Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Ирина Богатская

 

Суббота, 9 Декабрь 2006

К.ЛАРИНА – 12:20, добрый день еще раз. Здесь Ксения Ларина и Ксения Басилашвили – Ксюша, добрый день еще раз. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – И сегодня у нас, в «Кремлевских палатах» Федор Солнцев собственной персоной. И о нем нам расскажет Ирина Богатская, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики Музеев Московского Кремля. Здравствуйте, уважаемая Ирина! Ирина Андреевна, да? 

И.БОГАТСКАЯ – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – Здравствуйте! Ну так что это такое за персонаж, почему мы решили вдруг к нему обратиться, давай мы скажем несколько слов в качестве пролога. Да? Да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я свое личное впечатление и впечатление Федора Солнцева – это и художник, и археолог, сейчас мы объясним, какой, тоже необычный археолог, и реставратор. Вот дело в том, что он действительно, копировал на бумаге вещи, относящиеся к декоративно-прикладному искусству, предположим. Так вот, эта степень высокая копий была такова, что люди путали, копия перед ними или настоящая вещь, и пытались отодвинуть. Вот был такой случай. Высокое мастерство, очень интересная биография – человек изъездил всю Россию как раз в поисках таких интересных вещей, составил… как Карамзин, только Карамзин составил словесную историю государства Российского, а этот живописную историю и архитектурную историю государства Российского. Вот такая личность, и о ней сегодня будем говорить. Но конечно, наши гости гораздо лучше представят сейчас его. 

К.ЛАРИНА – Подождите, Ирина Андреевна, простите, ради Бога – сейчас мы выполним некие обязанности перед слушателями. Мы же должны призы объявить. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И вопрос. Назовите водяной знак на бумаге, связанный с именем известного английского фабриканта, который изобрел рисовальную бумагу. 

К.ЛАРИНА – Пожалуйста, присылайте ваши ответы. А мы начнем наш рассказ о Федоре Солцеве. Давайте сначала о нем все-таки немножко расскажем. Ирина Андреевна, пожалуйста. 

И.БОГАТСКАЯ – Имя Федора Григорьевича Солцева представлено в нашем собрании огромной коллекцией рисунков «Древности Российского государства». Эта коллекция насчитывает около 1500 акварелей и рисунков древностей. Ну, само даже название «древности» говорит нам о том, что это такое. Это древние памятники зодчества, иконописи, памятники декоративно-прикладного искусства, древние предметы вооружения, книги. В общем, все, что составляло культурное и историческое наследие Руси до конца XVII века и, можно сказать, было незаслуженно забыто во время Петровских преобразований. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это такие листы большие, да? Это которые были изданы… 

И.БОГАТСКАЯ – Действительно, большие листы. Да. В середине века они были изданы – я об этом еще немного скажу. В нашем собрании хранятся оригинальные рисунки. Автором этих рисунков является художник-археолог, академик исторической живописи, реставратор Федор Григорьевич Солнцев. К сожалению, в наше время имя этого художника не слишком, может быть, часто повторяемо, а вот в XIX столетии имя его знали как любители отечественных древностей, историки, художники и архитекторы. Что сказать, вот, можно о Федоре Григорьевиче? Это был человек, глубоко преданный своему делу, порученному им президентом Академии художеств Алексеем Николаевичем Олениным. 

К.ЛАРИНА – А как это формулировалось, это задание? 

И.БОГАТСКАЯ – Задание составлять рисунки, заниматься художественной археологией, ездить по российским древнерусским городам, монастырям и церквям и собирать в рисунках… 

К.ЛАРИНА – Т.е. фиксировать это на бумаге, да? 

И.БОГАТСКАЯ – Все фиксировать, тщательно фиксировать на бумаге. А Федор Григорьевич Солнцев отличался прекрасной, блестящей способностью изображать, копировать предметы на листе, изображать их во множестве проекций, в деталях, с прорисовками древних витиеватых надписей вязью. И вот, его такой дар к передаче вещественного, предметного мира сделали его незаменимым в деле художественной археологии. Вот мы сейчас с Ксенией говорили о том, что… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Археология – это, как бы, копают обычно. Вот у нас такие представления об этом. 

