Уважаемые гости Музея и посетители нашего сайта,
приглашаем вас в наш «Цифровой Лекторий» и предлагаем приобрести записи наших лекций онлайн.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ

Лекции размещаются на видеохостинге YuoTube с ограниченным доступом.
Для получения доступа к видео необходимо иметь учетную запись (аккаунт) в сервисах Google.

Ссылка на запись лекций высылается в течении двух рабочих дней ПОСЛЕ проведения лекции в лектории Музея.

Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты аккаунта Google.

В течение двух дней на указанный вами электронный адрес будет выслана ссылка для просмотра видеозаписи лекции, активная в течение 10 дней с даты отправки.*
*Любая информация, воспроизводимая на видеозаписи Лекции, является объектом авторского права и охраняется в соответствии с законодательством Российской федерации, Гражданским кодексом РФ и Уголовным кодексом РФ, а также в соответствии с действующим законодательством других стран в области защиты авторских прав. Копирование, воспроизведение, распространение и (или) цитирование аудиовизуальной информации с видеозаписей, предоставленных Заказчику, допускается только при наличии письменного разрешения Исполнителя.

Дополнительную информацию об услуге можно получить по телефону: (495) 697-41-15.

РазвернутьСвернуть

Цикл «Россия и Франция: Искусство и дипломатия»

Подготовленный к выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе» лекционный цикл познакомит слушателей с богатой историей русско-французских отношений: установлением дипломатических отношений, художественного обмена между двумя странами, взаимовлиянием в области культуры и науки.
Основное внимание на лекциях было уделено событиям XVIII – XIX столетий. С XVIII века политический диалог между Россией и Францией сопровождался активным художественным обменом. К русскому императорскому двору из Франции приглашали художников, архитекторов, скульпторов, труппы актеров и музыкантов, балетмейстеров. Для императорской коллекции и частных собраний в Париже тщательно отбирались произведения искусства. Наконец, в XIX веке Российская империя наравне с другими странами участвовала в таких масштабных событиях художественной жизни как Великие Всемирные выставки.

Купить записи лекций

«Путешествие Его Величества в Париж». Петр I во Франции в 1717 году: политика, искусство, общение».
В мае – июне 1717 г. Петр I совершил вояж во Францию, побывал в Париже. Официальный журнал царского путешествия отметил десятки встреч государя с королевским семейством и французскими аристократами, художниками, академиками, коллекционерами. Современники отмечали, что «Петр I приехал в Париж подготовленным, зная, на что надо смотреть», его интересовали достопримечательности столицы, он посетил королевские резиденции и сады, Академию наук и различные мануфактуры. Проживая в отеле Ледигьер, он оценил преимущества французской кухни, так как «столом» российского монарха ведал лучший королевский метрдотель Вертон. Парижские впечатления повлияли на дальнейшую культурную политику императора и положили начало «галломании» в России – любви ко всему французскому.


«Художественная коллекция Екатерины II».
7 декабря 1764 года через два года после прихода к власти Екатерина II основала первую картинную галерею европейского масштаба в России – будущий Эрмитаж. На лекции вы узнаете о том, как приобретение коллекции немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского положило начало этому собранию, как в императорскую коллекцию попали такие шедевры как «Юдифь» Джорджоне, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна. Мы поговорим о вкусах императрицы Екатерины II. Вы узнаете, как императрица советовалась при составлении коллекции с Дени Дидро, кому из русских художников она благоволила и о том, как страсть к коллекционированию распространилась среди придворных императрицы.


«Галломания при русском императорском дворе».
Галломания – любовь ко всему французскому - явление русской культуры XVIII – первой половины XIX в., которое нашло отражении в жизни императорского двора, в искусстве, моде, традициях парадного застолья и светского этикета. В 1720-1750- е годы Франция стала эталоном в области модного костюма и галантного поведения, в домах российского дворянства появились учителя – французы, преподававшие не только язык, но и хореографию. Французский язык был принят как необходимое средство общения аристократов, а умение танцевать стало непременным условием успешной карьеры при дворе. В правление Екатерины II развивался интерес к французской литературе, живописи, театру. Русский дворянин стремился в Париж уже не только для того, чтобы заказать там модный костюм, но и увидеть его знаменитые достопримечательности.


«Карусели - театрализованные турниры при российском дворе в XVIII-XIX вв.».
В XVI-XVIII веках «каруселью» (или правильнее «каруселем») называли не вращающийся аттракцион, а придворное театрализованное представление, в котором принимали участие облаченные в тематические костюмы придворные, выезжавшие верхом или в пышно украшенных колесницах. