14.06.2016
Анна Сабова

Журнал "Огонёк"

Первая ретроспективная выставка Василия Коноваленко открылась в Музеях Кремля. Задумана она была еще 40 лет назад

В 1974 году "Огонек" вышел со статьей Сергея Михалкова "Наследник Данилы-мастера". Журнал отвел два разворота под фотографии работ Василия Коноваленко, а создатель гимна и самый большой литературный начальник посвятил ему панегирик с объяснениями, как тонко художник чувствовал камень при создании своих скульптур. "Подарили как-то геологи скульптору-ювелиру кахолонг. Долго присматривался художник к куску камня. И вдруг воображение нарисовало ему контуры ласточки. Надо лишь довести, выявить". Михалкову же мы обязаны и единственной цитатой Коноваленко, растиражированной всеми устроителями выставок и исследователями творчества мастера: "У камня можно учиться живописи".

Михалков сделал все, чтобы помочь камнерезу пробиться, но даже он не спас его от преследований КГБ. В СССР все работы с драгоценными и полудрагоценными камнями были под контролем, для чего, собственно, мастеру и было нужно официальное признание. Камни Василию Коноваленко привозили знакомые геологи. Тут и до "дела" рукой подать...

Сегодня Василий Коноваленко известен как едва ли не единственный из мастеров ХХ века, который сумел вернуть камнерезному искусству технику объемной мозаики. В России она была утеряна после закрытия фирм Фаберже и Денисова-Уральского — потомственного резчика по камню и художника-самоучки, создававшего произведения искусства из уральских самоцветов. Но, как рассказала "Огоньку" жена скульптора Анна Коноваленко, ее муж учился читать "каменную азбуку" сам. Кажется, что бывший театральный художник Коноваленко создавал из камня не скульптуры, а сцены, которые застыли, только пока на них задержался взгляд зрителя.

Первая крупная выставка работ Василия Коноваленко открылась в 1973 году в Русском музее. Тогда же на него упал тяжелый взгляд хозяина города Романова, ставшего "злым гением" художника. Готовилась выставка и в Кремле. В 1981 году, уже побывав под следствием за использование в работе драгоценных камней и металлов и получив обвинение за искажение образа советского человека в своих произведениях, Коноваленко с женой и дочерью уехал в США. Говорят, Хаммер на той выставке в Русском музее очень интересовался его скульптурами, умолял продать его работы. Власти ему отказали, а к "делу" художника добавилось обвинение "в продаже иностранцам". Теперь несколько работ в московском музее "Самоцветы" и Гохране РФ — вот и все работы скульптора, которые остались в России. Остальные сокровища находятся в Музее природы и науки Денвера, собраниях семьи художника в Вене, Нью-Йорке и в бесчисленных частных собраниях. О вероятности проведения других выставок Коноваленко в России Елена Гагарина, директор Музеев Кремля, отзывается однозначно. "Новые выставки этого скульптора в России невозможны,— рассказала она "Огоньку".— Практически все его вещи находятся за рубежом, здесь лишь малая часть. Не думаю, что наши американские коллеги будут готовы предоставить что-нибудь в ближайшее время. А без тех поздних вещей, которые Коноваленко создавал уже в Америке, невозможно в полной мере представить себе творчество этого скульптора".

...Бездомный старик в ветхой телогрейке замер посреди дороги, опершись на старый посох и подняв два пальца к небу. Аметистовая рубаха затянута малахитовым поясом, лапти же больше напоминают солому, а не золото и серебро, из которых они на самом деле сделаны. Когда "Странник", одна из первых работ Василия Коноваленко, только появился в Музее природы и науки Денвера, американские посетители не верили, что это не разрисованная скульптура, а мозаика из разных камней. По словам Анны Коноваленко, за все 8 лет, которые скульптор провел в эмиграции, он не успел создать полноценную школу — память о неповторимой технике русского камнерезного искусства хранят только сами скульптуры. На "американский" сюжет Коноваленко создал только одну работу — "Добытчики золота". В ней Коноваленко изобразил типажи из прошлого Америки, выполняя заказ человека, предки которого сами когда-то добывали золото в Колорадо. "В остальных работах — только русская тема, которая никуда не уходила,— рассказала "Огоньку" Анна Коноваленко.— У меня остались эскизы его незавершенных работ: на что ни посмотришь — везде череда тех родных образов, которые он встречал в жизни".

Подробнее >>

 

СМИ о музеях

вверх