Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущий: Сергей Бунтман
Гость: Сергей Зверев

 

Суббота, 17 Сентября 2005

О.ОРЕХОВА – Еще раз здравствуйте, программа «Кремлевские палаты» начинается на «Эхе Москвы». Я приветствую Сергея Зверева, старшего научного сотрудника сектора нумизматики Оружейной палаты Музеев московского Кремля. Он сегодня у нас в гостях. Добрый день, Сергей! 

С.ЗВЕРЕВ – Добрый день! 

О.ОРЕХОВА – Добрый день! И встреча наша приурочена к выходу книги, которая называется «350 лет рублевой монете», да? И Сергей является автором этой книги. И, кстати, сразу скажу о том, что у нас есть три экземпляра, которые мы обязательно разыграем сегодня в программе «Кремлевские палаты», но позже, во второй половине часа. 350 лет, Сергей, да? Что было до, что будет после? 

С.ЗВЕРЕВ – Я хочу сначала немножко уточнить Вас. Дело в том, что книга называется «История денег в России». А «к 350-летию русской рублевой монеты» - это как бы подзаголовок. Дело в том, что в прошлом году мы праздновали этот юбилей в связи с появлением первого русского рублевика. Именно в 1654 году, при царе Алексее Михайловиче, на европейских талерах были отчеканены первые русские монеты, на которых стояло слово «рубль». Но и в нынешнем, 2005 году мы тоже празднуем два своеобразных юбилея. Дело в том, что, поскольку первые рублевики были неполновесными, то народ их не очень охотно принимал. Чеканить их было очень трудно, и уже в следующем, в 1655 году, 350 лет тому назад европейские талеры перестали переделывать в рублевики, и стали просто надчеканивать обычным круглым копеечным штампом и небольшим прямоугольным штампиком с датами 1655. И эти монеты уже шли не за рубль, а за 64 копейки – именно столько серебряных копеек по весу соответствовало крупному серебряному талеру. И по сути, мы можем в этом году праздновать юбилей первой крупной полноценной серебряной российской монеты. Кроме того, именно в этом знаменательном 1655 году, тоже 350 лет тому назад, началась массовая чеканка медных копеечек. Власти считали, что можно выпустить монеты из меди, которая стоит значительно меньше, практически в сто раз дешевле серебра, и выпускать по номиналу, получать колоссальную прибыль, которая практически вся уходила на войну с Польшей, а потом на войну со Швецией, которую как раз в середине XVII века начал царь Алексей Михайлович. Как раз тогда и была присоединена Украина, вернее, ее часть, к русским владениям. И вот это реформирование русской монетной системы, конечно же, оно имеет свою историю, поскольку уже в первой половине XVII века стало ясно, что вот этот скудный набор номиналов – а из серебра копеечка, полкопейки, деньга, и четверть копейки, полушка, они уже не устраивают крупную торговлю. Представляете, сколько времени и сил приходилось… 

О.ОРЕХОВА – Чтобы пересчитать, да. 

С.ЗВЕРЕВ – Тратить на подсчет этих денег. В некоторых приказах заранее к раздачам царских пожалований готовили, ну, своеобразные номиналы в бумажках – заворачивали в бумажку определенную сумму – четверть рубля, полтину или рубль – и уже раздавали побыстрее завернутые суммы. Т.е. ясно, что необходимость в крупном номинале, она, конечно же, была очень велика. И конечно же, наш рубль со всей его сложной историей, он очень интересен не только для нумизматов, не только для людей, кто профессионально занимается монетами, но и для всех россиян, которые с деньгами сталкиваются практически каждый день. 

О.ОРЕХОВА – Тогда же очень красивые были названия у денег – гривна, да, алтын, грош. Когда это все появилось? 

С.ЗВЕРЕВ – Ну, на самом деле, все эти названия – это скорее счетные величины. Причем сам рубль долгое время был только счетным понятием, он состоял из ста копеек, из двухсот денежек, естественно, из четырехсот полушек. И были еще и более мелкие величины, поскольку копейка – это достаточно крупная денежная сумма. Человек мог, ну скажем, на корм в день работающий на государство человек – ну, на стройке какого-нибудь государственного крепостного сооружения – зачастую давали деньгу, т.е. полкопейки, в день кормовых денег. Хороший мастер мог получать копейку, две копейки, три копейки, алтын. 

О.ОРЕХОВА – Т.е. на рубль можно было жить месяц, ни в чем себе не отказывая? 

