашей образовательной программы. В частности, была сделана программа, когда ездили с выставкой в Сибирь, в один из сибирских городов и там была программа, посвященная царским регалиям. 

К.ЛАРИНА – Про охоту, по-моему, что-то было. 

Е.КРЮЧКОВА - Про охоту. И была выставка «Царская охота». Сейчас мы постепенно делаем программы. Конечно, развивать это дело надо. 

К.ЛАРИНА – А что у вас в планах, если говорить о каких-то обучающих программах? 

Е.КРЮЧКОВА – У нас есть программа, посвященная регалиям. Ее подготовили сотрудники сектора образовательных программ. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И что, там подробно и о шапке Мономаха, и о … 

Е.КРЮЧКОВА – Там дана информация по всем венцам, шапкам, кому, что принадлежало, как совмещалось. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Водит по экскурсиям? 

Е.КРЮЧКОВА – Эта программа может быть использована при лекционной работе. Мы активно переводим нашу лекционную работу и наши занятия с детьми на такие электронные носители, где введены все эти изображения, тексты, надеемся в перспективе, что это будет сопровождаться и музыкальным рядом и совмещать какие-то реконструкции, в частности, весь наш отдел музейного видео занимается реконструкции Чудова монастыря, они показали на одной из конференций, как он выглядел, каким он был в XVII веке и даже такое ощущение создается, будто человек идет вдоль стены Чудова монастыря и что он видит, когда идет вдоль стен Чудова Монастыря. 

К.ЛАРИНА – А вы где занимаетесь? В Георгиевском зале? Где ваши занятия походят? 

А.МАРКОВА – В разное время по-разному. У нас проходят и в лекционном зале Оружейной палаты и в залах самой Оружейной палаты. Первое лекционное занятие у нас проходило в подклете Благовещенского собора, там была своеобразная выставка, те раскопки, которые проводились на территории Кремля, какие клады там были найдены, и еще у нас занятия по геммологии проходили в отдельном помещении, то есть не в самом Кремле, нам там все показывали, рассказывали про камни, показывали структуру камня. 

Е.КРЮЧКОВА – У нас есть большое помещение, где можно заниматься с детьми, но в частности оно вне Кремля. 

К.ЛАРИНА – Понятно. Но вы Кремль-то хорошо знаете? Побывали в различных палатах, кроме Оружейной? 

А.МАРКОВА – Я, скажем так, там с малых лет, потому что у меня там мама работает. 

К.ЛАРИНА – С чего, по твоему мнению, следует начать посещение Кремля? Самое интересное, как тебе кажется? 

А.МАРКОВА – А там все интересно. Нет ни одной вещи, которая не была бы интересна. У каждого человека свое мнение, и каждому человеку нравится свое. Если так, пройтись, по всему Кремлю, то человек сам ощущает, что ему нравится. Мне, например, нравятся две вещи: доспехи на лошадях, потому что я обожаю просто лошадей, и регалии. 

Е.КРЮЧКОВА – Надо сказать, что наши старшеклассники, слушатели наши, могут заказать экскурсию, деловую игру, даже не экскурсию, а цикл занятий, абонементы для старшеклассников у нас есть, где они могут попробовать себя как экскурсоводы и по территории, и по Оружейной палате. Это такие абонементы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И они сами друг друга водят экскурсии? 

Е.КРЮЧКОВА – Они готовят по отдельному кусочку, по отдельным залам, и потом на последнем занятии они уже демонстрируют. 

К.ЛАРИНА – К слову, я просто могу конкретный пример привести, я думаю, где же я уже это слышала недавно. Поскольку передвигаюсь на машинах, голосую, ездила с одним молодым человеком, который меня совершенно потряс знанием истории Москвы. Едем по Москве и он мне рассказывает историю каждого здания. Я говорю: «Батюшки мои, откуда же вы все это знаете?» - «А моя дочка была на курсах экскурсоводов в Кремле, после этого получила даже корочки…». 

Е.КРЮЧКОВА – Да. Для взрослых тоже есть такие мероприятия, но это связано с работой. 

К.ЛАРИНА – Давайте сразу спрошу у Вари и у Игоря, какие у них любимые места. Есть такие, Варь? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – У меня, наверное, самое любимое в Оружейной палате, где кареты выставлены, с самого детства. 