И.БОГАТСКАЯ – Да. Но здесь в начале прошлого века, в первой половине прошлого века под археологией понималось несколько другое, она понималась более широко. Под ней подразумевалось любое занятие древностями, включая даже древние письменные источники. И вот, Федор Григорьевич занимался этой художественной археологией, по сути, всю свою долгую жизнь. А он был ровесником, практически ровесником XIX века. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – С 1801 до конца… когда он скончался? 

И.БОГАТСКАЯ – В 1892 году он умер, на 92 году жизни. 

К.ЛАРИНА – Это большая жизнь. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сколько он… 

И.БОГАТСКАЯ – Прожил долгую жизнь… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Власть… три смены власти. 

И.БОГАТСКАЯ – Даже четыре императора сменилось. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Четыре, четыре, да, успел. 

И.БОГАТСКАЯ – …за время его жизни. С Николаем он был лично знаком, Николай ему покровительствовал, Николай I. Поручал ему, собственно, ездить по городам, по высочайшему повелению Солнцев ездил. И поручал ему реставрацию древних кремлевских памятников, таких как Теремной дворец. Включил его в число художников, которые занимались оформлением интерьеров Большого Кремлевского дворца. Федор Григорьевич Солнцев делал эскизы паркетов, дверей, ковров, гипсовых барельефов для дворца, который сооружался по проекту Константина Андреевича Тона. И вообще, надо сказать, что он был… стоял у истоков русского стиля. Те художественно-стилевые поиски, которые определяли русское искусство в 30-е – 40-е годы, они привели к возникновению русского стиля. Если Константин Тон был ярчайшим выразителем этого стиля в архитектуре, то деятельность Солнцева тоже можно считать такой, основополагающей в этом явлении. Без его рисунков этот стиль не возник бы. И мы, вот, еще говорили с Ксенией о том, что русские фирмы, ювелирные фирмы XIX столетия во многом базировались на рисунках Солнцева, делая свои предметы, драгоценную утварь, светские предметы, церковные в так называемом русском стиле. Т.е. рисунки Солнцева послужили для них великолепным источником для их творчества. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, что и сейчас служат. 

И.БОГАТСКАЯ – Я думаю, тоже. 

К.ЛАРИНА – А сколько рисунков сейчас вот в коллекции, в кремлевской? 

И.БОГАТСКАЯ – В нашей коллекции около 1500 – 1400 с лишним рисунков, акварелей. 

К.ЛАРИНА – А сколько всего он сделал? 

И.БОГАТСКАЯ – За всю свою жизнь, как писал Федор Григорьевич – он опубликовал свои воспоминания в «Русской старине», на 75 году жизни издал… Семевский издал его воспоминания – он сделал пять тысяч рисунков, свыше пяти тысяч рисунков. Вот, большая часть хранится в нашем собрании. Ну, в других коллекциях тоже есть его рисунки, но не в таких уже, конечно, количествах. 

К.ЛАРИНА – Но какое-то количество есть исчезнувших рисунков? Да? 

И.БОГАТСКАЯ – Да. Есть исчезнувшие, есть рисунки… во-первых, у самого Солнцева – он сам был коллекционером – у него случился пожар, и у него часть коллекции погибла. Он собирал еще и русские древности ведь – вооружение, предметы утвари, бытовые предметы. И какая-то часть коллекции рисунков погибла. А часть рисунков находится на рубежом – в Нью-Йоркской Публичной библиотеке альбом Солнцева с рисунками костюмов и типов народов России хранится. 

К.ЛАРИНА – Ну вот, в следующей части нашей программы, я надеюсь, мы поподробнее пройдемся уже по коллекции, которая представлена в Музеях Московского Кремля. Сейчас у нас новости.

НОВОСТИ И РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

К.ЛАРИНА – Поздравляем Михаила и пойдем дальше по судьбе Федора Солнцева. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Секундочку, я только о Ватмане. 

К.ЛАРИНА – Да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – О мистере или о сэре Ватмане – не знаю, был он сэром? Мистер, мистер Ватман. Так, он на ватмане уже рисовал, Солнцев? Или 

И.БОГАТСКАЯ – Да. Солнцев рисовал на ватмане, на листах с его рисунками везде проставлен водяной знак «Ватман» и определенный год. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А как он выглядит, этот знак? Просто, чтобы нам дать… 

И.БОГАТСКАЯ – Ну вот как водяной знак на деньгах – точно так же. Прозрачная просвечивает, прозрачная надпись «Дж. Ватман». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А! Все просто. 

