Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Зельфира Трегулова, Надежда Рощина, Игорь Бекетов

 

Суббота, 28 Мая 2005

К.ЛАРИНА – Добрый день, начинаем нашу традиционную передачу «Кремлевские палаты». Приветствую в студии невообразимо прекрасную – сегодня как-то по-особенному – Ксению Басилашвили. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – Что случилось? Ты влюбилась? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Программа «Кремлевские палаты» для меня всегда праздник! 

К.ЛАРИНА – У нас сегодня густонаселенная программа «Кремлевские палаты». Земфира Трегулова, заместитель директора музеев Кремля по выставочной работе – наш уже постоянный участник. Здравствуйте, Земфира! 

З.ТРЕГУЛОВА – Здравствуйте, добрый день! 

К.ЛАРИНА – Надежда Васильевна Рощина, музейный педагог – здравствуйте! 

Н.РОЩИНА – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – И наконец, Игорь Андреевич Бекетов, генеральный директор благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» - ну, как фонд называется, может быть, Игорь Андреевич нам скажет еще раз. Так? 

И.БЕКЕТОВ – Добрый день! Все правильно. 

К.ЛАРИНА – Все правильно? Т.е. так вот коротко и ясно – благотворительный фонд. Мы сегодня тему обозначили «Кремль как детская площадка» - я прошу не беспокоиться всех политически обостренных слушателей, никакой двусмысленности здесь нету. Да, дорогие друзья, действительно, если мы говорим о детской площадке, мы имеем в виду, прежде всего, детей как факт. Да? Биологический возраст. Вот, не более того. Ну, а конкретнее, может быть, Ксюша скажет, вот в развитие этой темы? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нас интересуют, прежде всего, сегодня те проекты музеев Кремля, которые связаны с детьми. Потому что мы знаем, что Кремль любят посещать огромные группы туристов со всего мира, обычно это взрослые люди, но также, естественно, Кремль интересен детям. И более того, он интересен детям не только тем, которые живут в Москве или имеют возможность в Москву приехать, но также тем, кто находится в отдалении от столицы, и такой возможности у них никогда, может быть, и не будет – приехать, посмотреть, что же такое Кремль. И вот такими именно благотворительно-выездными проектами и занимается Кремль. По всей России – они, вот, сейчас бурно развиваются, эти связи – вот о них мы и хотим рассказать. Но, естественно, исторический аспект тоже у нас не останется без внимания – мы подготовили такой небольшой блочок, «как жили дети в Кремле до 17 года, в царский период». Нужно ответить, как всегда, на вопрос, вопрос, который связан с историей. Итак, вот он как звучит: какую часть мужской одежды в Древней Руси называли «козырем», и с ней связано выражение «ходить козырем». 

К.ЛАРИНА – Ну, а сейчас давайте, собственно, начнем уже наш разговор. Несмотря ни на что, у нас сегодня будет традиционная рубрика «Шедевры и экспонаты». И давайте с любимых экспонатов и шедевров наших сегодняшних гостей и начнем наш традиционный вопрос. Вот я хотела у Игоря Андреевича сначала спросить: что для Вас наиболее интересно в кремлевских музеях? 

И.БЕКЕТОВ – Ну, наверное, мне сложно будет сказать об одном экспонате, постольку поскольку я не являюсь сотрудником музея, но по возможности посещаю. Мне с самого детства ужасно нравился зал, где расположены кареты. Вот, можно сказать, что этот зал, с этими каретами, с совершенно фантастическими узорами – это мое любимое место в Кремле. 

К.ЛАРИНА – Так. А вот у педагога? Пожалуйста, Надежда Васильевна. 

Н.РОЩИНА – Ну, я педагог, я… 

К.ЛАРИНА – Вам труднее выбрать. Да! 

Н.РОЩИНА – Да, мне труднее выбрать, потому что, конечно, я влюблена в наш музей, я там давно работаю, и мне нравится абсолютно все, но, конечно, мне больше всего нравятся предметы, связанные с детьми, такой вот я и педагог. Так вот, меня всегда поражает серебряный рожок, небольшой, неприметный, в экспозиции нашего Патриаршего дворца, из которого поили детей царских – он сделан из серебра – или использовали во время первого причастия. Вот это мой самый любимый предмет. 

К.ЛАРИНА – Ну, и замдиректора тоже должна высказаться. В который раз, правда, я понимаю, и все-таки. Если говорить действительно, о детских каких-то вещах – что Вы можете вспомнить? 

