Ведомости

22.05.2008
Ольга Кабанова


Токийский национальный музей привез выставку сокровищ, ценность которых нам трудно разглядеть

22.05.2008, №92 (2114)

Главные японские сокровища - 14 самурайских клинков, на европейский взгляд, между собой неразличимых. Непонятно, что заставляет нашего человека переходить от одной витрины к другой, точно такой же, и рассматривать торжественно возлежащие на подставках, задрапированных белым шелком, блестящие клинки. Но клинки, похожие как близнецы-братья, завораживают. Смотреть на это холодное оружие (самому старшему - 800 лет) даже как-то боязно.

Сравним

Разглядывая старинные японские предметы, понимаешь, насколько прямо и грубо их копировало европейское декоративное искусство стиля модерн, хотя этот стиль и считается утонченным.

Клинки - молчаливые вестники смерти и пугают куда больше, чем старинные самурайские доспехи, причудливые шлемы и боевые маски с усами-швабрами. Пестрые воинские наряды когда-то устрашали противника и выделяли бойцов в сражении (чтобы их доблесть была оценена), но сейчас они смотрятся исключительно декоративно, по-петушиному. А вот клинки - а их показывают отдельно от изысканно украшенных рукояток, ножен и гард (щитков у рукоятки меча) - впечатляют: никакого явного декора, одна убийственная функция.

Для знатока клинки отличаются техникой ковки и линией заточки, называемой "хамон". Она бывает прямой, волнистой и даже, как написано в пояснениях, различается рисунком (гуномэ - петли, тедзи - бутон гвоздики). Кто-то, возможно, сможет различить в середине хамона мерцание - ниэ, но, наверное, только после достижения определенной концентрации во время длительной медитации.

На воинственных клинках иногда встречается выгравированный цветочек (герб владельца), или иероглиф имени мастера, или надпись, что этим клинком был перебит труп по линии пупка, т. е. в самой толстой части тела.

Вторая часть экспозиции - мирная, но не менее таинственная, потому что выставка японских средневековых сокровищ отличается от выставок сокровищ европейских (а их нам Музеи Кремля показывают регулярно), как хокку от долгой песни трубадура - изощренным лаконизмом.

Одна восхитительная ширма с философско-поэтическими рисунками на тему смены времен года, тройка кимоно, достойных длительного созерцания, простая лаковая шкатулка для письменных принадлежностей, десяток инро (коробочек-таблетниц), мало золота, никаких алмазов-рубинов, обязательных для личных вещей знатных европейцев, ничто сразу не впечатляет, но все тихо очаровывает и будто что-то нежно лепечет.

Даже витрина с набором туалетных принадлежностей - часть приданого благородной девицы начала позапрошлого века - исключительно сдержанного дизайна. Здесь среди понятных коробочек, пудрениц и зеркалец есть нашему уму непостижимый набор для чернения зубов. Как должна выглядеть чернозубая красавица, видно по маске театра но, называется она "мамби" - "многообольстительная".

Японские музейные сокровища обольщают зрителя неизвестным нам способом. И если после просмотра всех фильмов про самураев Япония казалось понятой, то после выставки вновь обернулась загадкой.

До 16 июля

 

СМИ о музеях

вверх