С.ЗВЕРЕВ – Действительно, на рубль можно было жить довольно долго, может быть, даже не месяц, может быть, даже дольше, поскольку еще в XVIII веке, скажем, Ломоносов получал на содержание, пока учился, 3 деньги, полторы копейки. И копейку он тратил на бумагу, чернила – сочинял вирши – а вот деньгу, полкопейки в день он тратил на прокорм. Т.е. полкопейки в день – это вполне нормально можно было в трактире питаться даже в XVIII веке – что говорить о более ранних временах. Тогда, конечно, это сумма очень большая, и даже были номиналы счетные, и во многом загадочные для историков – номиналы меньше полушки. Скажем, восьмая часть копейки называлась – ну, это получалось полполушки – называлась морткой или пирогом. А в русских математических книгах XVII века говорится про расчеты пол полпирога, полтрети пирога. Т.е. представляете, какие были мельчайшие денежные единицы. И далеко не всегда можно представить, что ту же полушку делили на части. То есть надо полагать, что это были или более ранние медные монеты, пулы, которых чеканка прекратилась уже к XVII веку, или же это были какие-то заменители денег – ну вот, загадочные кожаные ожерелья, которые упомянуты в указе Петра I о вводе медных денег. Кстати говоря, это произошло в 1700 году, и в XVIII столетие Россия вступила, имея уже набор монет из разных номиналов. Как раз тоже юбилей, 300-летний юбилей, массовой чеканки рублей – это мы праздновали в прошлом году. Начиная с 1704 года появляются уже в обращении, в большом количестве новые рублевые монеты с портретом государя Петра Алексеевича. 

О.ОРЕХОВА – Может быть, наивный вопрос задаю, тем не менее, рубль почему называется рублем? 

С.ЗВЕРЕВ – До сих пор нет единства во мнениях. Но многие историки видят здесь слово «рубить», и в старину считали рублем половинный обрубок слитка. Но уже доказано, что это полтина, и вовсе не рубли, а рублями как раз называли целый слиток, новгородскую гривну в виде палочки. Нет уверенности у других историков в этой трактовке, и они выводят даже к каким-то древним названием. Ну, некоторые даже к рупии выводят слово рубль. Масса споров, точно сказать пока еще никто не может. Рубль в своем названии во многом тоже сохраняет свои загадки. 

О.ОРЕХОВА – Вот когда было принято решение о том, что надо чеканить свои монеты, рубли в том числе, у нас еще такой практики не было, скорее всего, приходилось принимать зарубежный опыт. На кого смотрели? Или нет? Или все самостоятельно, своими силами? 

С.ЗВЕРЕВ – Нет, наша чеканка, она началась еще на рубеже X – XII веков, еще при Владимире Святом чеканятся первые русские монеты, они как… и русские монеты, так и украинские первые монеты – украинский банк считает это началом и украинской чеканки тоже. У нас, на русских землях, чеканка началась в Новгороде тоже на рубеже X – XII веков, с именем Ярослава Мудрого. И третий князь, который чеканил эти монеты, это пасынок Владимира Святого, Святополк Окаянный. И вот такой небольшой перечень князей как раз и охватывает практически всю чеканку, если не считать еще князя Михаила Тмутараканского, который тоже чеканил монету. Уже все они ориентировались на… 

О.ОРЕХОВА – Ну, уже были свои традиции, да? 

С.ЗВЕРЕВ – Нет, они ориентировались на византийский образец. Все вот эти вот монеты, они иконографически напоминают монеты византийские, хотя внешний вид первых русских серебренников, он скорее сделан по образцу арабских дирхемов, которые как раз у нас и ходили, и были наиболее распространены как ходячая монета. Причем известно, что человек показывал свое богатство – если он имел 10 тысяч дирхемов – ну, их в старину называли кунами, нагатами, в зависимости от того, какого качества была серебряная монета – его жена носила монисты из серебряных монет. И если на женщине, на супруге, было несколько таких монист, естественно, все окружающие могли представить богатство ее мужа. 

О.ОРЕХОВА – А бумажные деньги когда появились? 