И.БОГАТСКАЯ – И год, в котором была выполнена эта бумага. Ну и впоследствии ватманом мы стали называть просто сорт, определенный сорт очень качественной белой рисовальной, чертежной бумаги. 

К.ЛАРИНА – Которой пользуемся до сих пор. Да. 

И.БОГАТСКАЯ – Которой пользуемся до сих пор. 

К.ЛАРИНА – Ну, давайте вернемся к древностям Российского государства. Если говорить о коллекции, которая живет в Кремле, да – вот самая древняя древность-то какая? 

И.БОГАТСКАЯ – Вы знаете, что, Солнцев рисовал впервые самые древние предметы еще у Оленина. Это был шлем Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, найденный в 1808 году, а также предметы знаменитого Рязанского клада, случайно обнаруженного в 1822 году близ Старой Рязани. Вот предметы Рязанского клада, относящиеся к XII – началу XIII века он рисовал непосредственно в кабинете Алексея Николаевича Оленина. И так искусно изобразил эти древние золотые колты и бармы, что вошедший в кабинет Максим Воробьев принял рисунок за настоящий предмет и пытался сдвинуть его с места. 

К.ЛАРИНА – Надо же! 

И.БОГАТСКАЯ – На что Оленин сказал: «Вот это самая высокая оценка творчеству художника». 

К.ЛАРИНА – А он пользовался акварелью, в основном, да? 

И.БОГАТСКАЯ – Он пользовался акварелью, но он был очень изобретательный человек. Он пользовался не классической акварелью, а добавлял в нее различные смеси, различные связующие в виде белил, золота, в виде клеевых добавок каких-то, которые делали фактуру акварели более рельефными, чтобы передать… 

К.ЛАРИНА – Объем? 

И.БОГАТСКАЯ – …рельефность, чтобы передать объем предметов и в особенности, декора того или иного предмета. 

К.ЛАРИНА – Ну вот, даже вот на этом буклете… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Чуть позже этим Толстой займется. 

К.ЛАРИНА – Вот на этом буклете даже видно: шлем Михаила Федоровича, шлем царя, 1621 года… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Иерихонка, так называемая. 

К.ЛАРИНА – Здесь просто ощущение, что это просто фотография, настолько здесь вот объем чувствуется. Прямо, как говорите, сдвинуть с места хочется просто его, как будто за купол можно взять его, да? 

И.БОГАТСКАЯ – Да, да, он обладал вот таким даром живописать предметы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Тут, на самом деле, есть еще такая тема: в связи с чем, вообще, возник этот интерес, почему вдруг понадобилось фиксировать эти предметы, и почему ограничились XVII веком? Т.е. а уже XVIII… 

И.БОГАТСКАЯ – Древностями? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, потому что уже XVIII век – это время Петровский преобразований, время, когда Россия идет по европейскому пути, и вот та, такая самобытность русского искусства, она уходит на второй план. О ней забывают практически, как забывают о многих памятниках. И в XIX веке возник большой интерес к российской истории, к изучению памятников исторических, возникли различные исторические общества. И нужно было эти памятники изучать. Фотографий не было. Поэтому такие художники как Федор Солнцев… но был еще ряд мастеров, которые работали в этом же ключе, они… их творчество было, ну, использовано для… их талант был использован для создания художественных археологических предметов. (пауза) 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Так. Взяли, немножко выпили воды. 

К.ЛАРИНА – Лектор выпил воды (смеется). 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ведь интересна биография самого Солнцева, который, как Вы сказали уже, был на короткой ноге с императором. Ну, не совсем на короткой, конечно… 

К.ЛАРИНА – Не с одним императором, я так понимаю. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но во всяком случае, допускался ко двору. 

И.БОГАТСКАЯ – Николай лично знал Солнцева, общался с ним в Оружейной палате, когда тот писал… делал свои рисунки. Я хотела бы еще вот что сказать… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А при-то вышел он из самых низов. 

