Газета Известия

22.02.2012
Александра Сопова

Анита Фельдман — о сюрреалистических скульптурах, авангардной Мадонне и взаимодействии арт-объектов с пейзажем

22 февраля в музеях Московского Кремля открывается выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры». В России нет ни одного произведения знаменитого английского автора, и возможность познакомиться с его творчеством можно назвать уникальной. Обозреватель «Известий» встретилась с главным хранителем Фонда Генри Мура Анитой Фельдман.

— Какие периоды творчества Генри Мура представлены в экспозиции?
— Выставка ретроспективная, показывает все этапы карьеры Мура. Он работал более 60 лет — с 1920-х до 1980-х. В ранние годы он интересовался первобытной культурой — делал наброски со скульптур из Африки, доколумбовой Америки, Мексики, Месопотамии в коллекции Британского музея в Лондоне. В произведениях этих культур он видел настоящую энергию, живость. Ему нравилась идея «верности материалам», он любил естественную форму камня, дерева, исследовал очертания элементов природы.

— Чем была вызвана смена эстетики?
— В 1930-е годы в Великобританию приехали многие художники, скульпторы, архитекторы из Европы, — они бежали в Лондон от фашизма. Мур подружился с многими из них — например, с нидерландским художником Питом Мондрианом, с немецким архитектором Вальтером Гропиусом, русским художником и скульптором Наумом Габо — все они жили по соседству. Он заимствовал у них идеи и все больше оказывался вовлеченным в сюрреалистическое движение, участвовал в «интернациональной выставке сюрреалистов» в Лондоне в 1936 году. Так оформились некоторые важные для Генри Мура темы превращений и метаморфоз — преобразование одних предметов в другие, деревьев и камней — в человеческие фигуры.

— Первый зал выставки — мелкая пластика, второй — более масштабные работы. Залы разделены по хронологическому принципу?
— Нет, здесь скорее жанровое разграничение. Мур, например, делал миниатюрные гипсовые модели скульптур — они могли поместиться в ладони. Эти белые фигурки он раскрашивал. Все стены его студии были увешаны полками с коллекцией природных материалов: морские раковины, коряги, кости животных, которые он подбирал прямо под ногами в пригороде Лондона — в Перри Грин. 90% работ Мура — небольшие модели. В то же время люди знают его масштабные скульптуры, созданные для открытых пространств — городских площадей, полей, парков. Так, в Москве выставлен макет знаменитой полулежащей фигуры, созданной для здания ЮНЕСКО в Париже.

— Какие материалы были для Мура наиболее интересны?
— Ему нравилось сопротивление материала, он вырезал фигуры из дерева, камня. Даже его рисунки очень энергичны, нет нерешительных линий. Он из тех скульпторов, которым нравится не составлять фигуру, а высвобождать ее из глыбы, где она уже заключена. Он угадывал скрытые желания камня, работал с бетоном, свинцом, бронзой.

— Насколько его работы взаимодействуют с архитектурной средой?
— Мур всегда говорил, что не любит работать с архитекторами — и тем не менее постоянно с ними работал. Когда он начинал карьеру в 1920-е, скульптура и архитектура были далеко не равноправны. Архитектор строил здание и затем приглашал скульптора, чтобы его украсить. Мур был против вспомогательной, рабской роли скульптуры.
Он хотел видеть свои работы в пейзаже на открытом воздухе, считал поля графства Хартфордшир хорошим фоном. С другой стороны, как социалист, он был уверен, что у современного искусства своя роль в обществе — оно может объединять людей. Особенно важно это было во время Второй мировой войны и и в последующие годы, когда строили много новых зданий взамен разрушенных.

— Тогда же и возникли в его творчестве темы семьи и материнства?
— Да, он считал, что через «семейные группы» и тему «мать и дитя» можно перекинуть мостик к истории искусства. Он не возвращается в прошлое, но соединяет с ним настоящее и будущее — у него очень оптимистичный взгляд. Это авангардные скульптуры на исторические темы.

— Одна из самых знаменитых работ Мура установлена в храме...
— В 1943 году Мур получил заказ сделать «Мадонну с младенцем» для церкви святого Матфея в Нортгемптоне. Многим обращение современного скульптора к священной теме казалось кощунством. На выставке представлен макет этой Мадонны и другие композиции на тему «мать и дитя».

— Как творчество Генри Мура воспринимали современники?
— Было заметное движение «против Мура»: он был слишком оригинален, от него «отталкивались». Например, английский скульптор Антони Каро в 1950-е был ассистентом Мура, а потом стал делать инсталляции из раскрашенного металла в совсем другой манере.

— Различается ли трактовка творческого наследия Генри Мура в разных странах?
— Подход к работам Мура в разных странах разный, но в его творчестве важнее универсальность. Мур — гуманист, для него важно внимание к естественной форме. Мы можем пойти на пляж, найти такую же гальку или ракушку, но он делал их произведениями искусства.

Выставка открыта до 10 мая

 

СМИ о музеях

вверх