03.03.2017
Жанна Васильева

RG.RU

Яркие витражи королевской часовни Сент-Шапель, сияющие ослепительной синевой, словно им не 800 лет… Небольшая деревянная скульптура Людовика Святого из парижского Музея Клюни, корона-реликварий из Лувра, и завещание Людовика Святого, продиктованное им в феврале 1270 года, перед отправлением в свой второй (и последний) крестовый поход... Ни драгоценные витражи, ни Евангелие с драгоценным окладом времен последних крестовых походов никогда не покидали пределов Франции… Сегодня они в Москве. На выставке "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", организованной Музеями Московского Кремля вместе с французским Центром Национальных памятников, при поддержке посольства Франции в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции.

Историки называют иногда XIII столетие "веком Людовика Святого" из династии Капетингов. Причем не только во Франции, но, пожалуй, и в Европе. Его жизнь могла бы служить канвой захватывающего рыцарского романа… В ней была спешная коронация в 12 лет. Всего через три недели после неожиданной смерти отца и вскоре после столь же экстренного посвящения в рыцари… Регентшей при малолетнем короле стала его мать, красавица-испанка Бланка Кастильская, чья мудрость и дипломатический дар будут служить на благо сына и Франции до последних ее дней. В жизни Людовика IX (1214-1270) были сражения с мятежными феодалами на юге Франции… Покупка ни много ни мало - Тернового венца (а затем и других реликвий, связанных с крестным путем Христа) у крестоносцев, завоевавших Константинополь, но попавших в финансовый переплет… Было строительство соборов и собирание уникальной королевской библиотеки… Два крестовых похода на Восток… Во время одного он попал со всем войском в плен и был выкуплен за огромную сумму в 400 тысяч ливров, а второй и вовсе стал для него роковым. Людовик IX умрет в Тунисе то ли от чумы, то ли от дизентерии…

Казалось бы, перед нами идеальный герой рыцарского романа, один из тех, кто мог бы вдохновлять благородного героя романа Сервантеса. Уже для жителей XVI века эпоха крестовых походов терялась в туманной дали веков, как сейчас, скажем, для нас - их XVI или более поздний XVII век.

Но этот рыцарь, воин, король стал героем отнюдь не романов - житий. Это был король, который в "Поучениях" детям писал (кстати, на французском, а не на латыни - что было необычно в тот век): "Любезный сын, заповедую тебе сочувствовать всем сердцем бедным и всем, кто мнится тебе страждущим душой и телом". Это был король, нередко носивший власяницу, спавший на хлопковом матрасе без соломы и шелковый простыни… Из самых невероятных историй - встреча в страстную пятницу с прокаженным на улице в Компьене, где был королевский замок. Король, шедший босиком, перешел на сторону больного, догнав его, подал милостыню и поцеловал руку. Неудивительно, что многие из его свиты испуганно крестились.

Один из самых основательных и блистательных французских историков ХХ века Жак Ле Гофф, писавший книгу о Святом Людовике пятнадцать лет, последовательно разделяя житийный жанр от исторической биографии,  заметит: "Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство".

Но этот  "анахорет" умудряется быть весьма прагматичным политиком (если, разумеется, не считать крестовых походов), укрепившим королевскую власть, игравшим тонко на противоречиях между Папой Римским и императором Священной Римской империи, дипломатом, книжником, создателем новой судебной и административной системы во Франции…

Именно этот противоречивый король-святой фактически и есть главный герой выставки, открывшейся в выставочном зале Патриаршего дворца. Она вся - как магический кристалл, позволяющий сквозь даль восьми веков представить век готики и рыцарских походов и только складывающихся европейских монархий… Век, когда водяная мельница в Европе еще выглядела восхитительным техническим нововведением… Век, еще помнивший Франциска Ассизского - он умер в 1226, в тот же год, когда Людовик, потеряв отца, становится королем.

Выставка выстраивает серию "приближений" к своему герою. Кстати, Жак Ле Гофф разделяет мнение тех, кто считает, что "нам не известен ни один достоверный портрет Людовика Святого". Просто и портреты, и автобиографии, и автографы королей появятся чуть позже - после XIII века. Впрочем, на выставке можно увидеть небольшую деревянную скульптуру, которая предположительно дает представление об облике Людовика Святого, который в молодости, говорят, был хорош собой.