З.ТРЕГУЛОВА – Ну, для меня всегда очень интересным казался детский доспех, подаренный царю Алексею Михайловичу, т.е. подаренный одним из западноевропейских посольств царю Михаилу Романову для его сына Алексея Михайловича. Это удивительный экспонат, и аналогов довольно трудно найти в других музеях. 

К.ЛАРИНА – Ну, Ксюша, а у тебя выбор какой? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну а я следила за маленькими предметами в собрании музеев Кремля, за такими, небольшими произведениями, которые спрятаны за витринами. Возможно, эти произведения, эти изделия тоже могли находиться когда-то в детских руках. Миниатюрные произведения из собрания музеев Кремля. 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте сейчас и послушаем про это. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – C вещами в принципе расставаться сложно – к ним привыкаешь, как к живым людям. Собственно, они и хранят память о близких, о событиях, заметках на полях собственной и мало кому еще интересной жизни. Выражать любовь к предметам-спутникам человеку было свойственно всегда, и воспитывали уважение к ним с детства, что считалось необходимым педагогическим моментом. Оружейная палата обладает уникальным собранием так называемого миниатюрного серебра. В витрине с произведениями голландских мастеров выставлены «дрессировщик с собачкой» и «канатоходцы». Сейчас сложно, конечно, сказать, в чьих руках побывали эти маленькие фигурки в 6 см. Скорее всего, были в частной коллекции, но вполне могли занимать почетное место в детской комнате какого-нибудь высокопоставленного отрока. Известно, что у юных французских монархов были в подчинении целые армии. Естественно, все сражения шли исключительно в пределах детской комнаты – искусство военной стратегии изучалось на солдатиках оловянных. Почему бы и «канатоходцу», и «дрессировщику» не быть в коллекции, например, игрушечного бродячего цирка, с целью приобщения к театральной культуре. Распространенное, между прочим, для XVIII века развлечение. Кукольный дом – еще одна одновременно приятная и исключительно удобная вещица. И вполне предмет искусства, если судить по миниатюрному кувшинчику – это совершенная, в сотни раз уменьшенная копия обычного кувшина – часть крошечного сервиза с предметами меньше мизинца. Застекленный в витрине Оружейной палаты кувшинчик напоминает о традиции кукольных домов с точным повторением обстановки солидного особняка. Модное западное увлечение нашло поклонников и в России: Павел Нащокин построил собственные пенаты в миниатюре – точную копию своего московского дома, где все соответствовало настоящему прообразу, даже чайные ложечки и кружевные накидки. Александр Пушкин, близкий друг Нащокина, восхищался дотошностью хозяина в воспроизведении обстановки, докладывая в письме к жене: «Дом его отделывается. Что за подсвечники! Что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет». 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте продолжим разговор о шедеврах, и, наверное, стоит – вот у нас остается до новостей 5 минут – давайте мы начнем наше путешествие по разным городам и весям России, поскольку именно этим и занимается, в частности, благотворительный фонд «Лукойл» - показывает детям то, что можно увидеть только в Москве, я так понимаю. Да, Игорь Андреевич? Расскажите немножечко об этом, что уже успели показать, и что у вас там в перспективе? 

И.БЕКЕТОВ – Ну, с музеями Кремля нашу компанию связывает уже многолетняя такая история сотрудничества – мы поддерживали неоднократно выставки, которые были организованы здесь в Москве, и вот в прошлом году родилась такая идея – вывезти музеи Кремля в те регионы, где работает компания, в частности, в Пермь. И это была такая идея, как бы, не просто выездной выставки, но эта выставка сопровождалась еще и конкурсом детских рисунков, на которую мы, совместно с музеями Кремля, пригласили тех детей из детских домов, которые мы поддерживаем в Пермском регионе. И вот, родился такой проект, который, я думаю, успешно будет продолжен… 

К.ЛАРИНА – Вы как-то назвали его? 