И.БОГАТСКАЯ – Вышел он из крестьянской семьи, да, я не сказала об этом с самого начала. Он был сыном крестьянина, отпущенного на волю графом Мусиным-Пушкиным – видимо, сыном известного Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, мецената, исторического деятеля, Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным. И отец Солнцева служил кассиром императорских театров в Петербурге. И видя талант сына к художеству, он забрал мальчика в Петербург, где определил его в Императорскую Академию художеств. В этой же Академии учился впоследствии и младший брат Федора Григорьевича Солнцева, Егор Солнцев, который стал известным мозаичистом и даже стажировался в Италии. Его работы находятся в Исаакиевском соборе, Егора Солнцева. Т.е. это такая необычная судьба семьи Солнцевых – ну, какая-то путеводная звезда, видимо, шла перед ним на его жизненном пути. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну вот эти поездки все-таки можно сравнить еще и с этнографическим изучением. Я знаю, что он ездил по России. В общем, не всегда однозначно его и принимали здесь. Т.е. были некоторые и казусы в биографии. 

И.БОГАТСКАЯ – Были некоторые казусы. Приезжая в тот или иной монастырь, Солнцев иногда сталкивался с тем, что местные власти отказывались показывать ему древние предметы, видя в нем ревизора. Или намеренно прятали и даже уничтожали, как писал Солнцев, древние описи, чтобы не показывать, вот, отсутствие, может быть, каких-то древних предметов. Но ему часто даже приходилось выступать в роли странствующего богомольца. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. он какие-то на себя… костюмированное такое устраивал шествие, да? Ну, видимо. А как… 

И.БОГАТСКАЯ – Описания этого нет, но когда он сталкивался с противодействием, видимо, ему приходилось идти на какую-то хитрость. Хотя вот в Москве патриарх Филарет оказывал всяческое содействие Солнцеву, и все Кремлевские храмы, ризницы, Патриаршая ризница, были открыты перед ним для зарисовки древней церковной утвари. Ну, я уже не говорю про Оружейную палату, в которой он рисовал практически все предметы, которые считал сам древними… 

К.ЛАРИНА – Т.е. как опись получается такая, да? 

И.БОГАТСКАЯ – …которые по описям считались древними, да. Но он, в общем-то, критически относился к многим, вот, сведениям о предметах, существовало… 

К.ЛАРИНА – Проверял? Он проверял, кстати? 

И.БОГАТСКАЯ – Он проверял по описям, да. Он иногда работал в архивах, как он вспоминал – вот, у Малиновского. И что-то, у него возникали какие-то сомнения – он, например, рисовал золотой скипетр, который, якобы, принадлежал, как считалось, Владимиру Мономаху. Солнцев усомнился и в архиве нашел описи, что в 1638 году, ну, фигурировал в этих документах рисунки для создания скипетра были поручены в Греции, в Константинополе сделать по рисункам. И, в общем-то, удача как-то ему сопутствовала. Вот на этом скипетре, под одним из украшений он нашел дату – 1638 год, что, в общем-то, сразу как-то открыло глаза многим, даже сотрудникам Оружейной палаты, которые приписывали его Владимиру Мономаху. Так же было и со шлемом Александра Невского – якобы, Александра Невского, на самом деле, вот, шлем, который мы сейчас видели, на этом буклете, это шлем Михаила Федоровича Романова. Но надо сказать, что сами аннотации Солнцева тоже не всегда избежали ошибок, что у него тоже есть неверные какие-то… ну, все-таки он не был историком, а был все-таки художником и часто полагался все-таки на мнение известных историков. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Слушайте, а он за границей учился или здесь все образование… 

И.БОГАТСКАЯ – За границей ему не пришлось учиться… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, вообще не выезжал? 

И.БОГАТСКАЯ – После окончания Академии Художеств, когда он получил первую золотую медаль за картину «Христос и фарисей», его послали не в Европу, как посылали всех, а в Китай. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В Китай? Интересно, а почему? Почему Китай, в связи с чем? 

И.БОГАТСКАЯ – Видимо, просто с особым каким-то этнографическим интересом к этой стране, которая могла дать очень много художнику в его творчестве, именно художнику с такими задатками. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А кто-то тогда увлекался здесь Китаем? 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, были люди, которые увлекались, был священник Иакинф Бичурин, который хорошо знал Китай… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Священник? 