С.ЗВЕРЕВ – Первые бумажные деньги, с которыми познакомились русские люди – это шведские бумажные деньги XVII века. Их печатали в Стокгольме, и русские купцы, которые десятками ездили в эту европейскую страну – дело в том, что хотя Швеция и отрезала Россию от Балтийского моря в результате Столбовского мира 1617 года, тем не менее, этот договор предусматривал возможность русского купечества прямо торговать в Стокгольме. И русские купцы начинают уже в 20-х годах XVII века ездить в Стокгольм, эти поездки становятся ежегодными, работает огромный русский торговый двор в этой европейской столице. И как раз там они впервые увидели бумажные деньги. И, в общем, это было… 

О.ОРЕХОВА – Это во как удобно. 

С.ЗВЕРЕВ – …для русских людей достаточно удивительно. А в России первые бумажные деньги появились при Екатерине II в 1769 году. 

О.ОРЕХОВА – Какого достоинства были купюры, как выглядели? 

С.ЗВЕРЕВ – Они были довольно большие, и они были различных номиналов – четыре номинала. Но самым интересным было то, что практически оформление было одинаковым. И поскольку в перечне номиналов было 25 и 75 рублей, представляете, какой разгул был фальшивомонетничества, насколько легко было сделать из 25-рублевой 75-рублевую. 

О.ОРЕХОВА – Я вот как раз хотела спросить – ведь сейчас столько степеней защиты у каждой купюры. Тогда каким образом от подделок защищали деньги? 

С.ЗВЕРЕВ – Тогда использовали специальную бумагу. На этой бумаге были вытеснены печати, рельефно вытеснены печати. И кроме того, каждую банкноту подписывали сенаторы. Т.е. там вот настоящие подписи сенаторов. И конечно, весь набор – 100, 75, 50 и 25 рублей – он был рассчитан на купечество. И обеспечен он был медными деньгами. Поэтому как раз и появляется желание обеспечить не медными пятаками, которые, конечно, чеканили в огромном количестве, и которые требовали большого времени, усилий на чеканку, а какими-то более крупными номиналами из меди. Ну, мечта любого нумизмата – знаменитый сестрорецкий рубль, который весит килограмм меди, и он представляет из себя такую большую, массивную, очень широкую монету. Как раз такими монетами и хотели обеспечить выпуск бумажных денег, поскольку в банке всегда были наличные деньги, обеспечивающие вот эти бумажки, и, в принципе, любой человек мог прийти в банк – в Москве, в Петербурге работали эти банки – и обменять на ходячую монету свои вот эти бумажные деньги. 

О.ОРЕХОВА – Это понятно. А граждане, которые выезжали за рубеж… обменных пунктов тогда не существовало, каким образом они меняли рубли на иностранную валюту? 

С.ЗВЕРЕВ – Дело в том, что обменных пунктов не существовало в нашем современном понятии. Но существовали уже в Европе банки. Петру I писал один из его послов про Амстердам: «А еще здесь есть место банка, где ефимков добрых тысяч на сто промыслить можно». Конечно же, русские люди, которые сталкивались с вот этой финансовой, уже более развитой финансовой системой Европы, понимали, что есть возможность и использовать деньги для того, чтобы более эффективно развивать промышленность. Не удивительно, что при Петре финансовая реформа занимает одно из ключевых мест в его реформаторской деятельности. И конечно же, русские деньги имели свой курс в Европе. Но русские власти наоборот, были озабочены скорее тем, чтобы удержать деньги в стране. Петр I, когда обсуждался вопрос о том, каким обликом должны его монеты выделяться, наоборот, настаивал на русской надписи, а не на латинской, как во всем мире. И на возражение, что эти деньги не будут брать в Европе, наоборот, говорил, что он готов наградить того, кто поможет ему сохранить деньги в стране, не выпустить за границу. 

О.ОРЕХОВА – Сергей Зверев сегодня у нас в гостях. Говорим об истории денег в России, продолжим этот разговор сразу после выпуска новостей и большой юбилейной игры. 

НОВОСТИ 

О.ОРЕХОВА – Снова здравствуйте, напомню, кто в студии. Меня зовут Ольга Орехова – друзья, добрый день – и сегодня в гостях у программы «Кремлевские палаты» Сергей Зверев, старший научный сотрудник сектора нумизматики Оружейной палаты музеев московского Кремля. Тема программы – история денег в России, 350 лет рублевой монете. И выход программы приурочен к выходу книги. Так у нас все тут гармонично – и программа вышла, и книга. И Сергей является автором этой книги. Мы о книге об этой говорим уже с самого начала программы. И я вам обещала, что сегодня можно будет выиграть эту книгу, да, Сергей? 