И.БЕКЕТОВ – Ну, пока он называется просто, такой, «региональный совместный благотворительный проект»… 

К.ЛАРИНА – Красивое название придумать… 

И.БЕКЕТОВ – Мы придумаем, обязательно, да, вот… 

К.ЛАРИНА – А то мы еще один конкурс… 

И.БЕКЕТОВ – Да, да, я думаю, что уже, вот, к будущему году, к Нижнему Новгороду, когда мы… куда мы планируем на будущий год вывезти музеи Кремля, я думаю, что название уже должно быть. Так вот, проводился такой проект, и детишки детских домов, они с огромным интересом восприняли, безусловно, идею посмотреть, увидеть воочию, своими собственными глазами, что же из себя представляют музеи Кремля, думаю, это была хорошая, прекрасная идея. Был организован конкурс, и его победители – 20 детишек, которых мы выбрали вместе с методистами по итогам этого конкурса, они, вот, в понедельник, завтра, приезжают в Москву – для них организована здесь интересная программа. 30 – 31 они будут в музеях Кремля, побывают в цирке, в дельфинарии. Вот, таким образом мы завершаем такой первый этап нашей совместной региональной программы с музеями Кремля, за что я очень благодарен своим коллегам. 

К.ЛАРИНА – А конкурс… вы какую-то тему им даете для того, чтобы они рисовали? Пожалуйста, Надежда Васильевна! 

Н.РОЩИНА – Конечно, конкурс был на определенную тему. Ну, название «мы рисуем Кремль», но так как выставка была посвящена царской, императорской охоте, вещи были из коллекции Оружейной палаты, то, естественно, нужно было ввести детей в круг, в общем, познакомить их с Кремлем, поэтому была сделана небольшая лекция вводная, и потом такая, интерактивная экскурсия, во время которой мы знакомили их не только с предметами, посвященными царской охоте, но, естественно, и с Кремлей. Потом в течение часа они рисовали, и, вот, лучшие работы мы привезли сюда. 

К.ЛАРИНА – А что рисуют? 

Н.РОЩИНА – Ну, рисуют все, в основном, конечно, царицу – нашего экскурсовода в одеждах, реконструированных царицыных XVII века. И, конечно, те вещи, которые видят. Ну, и, тем не менее, конечно, башни Кремля со звездами – это традиционное, соборы – это также, это много есть. 

К.ЛАРИНА – А посмотреть нельзя нигде на эти рисунки? Вы их нигде не выставляете? 

Н.РОЩИНА – Ну как же…Нет, мы выставили их в залах, в вестибюле, в верхнем вестибюле Оружейной палаты – это очень почетно, это впервые, вообще, мы удостоены такой, можно сказать… 

К.ЛАРИНА – Все мы в прямом эфире. Вот весь Ваш шепот, товарищ замдиректора, весь слышен, поэтому говорите сразу вслух, чего Вы хотите? 

(говорят одновременно) 

Н.РОЩИНА – Мы приглашаем всех посмотреть участников конкурса – 20 лучших работ выставлены в верхнем вестибюле Оружейной палаты, которые можно посмотреть, вот, в течение недели. И, конечно же, это сделано все к 1 июня, к дню защиты детей. 

К.ЛАРИНА – А в Нижний что везете? 

И.БЕКЕТОВ – В Нижний везем ту же самую выставку царской охоты. 

К.ЛАРИНА – И там тоже будет такой же конкурс? 

И.БЕКЕТОВ – Да, будет такой же формат, да, также мы пригласим детишек из детских домов поучаствовать в этом конкурсе, и также надеемся, вот, через год их привезти сюда, в Москву. 

К.ЛАРИНА – Ну, а выставка в Нижнем Новгороде, она будет доступна не только для тех, кого 

вы приглашаете, но и для всех? 

И.БЕКЕТОВ – Безусловно, конечно, конечно. Конечно. 

К.ЛАРИНА – Тогда расскажите, поскольку нас там слушают, в Нижнем Новгороде, можем быть, мы им скажем более точно, в каких числах вы там появитесь, Земфира? 

З.ТРЕГУЛОВА – Мы планировали сделать эту выставку осенью и зимой 2006 – начала 2007 года в тот же период, в какой она проходила в Перми, с тем, чтобы захватить детские каникулы. И я хотела бы еще добавить, что помимо специальной программы, разработанной нашими музейными педагогами – вот такой костюмированной, интерактивной программы – для выставки в Перми был подготовлен совершенно замечательный интерактивный диск, который вызвал огромный интерес не только у детишек, но и у подростков, и даже вполне таких, взрослых людей. И мы планируем показывать эту программу также и в Нижнем Новгороде, и вообще, сопровождать такими интерактивными программами все региональные выставки, которые мы планируем показать в ближайшие годы. И опять же, этот диск был сделан с помощью благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ». 