И.БОГАТСКАЯ – Да. И Солнцев беседовал с ним перед этой поездкой, и Бичурин отговорил его ехать, он сказал, что эта поездка выльется в очень длительную – не 4, а целых 12 лет получится путешествовать, что она сопряжена с огромными трудностями. И Солнцев… ну, здесь у него были какие-то свои, в общем-то, обязанности перед близкими людьми – он не мог так надолго покинуть Россию. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Так он так и не уехал. 

И.БОГАТСКАЯ – Он отказался. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А! 

И.БОГАТСКАЯ – Отказался ехать, вынужден был покинуть Академию, и просто, вот, какой-то счастливый случай вновь его свел с Алексеем Николаевичем Олениным, и Оленин пригласил его снова рисовать к себе. Тогда впервые он зафиксировал Липецкое сражение, сцену Липецкого сражения 1216 года, и знаменитый Рязанский клад, который нарисовал непосредственно в кабинете Алексея Николаевича. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Здесь еще интересно вот что – что насколько я знаю, часть предметов, а может быть, даже многие предметы, которые зафиксировал Солнцев, их больше нет. Т.е. они остались только на его листах. 

И.БОГАТСКАЯ – Да, действительно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот можно сказать, какие предметы ушли – ну, хотя бы самые интересные, самые ценные? 

И.БОГАТСКАЯ – Да, действительно, некоторые рисунки… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В ХХ веке они исчезли? 

И.БОГАТСКАЯ – …запечатлели предметы, которых ныне нет. Ну, прежде всего, из церковных реликвий это миропомазанница, чаша для миропомазания из ризниц Успенского собора. Она исчезла, видимо, где-то в начале ХХ века. Красивая была, из оникса, чаша, украшенная эмалью, использовалась во время коронации российских императоров. Чаша пропала. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – После 17 года? Или нет? 

И.БОГАТСКАЯ – После 17 года тоже были пропажи. Чаша пропала раньше, до ограбления Патриаршей ризницы 18 года. А вот после ограбления Патриаршей ризницы, конечно, Московский Кремль недосчитался очень многих предметов, в том числе, патриаршей митры, митры патриарха Никона, которую очень тщательно изобразил Солнцев. Панагии церковные. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. только на бумаге существуют? А нет идеи восстановить их, ну, хотя бы в качестве таких пособий, потому что ведь есть рисунок подробный? Современные ювелиры. 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, сделать новодел какой-то? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, сделать новодел, а почему нет? 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, это, видимо, тогда церковь должна этим заниматься. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А почему церковь? 

И.БОГАТСКАЯ – …для церковных атрибутов. Ну, для музея этот новодел, он уже не будет играть… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, показать их, показать их такими же живыми, чтобы было видно, а что это, как это было. 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, во всяком случае, пока что такой идеи нет, но рисунки его выставлялись… с изображением патриарших митр выставлялись на многих выставках. 

К.ЛАРИНА – 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я знаю, что Федор Солнцев оставил еще и воспоминания. Это где-то два тома воспоминаний. Т.е. он еще и писал, что для художника, в общем, достаточно редко. 

И.БОГАТСКАЯ – Да, в двух томах «Русской старины» 1876 года остановлены 75-летним художником воспоминания о его творческой жизни. «Моя жизнь и художественно-археологические труды», как назвал Солнцев эти воспоминания. Он сказал, что он рисовал всю жизнь, рисовал предметы разных эпох, со времени князя Святослава Игоревича… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну а что в воспоминаниях? 

К.ЛАРИНА – Мне тоже интересно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, что в них? 

К.ЛАРИНА – Одно дело, как бы, вот, результат работы, труда – это понятно. А «моя жизнь» - это должна быть какая-то… 

И.БОГАТСКАЯ – «Моя жизнь», да. Там есть много интересных… 

К.ЛАРИНА – Там сюжеты какие-то? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Он хорошо писал? 

И.БОГАТСКАЯ – …сюжетов… 

К.ЛАРИНА – Сюжеты, биографии должны быть интересные. 

И.БОГАТСКАЯ – Написано очень интересно. Биографии, встречи с людьми, которые окружали его по жизни. 

К.ЛАРИНА – А про царей писал? 

И.БОГАТСКАЯ – Про царя Николая писал. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, расскажите, что там. 