С.ЗВЕРЕВ – Да, такая возможность предоставлена музеями Кремля. 

О.ОРЕХОВА – Есть три экземпляра – вот не обманывала вас, когда говорила, что с трудом зашла в эту студию – очень много призов, все это пришлось нести в руках. Надо забирать это как-то, друзья. Вопрос. Вопрос очень симпатичный, слушайте внимательно. Кто из российских императоров первым отказался помещать свой портрет на серебряных и золотых монетах? Ну и вот до конца программы у вас есть возможность принимать участие в нашей игре. В конце программы примем звонок и скажем имена всех наших победителей. Возвращаемся к нашей теме – это деньги, деньги в России, «люди гибнут за металл». Тема очень интересная. Давайте поговорим о монетных дворах. Как выглядел первый монетный двор, и вот, извините, но это интересно, каким образом там была организована система безопасности для того, чтобы сотрудники этого монетного двора не уходили оттуда с карманами, полными денег? 

С.ЗВЕРЕВ – Средневековый монетный двор был, конечно, одним из самых охраняемых предприятий, не говоря уже о том, что города, где были монетные дворы, они специально оборудовали систему охраны. Во-первых, каждое монетное производство было снабжено охраной стрельцов. Стрельцы несли караул и тщательно следили за тем, чтобы не приносился левый, как сейчас бы сказали, металл. И каждый монетный двор был огорожен тыном – ну, вот эти вот поставленные вертикально высокие деревянные столбы, и еще даже в некоторых местах натягивали сверху сетку, чтобы готовую продукцию, монеты, нельзя было перекинуть через забор. Но все равно, конечно же, мастера нарушали, и администрация монетных дворов, конечно же, очень сильно наживалась. Сохранилась масса документов – это времени реформы царя Алексея Михайловича – когда, представляете, чеканка из собственной меди, из какой-нибудь медной чашечки, братинки, сулила огромную прибыль – ведь это же можно было превратить в ходячую монету, которая номинально равна серебряным копейкам, при цене меди в сто раз меньше. Конечно, это позволяло администрации монетных дворов сказочно буквально обогащаться. Остались свидетельства, что строились каменные палаты – недаром в русском народе бытует поговорка «от трудов праведных не заведешь палат каменных». Ну вот заводили и каменные палаты, и в одной из челобитных, точнее говоря, в одном из изветов XVII века, когда уличенный в покупке явно краденой царской вещи купец начинает говорить про своих коллег по цеху и указывает на то, что они, занимаясь монетным производством, возглавляя кабацкое дело в том или ином городе, сказочно обогащались. Так вот, этот купец, Иван Порывкин, просто написал про одного из своих дальних родичей, что он, видимо, отрыл «колодезь денежный», откуда начерпал такое количество денег. А когда он первый раз пришел на монетный двор в качестве головы, человека, который отвечает за монетное производство, у него не было ни деньги. Но, конечно же, быть при воде и не напиться, как говорят в русском народе, тоже имело большое значение для проверок, для ревизий. Все монетное производство в России, оно пользовалось особым вниманием государства. И фальшивыми, скажем, в XVII веке признавались не только монеты, чеканенные вне денежных дворов, но и вся левая продукция – из своего металла, из принесенной меди в середине XVII века сделанные монеты, они тоже попадали в категорию фальшивых. Хотя, собственно говоря, чеканили их настоящими монетными штампами, и визуально они ничем от настоящих денег не отличались. Сам характер изготовления превращал их в незаконные. И как раз власти, не очень понимая особенности экономики, посчитали особой причиной провала вот этой денежной реформы, когда выпущены были медные деньги по цене серебряных, и вдруг началось их падение курса, вдруг народ отказывается брать их по той же самой цене, что и серебряные копейки. Сначала давали небольшую наддачу, а уже к 1663 году за рубль серебряный давали 15-17 рублей меди. 

О.ОРЕХОВА – Ого! 

