Газета «Коммерсантъ»

12.05.2010
Сергей Ходнев

№ 82 (4382) от 12.05.2010

// "Символы Победы — награды полководцев" в Оружейной палате

Выставка награды

В парадном вестибюле Оружейной палаты проходит выставка "Символы Победы — награды полководцев", посвященная советским орденам. Поводом для нее стало не только 9 Мая, но и распоряжение Дмитрия Медведева, отписавшего музеям Кремля ордена, хранившиеся в комитете по наградам при администрации президента. Небольшую, но уникальную коллекцию рассматривал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

Всего 28 орденов, с комфортом разместившихся в четырех витринах. То есть совсем немного в сопоставлении с огромными орденскими коллекциями тех же музеев Кремля или Исторического музея. Причем предметов, переданных из наградного комитета по президентскому указу, в этой экспозиции всего восемь. Остальные экспонаты уже давно хранятся в кремлевском собрании и теперь вот попали на выставку, видимо, ради наглядности — это ордена Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова, Нахимова, Кутузова, Суворова, Славы и Отечественной войны (аккуратно представлены все степени у тех орденов, где они были), а также звезда героя.

А вот теперь в музеях Кремля есть, во-первых, маршальская звезда из золота и платины с бриллиантами, принадлежавшая Сталину. Во-вторых, знаки ордена "Победа", принадлежавшие тому же генералиссимусу, маршалам Рокоссовскому, Говорову, Коневу, Мерецкову и единственному советскому кавалеру "Победы", не имевшему маршальского звания, Алексею Антонову. Итого, учитывая, что товарищ Сталин был награжден дважды, семь орденов, и это много, очень много. Этих орденов со времени учреждения новой награды в 1943 году было вручено всего два десятка, и, хотя после смерти награжденного орден следовало возвратить государству, ни в одном из наших музеев прежде не было такой коллекции знаков самого знаменитого из советских орденов. К примеру, в Музее Вооруженных сил РФ хранится только пять "Побед", причем посетителям там показывают их копии, очевидно, опасаясь за сохранность драгоценных оригиналов. Помимо общепонятной исторической ценности эти орденские знаки побивают все рекорды в смысле своей ювелирной ценности: в европейской фалеристике нового времени, пожалуй, аналогов этой нарочитой роскоши нет. На один орден уходило около 50 граммов платины, многие десятки отборных алмазов разной огранки и пять рубинов. Рубины, правда, были синтетические: из них делались лучи составляющей главный элемент ордена красной звезды, и найти хотя бы пять достаточно крупных камней абсолютно одинакового оттенка не представлялось возможным при любых затратах — экономить на создании орденских знаков изначально явно не рассчитывали.

Ордена с бриллиантами вручались (в виде особой степени отличия) еще в царское время, а в XVIII веке некоторые европейские монархи, получавшие, скажем, орден Золотого руна, специально оговаривали себе привилегию носить орденский знак, изготовленный на собственный вкус и украшенный сколь угодно пышно. Но здесь другое, здесь вроде бы орден рабоче-крестьянского государства, и все же каждый орденский знак выглядит произведением высокого и совершенно имперского по духу искусства, и это впечатление только усиливается от того, что в витринах выставлены сразу семь одинаковых орденов.

Они — в том числе и знак перемены в государственной идеологии и государственной эстетике, той перемены, на волне которой в войсках снова появились маршалы, генералы и адмиралы, а Русская православная церковь вновь ненадолго стала субъектом государственно-церковной "симфонии". Традиционная композиция и европейских, и орденских знаков была основана на изображении креста, но Советский Союз, как известно, пошел по сложному пути, проторенному еще в конце XIX—начале XX века новыми орденскими системами в мусульманских державах и в странах Дальнего Востока, изобретавших свою собственную типологию и собственные традиции орденской графики. Однако на фоне работ советских художников, создававших прочие ордена, орден "Победа" все равно выглядит по-особому: в схематичном изображении Спасской башни и Мавзолея на эмалевом среднике есть что-то трогательно-наивное, но по тщательности работы, по цельности и лапидарной отточенности композиции в ордене примечаешь даже нечто от работ западного ар-деко. Как ни странно, но самый редкий и дорогой из советских орденов в каком-то смысле стал и самым демократичным в смысле его узнаваемости. Не всякий вспомнит, как выглядит орден Кутузова или Ушакова, но зато изображение Красной площади в пятиконечном обрамлении из бриллиантов и рубинов и по сей день не перестают тиражировать посвященные 9 Мая плакаты.

 

СМИ о музеях

вверх