К.ЛАРИНА – Мы сейчас сделаем паузу на новости, потом возвращаемся в программу «Кремлевские палаты», продолжим наш разговор. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Ну что, давайте мы теперь уже вернемся к нашему вопросу, который мы задавали слушателям «Эхо Москвы». У нас есть победители, которые на пейджере правильно ответили. А теперь телефон прямого эфира – 203-19-22, можно гостям также взять наушники, чтобы услышать правильный ответ. 

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ (козырь – в XV – XVII веках ожерелье-воротник, закрывавший весь затылок, был роскошно украшен) 

К.ЛАРИНА – Ну, если кто чего хочет добавить по поводу воротника – может, Надежда Васильевна? Нет? 

Н.РОЩИНА – Да нет, все правильно, все правильно… 

К.ЛАРИНА – Все правильно? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Такие воротники можно увидеть в собрании музеев Кремля? 

Н.РОЩИНА – К сожалению, нет, потому что текстильных предметов древних сохранилось крайне мало, но вот в своей детской экскурсии интерактивной для детей среднего и старшего возраста мы используем реконструкции как раз кафтана, у которого есть такой воротник-козырь, и мы играем с пословицами и, в общем-то, рассказываем детям, как носили и как что называлось. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как держали спину. 

Н.РОЩИНА – Как держали спину, да. 

К.ЛАРИНА – Можете освободиться уже от наушников, поскольку они вам больше не понадобятся. А нашим слушателям мы скажем, что, поскольку мы на вопрос уже ответили, у вас есть возможность задать вопрос нашим гостям. Напомню, что тема наша сегодняшняя – «Кремль как детская площадка», поэтому все, что касается детских программ, выставок, каких-то посиделок и посещений – милости просим, любые вопросы мы принимаем, тем более, у нас есть люди, которые на эти вопросы ответят. Я хочу вернуться на минуту все-таки к выездным выставкам, о которых мы рассказывали – вот одна из них была в Перми, а теперь будет в Нижнем Новгороде – как учитывается, что все-таки это детская аудитория? Это же не просто вы выбираете экспонаты, которые вам представляются наиболее, там, яркими и интересными, но еще учитывают, что это именно дети будут смотреть. Пожалуйста, девочки! 

З.ТРЕГУЛОВА – Вы знаете, все-таки выставки мы формируем для универсальной и скорее взрослой аудитории, и именно поэтому так важно сопровождать эти выставки специальными детскими образовательными программами и с выездом наших методистов, и, вот, с показом, демонстрацией этих интерактивных компьютерных программ. Потому что все… именно это адаптирует эту выставку для детского восприятия. И вот на той выставке, которую мы открываем сейчас в нашем музее – выставке детских рисунков по результатам работы конкурса «мы рисуем Кремль» в Перми – мы показываем очень коротенький видеофильм, рассказывающий о том, как работали с детьми из детских домов в Перми. И вы себе не можете представить, как внимательно, с каким интересом, как увлеченно и даже заворожено следят за работой, вот, наших педагогов и за… как рассматривают экспонаты выставки дети – это им действительно безумно интересно, и вот эти костюмированные программы, они как бы приближают эту старину, эту древность к ним. И естественно, мы учитываем еще и то, что это дети из детских домов, у которых, в общем, нет такой возможности получения информации, как у детей, растущих в нормальных семьях, с компьютерами, с хорошими библиотеками дома. Поэтому особенно важно донести это до них, и, мне кажется, именно поэтому так важно, что эти дети получили, благодаря этим программам возможность не только посмотреть выставку у себя дома, но и приехать в Кремль и увидеть Москву, увидеть Кремль своими глазами и воочию – я просто предвкушаю, вот, их реакцию на то, что они увидят у нас в музее, и вообще, в Москве. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня вопрос к педагогу, который работает непосредственно с детьми, в том числе, и на выезде: скажите, пожалуйста, ну а вот дети, которые, действительно, никогда Кремль не видели – он для них остается такой вот, мечтой, каким-то мифом? Какие предположения о том, какой Кремль на самом деле, высказывают Вам дети – наверняка, Вы эти высказывания тоже собираете в свою коллекцию? 

Н.РОЩИНА – Конечно, собираю, потому что программа начинается с вопроса «знаете ли вы, что такое Кремль?» 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что говорят? 

