Известия.RU

29.03.2007
Дмитрий Смолев


Бурно стартовавший Год Китая в России ознаменовался сразу несколькими культурными событиями. Одним из главных стала выставка "Запретный город. Сокровища китайских императоров" в Московском Кремле. Атрибуты власти и предметы обихода, ритуальные костюмы и гаремные безделушки привезены из музея Гугун, чье название переводится как "Древний дворец".

Этот дворец в Пекине имеет не только долгую историю, но и обширную территорию. Пурпурный Запретный город, служивший резиденцией династиям Мин и Цин, раскинулся на площади более 15 квадратных километров. Тут есть и храмы, и жилые покои, и павильоны для церемоний, и собственные лекарни - все, что необходимо для жизни многочисленного двора. Здесь же располагались и ремесленные мастерские, где создавалось дворцовое убранство. Рассказывают, что императоры любили посещать златокузнецов и косторезов, чтобы самолично проинспектировать, все ли делается по канону и в соответствии с высочайшими вкусами.

Плоды такого своеобразного единения власти с народом как раз и представлены в кремлевском Патриаршем дворце. Из миллиона экспонатов, хранящихся в музее Гугун, для Москвы отобраны 63, что вполне достаточно для предварительного знакомства (китайские выставки подобного рода не проводились у нас больше полувека - по известным причинам). Конечно, сразу во всех тонкостях быта повелителей Поднебесной разобраться невозможно, но некоторые азы доступны. Скажем, нетрудно запомнить, что желтый цвет одеяния считался привилегией императорской семьи - остальные придворные в официальной обстановке носили синие одежды. Соответственно вышитые поверх желтого шелка драконы символизировали небесное происхождение государя. Венценосным особам женского пола полагались узоры в виде фениксов, олицетворявших понятие "Инь". На этом, впрочем, азы заканчиваются и начинаются буки и прочая китайская грамота. Отличить костюм наложницы в ранге "императорская драгоценная дама" от облачения "старшей прислужницы" едва ли возьмется кто-то из посетителей.

А вот сами сыны Неба прекрасно разбирались во всех тонкостях этикета. Императоры династии Цин (ко времени их правления, вплоть до 1909 года, относится большинство экспонатов) славились ученостью и знанием китайских традиций, поскольку происходили из маньчжуров и не желали чувствовать себя на троне чужаками. Но их внимание к культурам национальных меньшинств постепенно сказалось на вековечных дворцовых канонах. Например, после присоединения Тибета они сделали ламаизм одной из государственных религий - отсюда в обиходе Запретного города статуэтки Будды и реликварии в виде ступок. Не боялись они заимствований и из других мест - Ирана, Индии, арабских стран и даже из Европы. На свитке под названием "Развлечения наложницы императора Юнчжэна" хорошо заметны ренессансные приемы живописи. Вопреки расхожим представлениям китайское искусство не было герметичным, закрытым от чужеродных влияний.

Производство фарфора, резьба по лаку и камню, роспись шелковых тканей - образцы этих умений отличаются изысканностью и тщательностью. Все технологии давным-давно обросли собственными легендами. К примеру, считается, что перегородчатую эмаль изобрели после пожара во дворце, когда различные драгоценные материалы сплавились между собой. А традицию резьбы по любимому камню - нефриту - китайцы блюли аж со времен неолита. Об их особом отношении к неодушевленным предметам мы наслышаны, теперь можно рассмотреть в деталях, в чем оно заключалось. А за предметами неминуемо стоит живая история.

 

СМИ о музеях

вверх