Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
Музеи Московского Кремля

17 декабря 2004 г. - 20 марта 2005 г.
Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Пресс-релиз

Выставка "Италия и Московский двор" в Выставочном зале Успенской звонницы продолжает долгосрочную программу Музеев Московского Кремля "Россия и мир. Диалог культур", в рамках которой москвичи и гости столицы познакомились с такими экспозициями, как "Россия-Британия" и "Шедевры немецкого серебра в Кремле". Нынешняя экспозиция "Италия и Московский двор" посвящена истории культурных связей, дипломатических и торговых отношений Московского государства с итальянскими землями в XV-XVII веках. Более 170 экспонатов выставки отражают ранний период дипломатических, торговых и культурных контактов Московского государства с Римом, Венецией, Миланом, Флоренцией: с приезда в 1472 году из Рима в Москву последней византийской принцессы - Софьи Палеолог, до ратификации Трактата в 1697 году между Россией, Священной Римской империей и Венецианской республикой для борьбы с турками-османами.

В проекте принимают участие: Российский государственный архив древних актов, Государственный Исторический музей, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Главным "действующим лицом" выставки выступает сам Московский Кремль, его история, архитектура и люди, жившие на его улицах и площадях. В основе экспозиции - уникальная коллекция драгоценных итальянских тканей из запасников Оружейной палаты Московского Кремля. Ее дополняют парадные царские портреты, подлинные пергаменные грамоты и гравюры правителей италийских земель, любопытные архитектурные фрагменты кремлевских памятников фряжского периода, отдельные произведения декоративного искусства из собраний известных российских музеев и архивов.

Отношения России и Италии имеют многовековую историю. Первое документально подтвержденное посольство в Италию относится ко времени Василия II - у миланского герцога Франческо Сфорца в 1461 году побывал посол из Московии Николай Ралли. Через 8 лет 11 февраля 1469 г происходит обмен посланиями между Иваном III и папой Иннокентием VIII, и Папский Престол (Римская курия) становится первым государством Запада, с которым Москва вступает в регулярные дипломатические отношения. В 1485 г. происходит подобный обмен посланиями между Иваном III и дожем Венецианской республикой Джованни Моцениго.

XV-XVI вв. - период создания единого централизованного Русского государства, роста его международного престижа подкрепленного официальной идеологией, согласно которой Русь рассматривалась как законный преемник крупнейших мировых империй - Римской и Византийской, а Москва называлась Третьим Римом. После падения Византии, Русь остается единственной независимой и могущественной православной страной. Иван III вступает в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог, при московском дворе вводится новый пышный церемониал, великий князь начинает именоваться "государем всея Руси". На выставке представлены редчайшие памятники, связанные с именем Великой княгини Московской, жены Ивана III, Софьи Фоминичны. Таких предметов сохранилось крайне мало и практически все они представлены в экспозиции. Среди них почитаемый образ «Спас Нерукотворный», по преданию, привезенный Софьей из Рима, где она воспитывалась. В последствии, иконой благословляли всех будущих царских и императорских невест.

Москва, обретя новый статус, меняет и свой внешний вид: возводится не только каменный дворец, но и преображается весь Кремлевский комплекс, включая башни, стены и соборы. Выставка представляет уникальные резные белокаменные фрагменты первоначальной отделки Кремля. Она была «итальянской». Не имея возможности обойтись собственными силами - в результате татаро-монгольского ига русскими были утрачены многие ремесла - Иван III приглашает зодчих из Италии: в Москве работали Аристотель Фьораванти, Петрок Малый, Пьеро Антонио Солари, Алевиз Старый, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Бон Фрязин, и т.д. («Фрязиными» или «Фрязями» называли в России заезжих итальянцев).

В 2005 году исполнится 530 лет с начала возведения Успенского собора (1475-1479 гг.) мастером из Болоньи Аристотелем Фьораванти. Его имя можно прочесть в подлинной Софийской второй летописи начала XVI века и на русских монетах, представленных в экспозиции.

К московскому двору приглашались не только зодчие, но и "рудознатцы", мастера монетного и пушечного дела, ювелиры, граверы. Особенно много мастеров прибыло ко двору Ивана III в 1489 г. Среди них были "мастеры стенные и палатные, да пушечного мастера Якова с женою да серебряных дел мастеров Христофора с двема ученики от Рима, да Олберда Немчина из Любека, да Карла со учеником из Медиолама, да Петра Раика Грека из Венеции, да Каплана белых Чернцов Августинова закона Ивана Спасителя - органного игреца, да лекаря мистра Леона из Венецеи".

Ядром выставки является уникальная коллекция итальянского художественного текстиля XVI-XVII в.в. из собрания Музеев Московского Кремля. Венеция, Флоренция, Генуя были бесспорными лидерами в производстве драгоценных шелковых тканей. При Московском дворе из нее шили парадные одеяния русских правителей и облачения высшего духовенства, которые бережно сохранялись в Царской казне и Патриаршей ризнице в Кремле и нередко перешивались из-за исключительной дороговизны тканей. Центральное место в экспозиции занимают: платно царя Петра Алексеевича из венецианского аксамита, саккос патриарха Адриана из «аксамиченного» бархата с тканными двуглавыми орлами и кафтан патриарха Никона синего «рытого» бархата.

В экспозицию включена торжественная парсуна царя Алексея Михайловича XVII века, выполненная мастерами Оружейной палаты. На ней русский царь изображен в парадных облачениях из «золотного» венецианского бархата с инсигниями - символами власти.

Выставку украшают редкие произведения итальянского декоративно-прикладного искусства XIV-XVII в.в., экспонаты нумизматики, старинные карты. Впервые демонстрируются итальянские гравюры XVII в. с изображениями официальных торжественных церемоний в Венеции, Флоренции, Риме, а также подлинные грамоты, отражающие характер русско-итальянских связей XVI - XVII вв. Среди последних - Папская булла 1582 г., адресованная царю Ивану IV.

Информационные спонсоры: РБК, ВГТРК "Россия", РИА-Новости, Эхо Москвы, Огонек, Мезонин, АртХроника, Буржуазный

 
вверх