И.БОГАТСКАЯ – Как Николай обращался к нему в Оружейной палате, когда он приехал смотреть Оружейную палату. То Солнцев рисовал, сидел там в холоде, сгорбившись, в шинели. Увидев императора, он снял шинель и стал сопровождать императора по залам. А было очень холодно – здание старой Оружейной палаты не отапливалось. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но император шинель не снял? Или все-таки снял? 

И.БОГАТСКАЯ – Император увидел… велел одеть шинель Солнцеву. Ну, он награждал его неоднократно… Солнцев был огражден многими орденами – святой Анны, святым Владимиром, орденом святого Станислава, бриллиантовыми перстнями награждал его император. И даже обещал ему, вот, после окончания реставрации в Киеве поездку на Афон и в Палестину. Ну, к сожалению, сам император скончался в 55 году, а в 53 только закончилась… 50-й год – как раз закончилась реставрация Киевских древностей, собора Софии Киевской, и Солнцев… Солнцеву не пришлось уехать в такие далекие края. 

К.ЛАРИНА – А его чем-нибудь награждали вообще… государи? 

И.БОГАТСКАЯ – Награждали, да. Государь награждал. Вот я говорю: награжден был несколькими орденами – святой Анны, второй и третьей степени, святым Владимиром, двумя орденами, святым Станиславом. Вот, за каждую из больших работ – по реставрации Теремного дворца, по работе в Большом Кремлевском дворце, по создания древностей, которые потом были изданы. Он, в общем-то, не был лишен монаршей милости, несмотря на свое крестьянское происхождение. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – При всех монархах. 

И.БОГАТСКАЯ – Жизнь как-то… да. Жизнь как-то к нему поворачивалась такой, светлой все время стороной. Но ведь и сам он был очень большим тружеником. Я видела фотографию одну, где Солнцев сидит… он уже старенький, он писал свои дневники вплоть до… 

К.ЛАРИНА – Кстати, вот, портреты замечательные принесла Ирина Андреевна. 

И.БОГАТСКАЯ – …конца 90-х годов. Да. И он сидит, согнувшись над столом и что-то рисует, уже будучи совсем ветхим древним старцем. Каждый день он проводил в каких-то работах, занятиях. Писал дневники, был очень верующим, глубоко верующим человеком. И в общем, оставил вот такой какой-то… ну, светлый след, я считаю, в русской истории и… 

К.ЛАРИНА – А что он в дневниках фиксировал? Какие-то свои философские размышления? 

И.БОГАТСКАЯ – В дневниках он фиксировал, в основном, свои работы – что он делал, куда он поехал. Трудно читаемый почерк – вот я читала его поездку в Киев, я поразилась, как же непросто все было ему. Ведь дороги были плохие… 

К.ЛАРИНА – Как и сейчас, впрочем. 

И.БОГАТСКАЯ – …кибитка его постоянно где-то увязала, завязала, нужно было менять лошадей. То начинался град, то гроза, он вынужден был на этих почтовых станциях перебиваться, там что-то написал… «вот, дали щи, щи невкусные…» Писал… он же возил с собой краски, бумагу, нужно было все везти с собой в дорогу. Т.е. в общем-то, жизнь его была достаточно непростой и нелегкой, несмотря, вот, на такие… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я хотела к эпизоду вернуться, все-таки, что его принимали ревизором, и даже в храмах уничтожались почему-то описи предметов. Почему? 

И.БОГАТСКАЯ – Как Федор Григорьевич написал. Но может быть, прятали они, может быть, нет… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А что прятать? 

И.БОГАТСКАЯ – Прятать древнюю опись, чтобы не показать отсутствие какого-то древнего предмета. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А, вот что. 

И.БОГАТСКАЯ – …в этой описи. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вся ясно. 

К.ЛАРИНА – Т.е. покрывали коррупцию и воровство, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Просто гоголевский сюжет. 

К.ЛАРИНА – Прятали. 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, так написал Федор Григорьевич, у меня нет оснований ему не верить. 

К.ЛАРИНА – А вот как… да. 

И.БОГАТСКАЯ – У него были с местными властями какие-то, с церковными, противодействия. 