Н.РОЩИНА – И я прошу всегда ответить одной фразой. Я говорю: «Вот, так, подумайте и ответьте, что ж такое Кремль?» Ну, естественно, первый вопрос – «это сердце нашей Родины» - традиционный вопрос, даже у маленьких детей. Вот, а дальше мы начинаем рассуждать, ну, естественно, о том уже… мы доходим до крепости, до самого древнего места нашей Москвы, нашей страны и до наших древнейших памятников. Т.е. естественно, ну, прежде всего, резиденция президента – также у всех детей на слуху. 

К.ЛАРИНА – Ну еще, учитывая, что в каждом, почти в каждом городе российском старинном есть свой Кремль – вот в Нижнем Новгороде точно есть… Вроде, да. 

Н.РОЩИНА – Да, а это второй вопрос. Второй вопрос – Кремль – это феномен Москвы или в других городах есть Кремли, и что такое, вообще, Кремль, откуда это название, что впервые оно там, в летописях с XIV века только появляется – до этого «мал деревян град», и естественно, кремли есть и в других городах. Дети это все знают, и не только московские. 

К.ЛАРИНА – А какие темы вы берете, вот, для своих рассказов? Как вообще формируются программы такого рода? 

Н.РОЩИНА – Программа выездная или… 

К.ЛАРИНА – Да, да. 

Н.РОЩИНА – Выездная программа? Ну, выездная программа связана с тематикой выставки – вот «Царская, императорская охота», я считаю, что тема довольно сложная для детей, но, тем не менее, мы подготовили специальный сценарий, сделали реквизит – т.е. реконструкции вещей, которые помогли бы понять, вообще, вот, тематику выставки детям разного возраста. Мы, например, сделали коня с полной упряжью, которую дети могут потрогать… 

К.ЛАРИНА – В натуральную величину? 

Н.РОЩИНА – Нет, не в натуральную величину, хотя, вот, у царских детей был и в натуральную величину… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Пони! 

Н.РОЩИНА – …их обучали с детства. Деревянных лошадок делали для… приучали с детства к седлу. Нет, коня небольшого, но с полной упряжью, потому что экспонировалась конская упряжь, и очень сложные названия там – «паперсть», «решма», «наос», «пахове» - что это такое, вообще? И для того, чтобы объяснить детям и показать, как… чтобы они могли потрогать – это естественно, вот, тактильность, интерактивность, потому что это не только монолог педагога, работающего с детьми – мы должны получать их ответы, и, естественно, тут должна прежде быть любовь к детям. 

К.ЛАРИНА – Какая-то… игровая какая-то должна быть составляющая, да? 

Н.РОЩИНА – Конечно, игровая. А что в основе всех наших программ? Это, конечно, игра, игра, потому что, вот, монологи прежние, такие монотонные экскурсии уходят в прошлое, потому что у нас теперь Кремль открыт для детей с дошкольного возраста, и до старости, естественно, которую тоже можно уже причислить к определенному возрасту детскому. И мы для каждого возраста делаем свою программу. И это прежде всего игровые программы. У нас Кремль открыт для детей с семьей – пожалуйста, у нас выходные, там, и т.д. 

К.ЛАРИНА – Ну, подождите, я все-таки хочу вернуться к этой охотничьей выставке… 

Н.РОЩИНА – Пожалуйста, да… 

К.ЛАРИНА – Вот Вы интересно сказали, что исторические реконструкции… т.е. у вас там костюмы присутствуют, в которые… 

Н.РОЩИНА – Да, конечно, да. 

К.ЛАРИНА – …одеваются ваши педагоги, да? 

Н.РОЩИНА – Да, как царь на охоту собирался. 

К.ЛАРИНА – А птицы? 

Н.РОЩИНА – Птицы, да, у нас есть кукла сокольничего, который держит на руке сокола, потому что известно, что в XVII веке Алексей Михайлович, вообще, увлекался соколиной охотой, он даже написал трактат о соколиной охоте. И естественно, как рассказать ребенку, потому что в экспозиции лежит перчатка… 

К.ЛАРИНА – Вот эта вот, на которой они сидят? 

Н.РОЩИНА – Да, на которой сидит сокол в клобучке, когтит, значит, руку сокольничего. И вот, мы показываем этого сокольничего, это сокола, который сидит. Естественно, и ребенок тоже может тоже может его потрогать, посмотреть и задать вопрос. 

К.ЛАРИНА – А собаки? 

