Пресс-релиз

Благовещенский собор Московского Кремля.
Итоги реставрации и новая экспозиция. 2006-2011 гг.

31 мая 2011 г.

На протяжении столетий Благовещенский собор Московского Кремля был домовым храмом московских великих князей и царей. Построенный на Государевом дворе, он был связан переходами с великокняжеским дворцом, в его подклете хранилась царская казна. В документах XVI–XVII вв. собор назывался «на Государевом дворе», «на сенях», «на переходах».

В течение длительного времени Благовещенский собор являлся одним из самых загадочных и малоизученных памятников Московского Кремля. В 2006 г., впервые за всю историю его существования, здесь начались комплексные реставрационные работы, затронувшие все части памятника. Исследования, проводившиеся до и во время реставрации, позволили ответить на многие вопросы, возникавшие у исследователей его строительной истории.

Благовещенский собор, который мы видим сейчас, является третьим храмом, построенным на этом месте. Письменные источники не сохранили дату создания первого собора. Он мог быть построен в период с середины 1360-х гг., когда возводились стены Московского Кремля при Дмитрии Донском, до 1393 г., времени строительства церкви Рождества на Сенях.

Главной целью реставрации, проведенной Музеями Московского Кремля в Благовещенском соборе в 2006–2010 гг., было решение конструктивных и технологических проблем, влиявших на сохранность этого интереснейшего памятника архитектуры. В процессе реставрационных работ у исследователей появилась уникальная возможность всестороннего натурного изучения памятника. Итогом этих архитектурно-археологических исследований стали поистине бесценные свидетельства его строительной истории. Для показа наиболее ценных находок в экспозиции собора сделаны архитектурные зондажи, позволяющие увидеть наиболее интересные ранние фрагменты и детали, до этого скрытые в толще стен или перекрытий более позднего периода. За время работ были реставрированы кровля, фасады собора, северное и южное крыльца. На западном фасаде в толще кирпичной кладки раскрыты белокаменные детали, относящиеся к концу XV в. и белокаменные капители, появившиеся во время перестройки собора в начале и в середине XVI в. В восточной части южной галереи были восстановлены портал, окно и по образцам полы из керамической плитки середины XVI в. В центральной и алтарной частях собора реставрирован уникальный пол из кремневых блоков.

Новая экспозиция Благовещенского собора разместилась в его южной пристройке. В центр экспозиции, по согласованию с Патриархом Московским, из алтаря вынесена медная посеребренная рака, созданная в 1894 г. для хранения древних ковчегов-мощевиков. Она возвращается на свое первоначальное место, откуда была перенесена в алтарь в 1960 г. Рака изготовлена на средства старосты московских придворных соборов и церквей коммерции советника Петра Арсеньевича Смирнова мастерами московской фабрики А.М.Постникова после рассмотрения проекта комиссией по реставрации Благовещенского собора и высочайшего утверждения этого проекта императором. Комплекс ковчегов, ныне хранящихся в раке, является уникальными историческим и художественным ансамблем конца XVI - первой трети XVII вв. В течение веков московским государям из разных стран православного мира приносили в дар частицы мощей вселенских святых. Среди них – последний ветхозаветный пророк Иоанн Предтеча, евангелист Марк, пророк Даниил, святитель Василий Великий, целитель Пантелеймон, праведная Анна, мать Богородицы, благоверный царь Константин и многие другие.

Одновременно с ракой была отлита ажурная решетка, отгородившая южную пристройку от галереи, и чеканены два напольных пятнадцатисвечовых подсвечника. Этот монументальный комплекс относится к значительным памятникам, выполненным в национальном «историческом» духе и может быть поставлен в параллель к раме главного иконостаса Благовещенского собора - работы мастеров московской фабрики ювелирной фирмы И.П. Хлебникова.

Богатейшее собрание икон в Благовещенском соборе складывалось на протяжении XIV-XVII вв. Их писали лучшие мастера своего времени, сюда переносили почитавшиеся древние образы из других церквей и царской казны.

В связи с реконструкцией главного иконостаса, переделками и разборкой киотов в XVIII-XIX вв. многие иконы покинули свои первоначальные места в интерьере собора. Сегодня они нашли свое место в новой экспозиции в южной пристройке Благовещенского собора.

Собрание икон органично дополняют произведения церковной утвари – два запрестольных креста XVI в.: украшенный серебряными литыми изображениями и пластинами с басменным орнаментом из Благовещенского собора и резной костяной из Успенского.

В XVI в. по повелению царя Ивана Грозного над угловыми частями галерей Благовещенского собора были сооружены четыре придела. Установленные в них иконостасы со временем ветшали, их поновляли, а в XIX в. они подверглись так называемой «антикварной» реставрации. Лучше и полнее других сохранился иконостас 1560-х гг. из придела архангела Гавриила. Он представлен в обновленной экспозиции и состоит из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов. Иконостас был создан в царских иконописных мастерских и представляет удивительный сплав приемов московских и новгородских иконописцев.

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
телефон: 695-41-87
факс: 695-97-08

 
вверх