К.ЛАРИНА – А вот у меня к Вам такой вопрос: а как все-таки его оценить как художника? Потому что то, о чем мы сегодня говорим, это свидетельствует о его таланте, вот, рисовальщика, который, вот, замечательно фиксирует детали, замечательно копирует, да, срисовывает, буквально, вот, до нюансов тончайших. А вот как художника как Вы его оцените? 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, Вы знаете, собственно, он как-то и выразился в этих рисунках. И я считаю, что ведь рисунки, они очень высокого художественного качества, это высокохудожественные произведения графического искусства, и даже современные художники, которые смотрят сейчас на них, они поражаются технике исполнения и говорят, что… 

К.ЛАРИНА – Ну подождите, я все про другое спрашиваю – вот… 

И.БОГАТСКАЯ – И говорят, что сейчас невозможна такая техника акварельная. 

К.ЛАРИНА – Вот смотрите, вот у Вас тут написано: «Получил звание академика исторической живописи за выполненную акварелью композицию «Свидание князя Святослава с византийским императором Ионном Цимисхием на Дунае в 71 году». Это же живописное полотно? 

И.БОГАТСКАЯ – Это акварель, это акварель большого формата, выполненная все на том же ватмане, хранится в Русском музее. Он изобразил сцену встречи двух… князя и византийского императора и сделал, вот, именно по заданию Академии, которая поставила перед ним задачу изобразить в этом произведении и предметы древнего быта. Он обрамил это, сделал такое, декоративное обрамление этой композиции в виде древних предметов того времени. 

К.ЛАРИНА – Т.е. это было самой важной, как бы, деталью, да? 

И.БОГАТСКАЯ – Ну, получилось да, что ему нужно… ему дали сначала задание написать эти древние предметы. Но писать какой-то, может быть, натюрморт из этих предметов ему было скучно, и он сам… 

К.ЛАРИНА – Сюжет придумал. 

И.БОГАТСКАЯ – …придумал сюжет, посоветовавшись с Олениным, Оленин одобрил, и вот такая живописная, акварельная, вернее, работа была оценена на звание академика. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я знаю, что еще одна история произошла, связанная с именем Федора Солнцева, совсем недавно. В ваш музей поступил, кажется, потрет его. Вот откуда? Это частное собрание? Что это? Это подарок был, или вы купили? 

И.БОГАТСКАЯ – Да. Этот портрет, конечно, происходит из частного собрания, но мы купили его в Петербурге, в антикварном магазине… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как, просто нашли? Расскажите… 

И.БОГАТСКАЯ – Нашли. Это произошло совершенно случайно. Примерно года полтора назад я возвращалась из Публичной библиотеки… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – По Невскому. 

И.БОГАТСКАЯ – Из Российской национальной библиотеки по Невскому проспекту, зашла в магазин «Антиквар» и прошла вглубь – не знаю, почему я туда зашла, что-то меня туда повело. И вдруг сверху, с небес на меня смотрит Федор Григорьевич Солнцев, с портрета. И держит в руках «Русскую старину», тот журнал, в котором опубликовал свои знаменитые воспоминания. Вот, с тех пор наш музей стал прорабатывать этот вопрос. И портрет в этом году был благополучно приобретен нашим музеем. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А чей это портрет, кто написал его? 

И.БОГАТСКАЯ – Написал его Элиозар Иванович Поляков, тоже художник из крестьянской среды. Интересно, что Солнцев в своих дневниках писал – я читала эти дневники, они в Русском музее хранятся – «Пришел Поляков, сидел, говорили о том, о том»… Вот этот Поляков, который писал его портрет на старости лет, он бывал в доме Федора Григорьевича Солнцева. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Очень интересно. Вот мистика – как тема ведет! 

И.БОГАТСКАЯ – Да. 

К.ЛАРИНА – Теперь скажите мне вот что, Ирина Андреевна, а что в постоянной экспозиции есть, можно что-то увидеть сегодня? 

И.БОГАТСКАЯ – Из коллекции Солнцева? 

К.ЛАРИНА – Да. 

И.БОГАТСКАЯ – Нет, к сожалению, графика не бывает в постоянной экспозиции, потому что акварель – достаточно хрупкая техника. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А переиздавалась, переиздавалась эта книга? Вот эти вот исследования… как они называются? 

И.БОГАТСКАЯ – «Древности Российского государства». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – «Древности Российского государства», да. Уже в наше время. 

И.БОГАТСКАЯ – В наше время она переиздавалась в таком, немножко усеченном виде, в виде альбома с очень малыми комментариями.

Продолжение следует.

 
вверх