К.ЛАРИНА – А туда нельзя садиться? 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Нет, нельзя. 

К.ЛАРИНА - А хотелось бы. 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Там ограждения протянуты, туда даже руку протянуть нельзя, потому что датчики срабатывают и сразу «пожалуйста, не трогайте». 

К.ЛАРИНА – Игорь, а у тебя? 

И.ИЗЬЮРОВ – Я думаю, что тоже кареты. Это все же ангар своеобразный. 

К.ЛАРИНА – У вас кареты все время доступны для всех? 

Е.КРЮЧКОВА – Кареты как внесли в Оружейную палату, как в разобранном виде привезли, показано в каталоге, все это можно прочесть, так их не разбирали и не вывозили никогда. 

К.ЛАРИНА – Нам уже нужно приближаться к финалу. Нам нужно успеть, что не успели сказать. А я хочу пока эксперта попросить, мне подарок подарила моя подруга, я дам Варе, чтобы она посмотрела, что это такое. Пожалуйста, посмотри. 

В.ПЛОВИНСКАЯ – Я не знаю, я вижу, что это кулон. Красиво, но я не знаю, я еще не настолько хорошо разбираюсь. 

К.ЛАРИНА – Но красиво, это главное. По-моему, у дарителя со вкусом все в порядке, хороший подарок. 

Е.КРЮЧКОВА – Такие яички дарили, кстати, на Пасху и собиралось целое ожерелье. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У вас же есть целая коллекция подобных яиц Фаберже, которые дарили царской семье, детям и маленькие для детей. 

Е.КРЮЧКОВА – Маленькие на выставке выставлялись. Из них собирали ожерелье, это было не только для царской семьи характерно в XVII веке, собирали девочкам ожерелье. Ну и мы хотели бы пригласить всех выкупить наши абонементы, позвонить нам в наше экскурсионное бюро, по поводу абонементов нужно звонить по телефону 203-46-11, вообще телефон экскурсионного бюро это 202-42-56 и автоответчик 202-37-76 и выкупать абонементы для старшеклассников «Деловые игры», «Знакомьтесь, это я», «Моя профессия экскурсовод», посвященная территории и просто групповое посещение, где они могут пообщаться с экскурсоводом и у нас много семейных абонементов для семьи, для семейного посещения, для родителей с детьми, где все они могут все узнать, а друг другу потом и своим родственникам все рассказать. 

К.ЛАРИНА – Спасибо. Елена Крючкова, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля и наши гости Игорь Изьюров, Аня Маркова и Варя Пловинская, и сейчас у нас традиционно шедевры. Ксюша Басилашвили завершает нашу сегодняшнюю программу. 

К.БАСИЛАШВИЛИ - Письменные принадлежности не менее костюма и украшений могут сказать о своем владельце. В собрании Оружейной палаты сохранились кабинетные вещи Александра I и драгоценная чернильница царевича Алексея Алексеевича. Их разделяют столетия, определенным образом повлиявшие на вкус первых лиц государства и их потребности. Век XIX. Император выбирает для работы предметы, прежде всего, удобные. Ведущим фактором является не стоимость вещи, не престижность, не количество мерцающих на ней камней, а функциональность. Дизайн самый простой. Ничего лишнего, никаких виньеток и инкрустаций. Характер владельца подчеркивается аскетизмом окружавших его вещей. И потом нож перочинный для бумаг обыкновенный стальной, а чернильница, три лотка для чернил и песка, чтобы чистить перо, из простого толстого стекла – не бьется и не отвлекает при работе. XVII век - это совершенно иные эстетические идеалы. В собрании Оружейной палаты есть письменный прибор, формой своей напоминающий ножны для детской или игрушечной шпаги. Эта вещь принадлежала брату царя Федора Алексеевича, царевичу Алексею Алексеевичу. Документы XVII века показывают, что в то время русские правители охотно принимали в дар драгоценные чернильницы от знатных представителей греческой общины Стамбула, торговавших в России. Золотая чернильница работы турецкого мастера богато декорирована жемчугом, алмазами и рубинами. Обе, и простая Александра I и изысканная Алексея Алексеевича чернильницы находятся в собрании Оружейной палаты и сейчас их можно увидеть на юбилейной выставке.

 
вверх