Н.РОЩИНА – Ну, с собаками сложнее, с собаками… псовая охота, она появляется уже в XVIII веке, и там есть гравюры – вот, на выставке были – на которых тоже можно было хорошо рассказать, объяснить о разных видах охоты. 

К.ЛАРИНА – А оружие какое представлено? 

Н.РОЩИНА – Оружие представлено самое разное. Охотничье оружие – это рогатины древние. Естественно, первое – это охота на медведя, о которой мы рассказываем. И вообще, экскурсия для детей, она начинается с того, как царь собирался на охоту. Как он собирается на охоту, как его провожает матушка-царица, которая на охоте никогда не участвовала. Так как у нас, в основном, педагоги – женский коллектив у нас, и у нас нет батюшки-царя, который бы рассказал детям, как он на охоту собирался, то царь у нас уже уехал на охоту, а матушка-царица принимает детей. 

К.ЛАРИНА – Ну вот, Игоря Андреевича подключайте! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, да, да! 

Н.РОЩИНА – И рассказывает, что же у нее в царской казне хранится. Вот, рогатина вызывает, конечно, большой интерес, потому что что такое рогатина – «не лезь на рожон», пословица всем известная. Рогатина – это вид боевого оружия, которое было и охотничьим оружием, и с ним охотились на медведя когда-то. 

К.ЛАРИНА – А почему именно все-таки, вот, охотничью тему взяли для, вот, выставок передвижных, что называется, выездных? Пожалуйста… 

З.ТРЕГУЛОВА – Мы довольно долгое время возили выставки под названием «Сокровища музеев Кремля», которые представляют собой такую мини Оружейную палату, а потом подумали, а вот почему бы не сделать выставку на какую-то определенную тему, и вообще, делать выставки на какие-то определенные темы, которые опирались бы на, вот, специфику нашего собрания. Естественно, подумали: ну, как, Пермь, Нижний Новгород… ну, в общем, подойдет эта тематика, и оказалось, что это достаточно правильный выбор, и я хотела бы сказать, в дополнение к тому, что говорила Надежда Васильевна – вот этот игровой момент, он очень сильно присутствует в том самом интерактивном диске, к которому я все время возвращаюсь. 

К.ЛАРИНА – Это диск для компьютера? Что это такое? 

З.ТРЕГУЛОВА – Это да, диск для компьютера, который на выставке… на выставке было четыре компьютера, на которых дети могли работать с этим интерактивным диском. Это действительно игра, потому что… ну, как собирался царь на охоту – там есть такое задание: наряди всадника. И ты действительно можешь – снаряди всадника – ты можешь выбрать, как бы, изображения отдельных предметов конской упряжи, отдельных видов вооружения, и тебе компьютерная программа сигналит, правильно ли ты действуешь или нет. Ну, и если ты все делаешь правильно, значит ты получаешь какое-то количество баллов. И это безумно интересно, и очень вовлекает детей, и стимулирует их воображение, и эти знания уже остаются очень глубоко. И вот… 

К.ЛАРИНА – А что есть кроме снаряжения всадника, какие там еще задания – простите, я Вас перебила. А сама охота, как процесс, там представлена? 

З.ТРЕГУЛОВА – Знаете, тогда нам надо было бы действительно работать с какими-то более сложными программами, и это было бы более дорогостоящим проектом. Все-таки здесь мы, как бы, делали… Правда, это наш пилотный проект, поэтому я все время к этому возвращаюсь. Мы хотим это продолжить с другими региональными проектами, которые предполагает поддерживать тоже благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ», и развивать эти диски, делать их более сложными и сделать их, как бы, обязательным сопровождением любой выставки… 

К.ЛАРИНА – А звуковое оформление? 

З.ТРЕГУЛОВА – Да, конечно! Конечно, конечно. 

К.ЛАРИНА – Т.е. звуки охоты, они там присутствуют? 

З.ТРЕГУЛОВА – Есть, есть. Конечно. 

Н.РОЩИНА – Да, есть, есть. Там небольшая лекция. Действительно, это не просто игрушка, а там есть и образовательная часть, там есть… 

К.ЛАРИНА – Я, кстати, не спросила, вот, про экспонаты – вот так мы подробно об этом говорим – просто интересно, учитывая, что на охоте, действительно, и звуки различные присутствуют – всякие рожки, вот, про которые мы в начале говорили. Они здесь есть, на этой выставке? Да? 

Н.РОЩИНА – Есть. Да, есть, есть, есть рожки… 

З.ТРЕГУЛОВА – Да, собаки лают – там, если говорить о псовой охоте. 

Н.РОЩИНА – Да, собаки лают…Все это тоже есть. 

К.ЛАРИНА – Хорошо. Поехали дальше. Здесь вопросы пошли. Вопрос, который я ждала – наши слушатели любят такие вопросы задавать. Вопрос про вопросы, это скорее к Надежде Васильевне, наверное: какие вопросы задают дети, когда, вот, с ними проводится такая экскурсия? Самые разные, наверное – ну, может быть, какие-то примеры вспомните? 

З.ТРЕГУЛОВА – Ну, да, ну, так сложно… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, неожиданное? 

К.ЛАРИНА – Что их интересует? Вот что их интересует? Одно дело – то, что вы там планируете, а вдруг раз – они вдруг вас спрашивают: как вот это происходило? Или таких неожиданностей не бывает? 
Н.РОЩИНА – Да нет, всякое бывает, естественно. Неожиданности тоже бывают. Но детей, вот, как ни странно, вот в настоящее время детей интересует быт – вот как жили в Древней Руси: например, как устроен был дом – царский, там, боярский, княжеский. Вот такие вопросы, там, как устроен… там, задаешь: был ли водопровод – они говорят: ну какой водопровод! Конечно, не было водопровода! Я говорю: ну тогда вспомните, как одна из башен называется – Водовзводная – водопровод был! Иногда баньки… бани были? – Ну бани… ну конечно, были – баньки-мыленки были. Ну вот какие-то сейчас даже на ум не приходят, какие-то такие, неожиданные вопросы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А Вы сказали, что сейчас интересует быт – значит ли это, что с течением времени поменялись интересы детей? Вот если сравнивать, там, десятилетиями, предположим – Вы давно уже работаете, и есть возможность такого сравнения. 

Н.РОЩИНА – Ну да, есть возможность сравнения… Действительно, вот больше стал интересовать быт и, не знаю, дети как-то стали более открытыми, что ли. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А раньше что интересовало? 

Н.РОЩИНА – Раньше… Знаете, раньше, вот, не было такой возможности… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Узнать! 

Н.РОЩИНА – Узнать, да. У нас, вот, как-то была больше другому посвящена работа с детьми, и, в общем, как таковой, ее, в общем, практически и не было. Ну, вот, за последние 15 лет, конечно, у нас развивается, вот, работа с детьми очень активно, у нас целый сектор музейной педагогики, и целый детский музейный центр – вот, мы планируем. И у нас, конечно, разнообразнейшие программы для детей. 

К.ЛАРИНА – Ну вот, естественно тоже, вопрос, который я приберегла ближе к финалу – он тоже естественный, по поводу того, каким образом попасть, вот, на детские программы кремлевских музеев, как это сделать? С какого возраста вы берете? Вообще, немножечко про это скажите, потому что вопросов по этому поводу очень много. 

Н.РОЩИНА – Ну, мы берем с разного возраста. Как я уже сказала, с дошкольного возраста – мы берем шестилеток. Шестилеток берем индивидуалов, т.е. это так называемые семейные группы – у нас множество абонементов для посещения музеев Кремля детей с родителями. Это по субботам и выходным. Это нужно записаться предварительно, позвонить по телефонам нашим – это 202-03-49 – это экскурсионное бюро наше. Там, я потом дам еще другие телефоны еще, если это нужно. И есть также для групповых посещений, для целых групп абонементные циклы, которых у нас уже 14 по разной тематике. И самое главное, что это все сделано для детей с учетом их возрастных особенностей. Т.е. каждый виток познания истории… А Кремль – это что такое? Это средневековый памятник, который входит во все учебники, и естественно, там архитектура, и живопись, и прикладное искусство. Т.е. без Кремля вы не изучите историю Руси. И поэтому мы делаем такие программы, которые по возрастающей. Например, уже для 7 класса, для 8, идет такой абонемент, как художественный язык русского средневековья, когда они изучают, ну, действительно там, и культуру, и искусство, и быт того времени уже на соответствующем им уровне. Ну, конечно, можно посещать и обзорные экскурсии – у нас очень много всевозможных обзорных, тематических. И вот именно вот эти абонементные циклы, чем они интересны, тем, что с группой работает один экскурсовод. Т.е ребенок к нему привыкает. Экскурсовод даже дает какие-то задания – хотя группа большая, 25 человек. А для более глубокого изучения или как… для досугового, что ли, посещения Кремля – ну, это разные вещи, я понимаю – вот, мы открыли… с сентября открываем «клуб любителей древностей» - для таких детей… особенных детей, которые интересуются археологией, нумизматикой, там, оружием, камнем драгоценным. И мы называем это «клуб любителей древностей». Юный археолог, юный геммолог, юный, там, оружиевед… 
К.ЛАРИНА – А вы возите куда-нибудь их, на раскопки? 