Так вот - первое приближение - это королевская часовня Сент-Шапель в Париже. Та самая, что "бросает вызов законам земного тяготения". Та, что была выстроена специально для хранения  купленного сокровища - Тернового венца, привезенного из Константинополя - с заходом в Венецию - в Париж, и освященная в 1248 году. Ее витражи из Национального Центра памятников Франции, лиможские эмали XIII века и того же времени распятия и скульптуры из слоновой кости с изображением Страстей Христовых (из собрания Эрмитажа) - дают представление о красоте оправы, которую король готовил для купленной реликвии. И - о внятности политического послания.

"К тому времени комплексы витражей были во многих соборах. Но обычно отбор сюжетов из Ветхого и Нового заветов подчинен дидактическим целям, - рассказывает куратор выставки, доктор наук Ольга Владимировна Дмитриева.  - Здесь же через все витражи красной нитью проходит тема власти. Из Ветхого завета были отобраны, прежде всего, сюжеты, связанные с властью короля. А последний витраж, посвященный принесению Тернового венца во Францию, подчеркивает, что Людовик не просто наследник этих государей, но наследник самого Христа, потому что теперь обладает его короной. Сент-Шапель стала местом, где культ христианских реликвий сливается с культом короля. В этом отличие программы Сент-Шапель от любого другого готического собора".

Второе приближение - реликварии. Среди драгоценнейших - корона-реликварий и четырехлистник реликвария Франциска Ассизского из Лувра. "Этот квадрифолий изумительной работы лиможских мастеров изображает, как Франциск Ассизский получает стигматы… Тема уподобления Христу здесь представлена в изумительной ювелирной форме, - рассказывает Ольга Владимировна. -  Франциск Ассизский - святой, которому Людовик старался подражать".

Увы, драгоценный золотой ларец, который обошелся казне в 100 000 турских ливров и в который поместили привезенный из Константинополя Терновый венец Христа (для сравнения - построить Сент-Шапель стоило 40 000 ливров), исчез во время Великой Французской революции. Сам Терновый венец был разделен на три части и хранился в Национальной библиотеке Франции. Сейчас - в Соборе Парижской Богоматери. Тот хрустальный реликварий, украшенный позолоченным серебром, что привезли в Москву из Собора Парижской богоматери, сделан в 1806 году. Он уже должен был не скрывать сокровище, а демонстрировать его. Правда, он помещался в еще один реликварий в форме земного шара, украшенного фигурами ангелов.

Третье приближение - это документы, рукописи и книги. Среди самых впечатляющих - завещание Людовика Святого 1270 года и рукописные книги XIV века. В том числе книга "История жизни короля святого Людовика" Жана де Жуанвиля, рыцаря, приближенного придворного Людовика IX. Он продиктовал свои воспоминания 30 лет спустя после смерти короля. А пережил своего венценосного друга на 47 лет. Можно сказать, мы узнаем о короле из первых уст - от его хорошего знакомого.

Оптика выставочного проекта получается не исчерпывающей, но разнообразной. А значит - позволяет сохранить объемность взгляда.

Прямая речь

Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля:

Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось. Выставка дает уникальную возможность увидеть 78 раритетов эпохи готики из крупнейших музейных собраний Франции и Эрмитажа, рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

Людовик Святой принципиально важная фигура для истории Франции и Европы. Это была личность очень интересная, противоречивая и многогранная. Он был воином и участвовал в ряде походов как внутри страны, так и за ее пределами. Но войну он не любил и старался решать вопросы мирным путем. Великий дипломат, он участвовал в спорах между английским королем и его баронами, между Папой Римским и Императором Священной Римской империи, находя возможность укрепить позиции Франции.

Людовик IX Святой был не просто очень религиозным человеком, который считал себя несовершенным и думал об улучшении нравов в государстве. Он был королем, при котором завершено строительство основных готических соборов во Франции. Он собрал грандиозную библиотеку. Его очень интересовало все, что касалось юридической и административной жизни государства. Например, такое понятие, как презумпция невиновности, существовавшее в Римской империи, было забыто в Средние века и вновь введено им. Начиная с Людовика Святого, юридическая система европейских законов стоится на этом понятии презумпции невиновности.

Подробнее >>

 

СМИ о музеях

вверх