Газета "Культура" № 24

06.07.2012
Елена Титаренко

Музеи Московского Кремля неистощимы на сенсационные выставки. Та, что открылась 6 июля в Одностолпной палате Патриаршего дворца, знакомит с древнейшим рыцарским орденом.

Для уникального проекта «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию» редчайшие артефакты и документы свезены из всей Европы — из музеев и архивов Италии, Мальты, Франции. Но главный импульс дали музеи России. Ведь был момент, когда Мальту объявили губернией Российской империи...

Кажется, что персонажи Средневековья (а Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты основан в XI веке) бесконечно от нас далеки. Однако они не случайные гости на Боровицком холме. В Оружейной палате Московского Кремля по сей день хранятся важнейшие реликвии Мальтийского ордена — с тех пор как в 1798 году рыцари обратились за покровительством к императору Павлу I и он был провозглашен Великим магистром.

Этот эпизод русско-мальтийской истории хорошо известен, однако мало кто знает, что еще Петр I стремился наладить отношения с орденом, которому был подвластен стратегический форпост на пересечении торговых путей Средиземноморья. По расчетам российского государя, он мог бы стать опорным пунктом в борьбе с Османской империей. Это подтверждают царские письма Великому магистру и портрет графа Бориса Петровича Шереметева — петровского посланника и первого русского, награжденного орденом Св. Иоанна Иерусалимского. Отметим, что рыцари — защитники христиан от «неверных» — всегда относились к русским тепло, спасали из рабства на турецких галерах, как явствует из огромного списка освобожденных россиян XVI века.

Среди драгоценных реликвий на выставке показывают кинжал Великого магистра Жана Паризо де ла Валетты (именно его имя носит столица Мальты) из Лувра, доспехи. Но, пожалуй, драгоценнее всего — крест-мощевик, висевший на окладе Богоматери Филермской. Эта икона XI века хранилась в соборе Иоанна Крестителя на Мальте, а в 1798 году была послана императору Павлу.

Рассказывает заместитель директора Музея-заповедника «Московский Кремль» Зельфира ТРЕГУЛОВА:

— В силу превратностей истории одно из крупнейших в мире собраний памятников, связанных с Мальтийским орденом, оказалось в России. В подтверждение договора с русским императором в Петербург сначала были посланы три креста-мощевика самых прославленных Великих магистров из трех, украшавших барочный оклад иконы Богоматери Филермской. Саму икону после 1917 года увезла из России вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать Николая II, при эвакуации бросившая свой роскошный гардероб и драгоценности, но спасшая мальтийские реликвии. Десницу св. Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста сейчас хранит один из монастырей в Черногории. К сожалению, самой иконы на выставке нет: под предлогом плохой сохранности ее не выдал музей в Цетинье, где она обнаружилась уже в 1980-х. К счастью, мы получили из монастыря в Ассизи список с нее, заказанный императором Николаем I.

Также мы показываем регалии, включая Кинжал Веры, печать и корону, изготовленные специально к церемонии возведения Павла I в сан Великого магистра (затем императорскими указами их передали на хранение в Оружейную палату). На портретах сотен русских аристократов — мальтийский крест, на время ставший одним из главных орденов Российской империи. Подобные орденские знаки из европейских коллекций, включая Музей Почетного легиона, можно увидеть в витринах. В правление Павла I мальтийская символика широко внедрялась в столичную жизнь и российскую геральдику. Порой она причудливо сплетена с русской, как на троне Павла I в Оружейной палате, где в центре Мальтийского креста изображен Георгий Победоносец. В экспозиции — мундиры Павла, Александра, великих князей Константина и Николая Павловичей с нашитыми знаками Мальтийского ордена, миниатюры с портретами русских аристократов — кавалеров ордена, в том числе Суворова и Кутузова. Истинный шедевр — «Портрет рыцаря Мальтийского ордена» кисти Караваджо, прибывший из Галереи Палатина во Флоренции.

Из архива ордена в Риме присланы орденские грамоты и родословные рыцарей. В их числе был и Джакомо Кваренги — архитектор Мальтийской капеллы в Воронцовском дворце Санкт-Петербурга. Весьма разнородные экспонаты смонтировала воедино, применив инновационные приемы, французский дизайнер Натали Кринье. Мы впервые пригласили западного художника, впрочем, уже оформлявшего в Москве выставки, посвященные Грейс Келли и Дому Диор.

Хотелось бы подчеркнуть, что мальтийских рыцарей не следует путать с масонами. Орден часто вызывает ассоциации с тайным обществом, но возник на Святой земле задолго до масонских лож — папская булла датируется 1113 годом. В эпоху крестовых походов в Иерусалиме рыцари помогали паломникам и обездоленным, независимо от их национальности. Сейчас благотворительная деятельность продолжается. Еще в 1830-х госпитальеры осели в Риме: их штаб-квартира на виа Кондотти. К вернисажу впервые за всю историю ордена приехал в Россию его Великий магистр фра Мэтью Фестинг.

 

СМИ о музеях

вверх