Н.РОЩИНА – Нет, мы не возим, но предполагаем. Возможно, это получится, это дело новое. Но здесь вот, в клубе будут работать хранители, которые увлеченные своим делом, они заинтересуют детей. И детей мы будем… у них будет клубная карта, они будут приходить в Кремль. Т.е. вот мы хотим так это все сделать – с сентября его открываем, и мы будем объединять всех участников клуба секционных общими занятиями по истории Кремля и потом там, может быть, какие-то постановки театральные, какие-то литературные… Ну, т.е…. 

К.ЛАРИНА – Ох!.. Какую красоту нарисовали! 

Н.РОЩИНА – …такие глобальные задумки, но времени, к сожалению, не хватает ни на что. Но это очень такой, хороший проект, и мне хотелось бы, чтобы получилось. 

К.ЛАРИНА – Ну, я вот надеюсь, что с интересом слушает Вас и Игорь Андреевич Бекетов, генеральный директор благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ», который, может быть, примет участие и вот в этих ваших творческих планах. И мы, давайте, вернемся к ближайшим планам – еще раз назовем выставку, которая поедет в Нижний Новгород – это будет 2006 год, да? А дальше уже есть у вас какие-то перспективы – я имею в виду, по городам, куда вы отправитесь? 

И.БЕКЕТОВ – Перспективы есть, да. Вот мы уже упоминали Нижний Новгород, и следующий город будет Волгоград. Соответственно, это будет 2006 у нас Нижний Новгород, 2007 – Волгоград. 

К.ЛАРИНА – Больше пока никаких, вот, конкретных не рисовали планов совместных с музеями Кремля? 

И.БЕКЕТОВ – Ну, два года, я думаю, это достаточно большая, длинная перспектива. Я думаю, что в дальнейшем… 

К.ЛАРИНА – Ну да, хорошо бы это успеть осуществить. 

И.БЕКЕТОВ – Конечно, конечно. 

К.ЛАРИНА – Ну что, мы должны уже завершать нашу программу. Что нам остается, напомните? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, назвать телефоны экскурсионного бюро… 

К.ЛАРИНА – Да. да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – …где можно записаться, в том числе, и в клуб, вот, любителей древностей, для детей. 

Н.РОЩИНА – Да, в «клуб любителей древностей» можно записаться по телефону 290-30-94 и спросить лично меня, Надежду Васильевну Рощину. Это телефон методического отдела. И экскурсионное бюро, которое принимает заявки на все абонементные циклы. Это 203-03-49, 203-44-22, 46-11, 203-48-11. Пожалуйста, мы вас всех ждем! Мы всех любим, всех принимаем. 

К.ЛАРИНА – Знаешь что, Ксюш, нам надо сделать? Вот нам Надежда Васильевна поможет. Нам нужно как-нибудь сделать передачу с участием Ваших юных слушателей. Вот это было бы интересно. Да? 

Н.РОЩИНА – С удовольствием. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сделаем, сделаем! Разыграем царскую охоту – что-нибудь такое. 

К.ЛАРИНА – И чтобы дети нам рассказали про Кремль, а не взрослые – вот интересно! 

Н.РОЩИНА – С удовольствием, потому что, конечно, половина… сегодня тема такая… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что они думают о Кремле? 

К.ЛАРИНА – Да. Да. 

Н.РОЩИНА – Половина мне рассказывала о том, что у нас там происходит. Конечно. 

К.ЛАРИНА – Так что мы сейчас запишем, вот, в планы это, в творческие. Спасибо большое, мы на этом завершаем передачу «Кремлевские палаты». Земфира Трегулова, заместитель директора музеев Кремля по выставочной работе, Надежда Васильевна Рощина, музейный педагог, и Игорь Бекетов, генеральный директор благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» - участники и гости сегодняшней передачи. Спасибо вам большое!

 
вверх