Время новостей

17.12.2008
Сергей ХАЧАТУРОВ


"Искусство блистательной Порты" в Музеях Московского Кремля

Сегодня состоится торжественная презентация, а в пятницу - официальное открытие выставки ювелирного искусства Османской империи XVI - XVII веков из собрания Музеев Московского Кремля. Генеральный партнер проекта - ОАО "Газпромбанк".

Выставка восхитительна по нескольким причинам. Как рассказала мне сокуратор Ольга Мельникова, такой совершенной и отлично сохранившейся коллекции турецкого искусства XVI - XVII веков не сыщешь ни в одном другом европейском городе. Объясняется это мирным, бесконфликтным сосуществованием России и Османской империи на протяжении двух столетий. В XVI, а особенно в XVII столетии, во время правления царя Алексея Михайловича, торговые, как следствие, художественные контакты Турции и России были максимальными. Именно в это время кристаллизовался своеобычный стиль ювелирного искусства Турции. Благодаря сложению того, что сегодня называется артрынком, в произведениях турецких мастеров очевидна активная ассимиляция разных традиций, включая русское Средневековье. Так что мирная эпоха оказалась феерически плодотворной в смысле диалога и взаимообогащения культур.

В Одностолпной палате Музеев Кремля выставлены прежде всего те предметы, которые в торговом рейтинге с Портой лидировали: ткани, драгоценные царские уборы, парадное оружие, конское убранство. Один из главных предметов коллекции - торжественное архиерейское облачение - саккос из белого золотного атласа с вытканным изображением Богоматери Воплощение в рост (Мария изображена в рост и держит на груди младенца Христа, благословляющего обеими руками, по сторонам - ангелы) в обрамлении пришедших из народного творчества тюркских племен цветов шиповника и тюльпана. Оплечье, зарукавья, подольник, посторонники саккоса изготовлены из итальянской камки и украшены жемчужным шитьем. На оплечье сверкают киоты с изображением православных праздников и святых. Помимо шитья и ткачества использованы техники эмали, скани, черни... Саккос был изготовлен в 1583 году для московского митрополита Дионисия по повелению Ивана Грозного как поминальный вклад царя-отца, потерявшего наследника-сына (в 1581 году старший сын Грозного Иван погиб, как принято считать, от руки самого разъяренного Грозного).

Саккос сегодня можно было бы назвать культурным палимпсестом - текстом, сквозь строчки которого проступают иные письмена. Слой за слоем мы восстанавливаем синтаксис исторического послания и узнаем немало интересного о том, как - в терминологии древних документов - "строили са"» (саккос). Оказывается, христианские образы, созданные турецкими художниками, для того времени не редкость. В текстильном, ювелирном производстве Стамбула, других городов Османской империи существовали центры, специализировавшиеся на изготовлении экспортных предметов. Помимо тканей на выставке можно увидеть клинки двух сабель конца XVII века, украшенные изображением Богоматери с младенцем, святого Георгия Победоносца. Кресты видны и на саблях, и на церковных золотых запонах, и на инкрустированных драгоценными камнями золотых блюдах.

После знакомства с памятниками корректируешь свое стереотипное понимание политической ситуации далекого прошлого. Ведь вот официально существовало производство, специализирующееся на работе с христианским миром. Куратор выставки И.И. Вишневская в статье солидного каталога выставки обращает внимание на древние документы, согласно которым в середине XVI века в Стамбуле было 40 тыс. христианских домов при 60 тыс. мусульманских. А в предместьях столицы находился двор константинопольского патриарха, поддерживающего связи с православным миром. И представители православного патриархата и епископата часто вместе с турецкими купцами входили в состав турецких посольств, посещавших Россию.

Запечатленная в чудесах ювелирного искусства модель толерантного, мирного сосуществования разных цивилизаций просуществовала недолго. В XVIII веке взошедшие на дрожжах имперского фундаментализма амбиции политиков привели к новому этапу конфронтации двух стран.

 

СМИ о музеях

вверх