С.ЗВЕРЕВ – Т.е. вот инфляция как раз было очень большой. Так вот, власти считали, что основной причиной являются как раз фальшивомонетчики. Поэтому монетных мастеров, которые выходили с денежного двора, обыскивали, раздевали донага. И, кстати сказать, во всех средневековых государствах такие строгие меры были в ходу. Есть очень интересная группа рисунков и японских, связанных, вот, с монетным производством, где просто вот описано, как обыскивают, и как работают мастера. У нас, к сожалению, рисунков, связанных с денежным производством, очень немного. Лишь небольшие иллюстрации в летописях, связанные с монетной чеканкой, и старинные гравюры, которые передают внешний вид русских монетных дворов XVII – XVIII столетий, вот наиболее ранние. Кстати сказать, вот у нас в Кремле находился монетный двор, и причем он был очень интересным: было такое, П-образное здание на склоне Боровицкого холма, и на крыше этого здания в конце XVII века был разбит верхний набережный сад, т.е. вот стояли на крыше, на плоской крыше здания стояли деревья в кадках, был даже сделан выложенный свинцовыми плитами прудик, и само здание было очень красивым. 

О.ОРЕХОВА – А для чего это? Это для сотрудников? То, что сейчас называется «социальным пакетом».

С.ЗВЕРЕВ – Нет, это было сделано для государя. Этот монетный двор был собственностью государя, и конечно же, все кремлевские вот эти сооружения, они входили в дворцовый комплекс. И неудивительно, что изготовление денег, оно немножко воспринималось всегда как сакральное событие. Т.е. деньги как бы рождаются в непосредственной близости от власти. Ну, скажем, еще в начале ХХ столетия в эмирате Бухара, который зависел от Российской империи, но имел своего правителя, монеты чеканили, вот, в непосредственной близости от тронного места. И в тронном зале буквально деньги и изготавливали. Собственно говоря, совсем недавно еще в Йемене, во дворце короля в подвале чеканили деньги. Т.е. вот эта близость власти и рождение денег, они всегда были очень тесно связаны. 

О.ОРЕХОВА – Я сейчас держу в руках Вашу книгу, хочу понять, здесь есть изображения вот этого, самого первого рубля, 350-летие которого мы отмечаем. Хочется узнать, как он выглядел. 

С.ЗВЕРЕВ – Да, конечно. 

О.ОРЕХОВА – На какой странице? 

С.ЗВЕРЕВ – Такая рублевая монета изображена. Вы ее можете видеть на… Вот она, на таблице, пожалуйста. 

О.ОРЕХОВА – Ага! Да, да! Ну, такая, не очень ровная. 

С.ЗВЕРЕВ – Ну почему, просто расплющенный талер, с которого сбито изображение прежнее, иностранного монарха, иностранные гербы, он получает новый штамп. Монета, как бы, расплющивается, становится более тонкой, более широкой. А вот более поздние рублевики Петра I, они уже вполне красивые, вполне круглые. 

О.ОРЕХОВА – Покажите, покажите! 

С.ЗВЕРЕВ – Ну, вот, например, замечательный рублевик… 

О.ОРЕХОВА – Да! 

С.ЗВЕРЕВ – …с портретом Петра I, где он уже с лавровым венком, поскольку это уже победитель шведов, это уже первый российский император, и как раз титул на этой монете можно увидеть. 

О.ОРЕХОВА – А известно, сколько в частных коллекциях, в музеях сохранилось экземпляров первого рубля? И какова их стоимость сейчас у коллекционеров? 

С.ЗВЕРЕВ – Дело в том, что первые рублевые монеты – большая редкость. Их известно около… ну, там меньше 20 экземпляров их вообще сохранилось. Дело в том, что почти все они в музейных собраниях – и за рубежом, и в России – но есть и у частных собирателей, это, конечно, для любого коллекционера гордость коллекции. Дело в том, что чеканили эти рубли с помощью так называемых молотовых снарядов. Причем техника была очень архаичной: поднимали тяжелый штамп, еще утяжеленный свинцовыми напаянными дисками на большую высоту, и падая сверху на монетный кружок, стоящий на нижнем штампе, отчеканивалась таким образом монета. Конечно, штампеля раскалывались, и поэтому этих рублей и начеканено было всего несколько тысяч. Поэтому и вот эта реформа немножко забуксовала – первая рублевая монета, она практически никакой роли в денежном обращении не сыграла. И пришлось пойти по более легкому пути: сначала делали четвертаки – просто разрубали на четыре части талеры и чеканили уже в ручной технике, традиционной, монеты. Ну а потом уже, вот и я говорил, надчеканка талеров, так называемые «ефимки с признаками» - вот эти вот монеты, они, конечно же, известны в большом количестве, и есть во многих серьезных частных коллекциях, и во многих музеях. Некоторые коллекционеры в Европе даже специально специализировались на надчеканенных талерах. В общем, это монета достаточно массового тиража – там уже счет идет на сотни тысяч. 

О.ОРЕХОВА – Если вам эта тема интересна, еще больше вы сможете узнать – о том, о чем мы сегодня говорим – из книги Сергея Зверева, которая называется «История денег в России», и которую сегодня в количестве трех штук Сергей принес с собой. Давайте тогда поиграем сейчас. 

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ 

О.ОРЕХОВА – Вот так вот легко. Вот так вот справились с ответом. Почему Павел I? Почему он отказался? Почему не хотел, чтобы его портрет был на всех монетах – это же замечательный пиар? 

С.ЗВЕРЕВ – По легенде, это связано с тем, что Павлу не понравился пробный рублевик, на котором был помещен его портрет в профиль. А поскольку у Павла был очень курносый нос, то вот этот вот курносый портрет ему не понравился, и был заменен он картушем, в котором девиз, вернее, часть девиза ордена тамплиеров – «не нам, не нам, а имени твоему…» и продолжение, которое на монете не поместилось – «…Господи, да будет хвала». Ну, поскольку Павел был магистром Мальтийского ордена, и рыцарская символика, рыцарские отношения его очень увлекали и занимали, не удивительно, что он избрал именно вот такое оформление собственных монет и не стал искать каких-то других вариантов помещения своего изображения анфас или в три четверти, или даже просто, как иногда делали монархи в Европе, идеализируя свой портрет, немножко добавляя красоты своему скромному внешнему облику. 

О.ОРЕХОВА – Пластическая операция на монете. 

С.ЗВЕРЕВ – Да, это очень часто встречается в российских императорских рублевиках. Скорее всего, Анна Иоанновна, вот эта вот мужеподобная, очень плотная женщина… 

О.ОРЕХОВА – Хотела увидеть себя женственной? 

С.ЗВЕРЕВ – На многих ее рублевиках можно видеть идеализированные портреты, которые, ну, превращают ее в более, действительно, женственную и красивую. Но, правда, потом, позднее, уже к концу царствования, можно видеть всю массивность фигуры императрицы – в общем-то, художники старались портретное сходство все-таки сохранять. 

О.ОРЕХОВА – У нас тут на пейджер идут вопросы, и есть возможность, есть время еще эти вопросы вам задать. Если у кого-то они возникают, пожалуйста, 961-33-33 для абонента «Эхо Москвы». Вот, Борис прислал вопрос: «Какие курьезные ситуации мог быть ваш гость выделить в истории российского монетного дела?» Курьезы интересуют. А там, наверное, что ни случай, все курьез? 

С.ЗВЕРЕВ – Ну, любое производство, оно связано с курьезами. Если посмотреть сохранившиеся документы, связанные с монетным делом – к сожалению, уже это скорее с XVIII века более-менее документы можно разыскать, уже XVII столетие дает буквально единичные экземпляры документации денежных дворов. А от XVI столетия до нас практически ничего не дошло, несмотря на то, что монетное производство у нас тогда существовало очень широкое. Так вот, в основном все эти курьезы, они связаны или с недобросовестностью мастеров, или с какими-то ошибками, связанными с оформлением монетного поля. Ну вот, например, от 1741 года, когда на престоле был младенец император Иоанн Антонович, было огромное следственное дело, в общем-то, чуть-чуть не закончившееся плачевно для монетного мастера, из-за того, что он в круговой легенде, в титуле императора, пропустил букву. И конечно же, титул стал звучать совершенно неудобоваримо… 

О.ОРЕХОВА – Опасно! Опасная вещь! 

С.ЗВЕРЕВ – С властью так шутить, конечно, опасно. Но хотя на рублевиках российских очень часто можно видеть, особенно, вот, в XVIII столетии, ошибки, какие-то неправильные написания. Иногда это связано с тем, что мастера были иностранцы, и набивая монетную легенду отдельными пунсонами, буквенными, иногда использовали не тот пунсон. Такие вещи встречаются. И курьезов, связанных с монетным делом, довольно много… 

О.ОРЕХОВА – Бесконечное множество. Да. Я благодарю Вас. Сергей Зверев, старший научный сотрудник сектора нумизматики Оружейной палаты музеев московского Кремля был с нами. Большое спасибо, Сергей, за Вашу книгу, за интересный рассказ, всего Вам доброго! Это была программа «Кремлевские палаты».

 
вверх