"Газета"

25.09.2008
Михаил Боде


№ 182 от 25 сентября 2008 г.

В музее Кремля открылась выставка ювелиров семейства Буччеллати

В Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка итальянского клана ювелиров "Буччеллати. Искусство вне времени». Ретроспектива, состоящая из 150 драгоценных украшений и дорогих безделушек, демонстрирует не только неизменно высокий профессионализм мастеров фирмы на протяжении всего XX века. Одновременно она обнаруживает и смену эстетических ориентиров миланских ювелиров, вначале исповедовавших принципы "утонченный вкус и роскошь", а в наши дни - "только роскошь".

Фирма Буччеллати, возобновившая свою марку в начале прошлого века (мастерская ее родоначальника Контардо угасла еще в XVIII столетии), почти сразу же нашла свой стиль. После сошествия моды на невротическое ар нуво, приступов авангардного искусства и трагедий Первой мировой войны обществу и, главным образом, состоятельной публике хотелось чего-то стабильного и эстетически безусловно ценного. Марио Буччеллати угадал эти вкусы и сделал ставку на консерватизм, который в свою очередь опирался на классическое искусство. Понятно, что для Италии классическое искусство - Ренессанс. Первый из Буччеллати, к тому времени выучившийся в мастерской Beltrami & Besnati, выкупивший ее и присвоивший ей свое имя, отнюдь не думал копировать творения ювелиров эпохи Возрождения или, скажем, равняться в мастерстве с Бенвенуто Челлини. Идея его была оригинальна, проста, хотя на первый взгляд казалась абсурдной. Он представил себе, как бы стали работать в ювелирном деле мастера Ренессанса (как известно, в большинстве своем они были выходцами из цеха златокузнецов), если бы переменили палитры и кисти на резец, щипцы и плавильный горн. Смогли бы они использовать навыки изображения шелка, парчи и кружев при миниатюрной гравировке золота и серебра?

Как показывает история, эксперимент удался. Сдержанную и одновременно изощренную роскошь изделий мастерской Марио Буччеллати оценили и итальянская аристократия, и культурная элита, и высокое католическое духовенство, ставшие его постоянными клиентами. Поклонниками ювелирного изысканного анахронизма Буччеллати были и оперные певцы "Ла Скала", и даже такой эстет и экстремист, как литератор Габриеле д?Аннунцио. Его романтическое требование "Мы не хотим больше правды. Дайте нам мечту!" нашло отклик в мастерской миланского ювелира, выполнившего для чрезмерно разборчивого поэта множество дорогих безделушек. Некоторые из них представлены на нынешней выставке. Речь идет о почти исторических реликвиях - трех "Героических портсигарах". На одном из которых гравировка "MCMXIX", то есть 1919 год, в котором произошел организованный д?Аннунцио марш ветеранов недавно закончившейся войны за север Италии с самозахватом города Фиуме.

Мастерская Буччеллати воскресила старинную технику обработки драгоценных металлов: сегринато и ригато - паутинки штрихов, создающих иллюзию переливающегося шелка, орнато - мельчайший декоративный узор и моделлато - почти что микроскульптура. Одновременно маэстро Марио усовершенствовал и уже бытовавшие технические находки, как, например, украшения-трансформеры: брошь, которую можно было превратить в браслет, сродни той, которую, по Оскару Уайльду, ловко застегнул на запястье авантюристки миссис Чивли хитроумный лорд Горинг. Знаток истории искусства Марио Буччеллати был под обаянием археологии. Находка клада на древнеримской вилле в Боскореале вдохновила его на создание - нет, не копий найденных при раскопках серебряных кубков, а на их корректную, но оригинальную интерпретацию. Сын Марио - Джанмария Буччеллати, принявший в 1960-е годы управление фирмой, пробовал повторить опыт родителя. Однако его изделия напоминают работы отца так же, как известный по одному из фильмов об Индиане Джонсе поддельный, но роскошный сосуд - настоящий, но простой Грааль.

Похоже, что время наложило свой штамп на мастерскую Буччеллати. Вероятно, в прежние времена маэстро Марио не решился бы привезти на московскую выставку огромных, сделанных почти в натуральную величину серебряных медведей и цапель, у которых выделана каждая ворсинка. Хотя, пожалуй, глава фирмы знал, что везет свои серебряные чучела в страну любителей Шишкина. Значит, Буччеллати вновь угадал вкусы эпохи?

 

СМИ о музеях

вверх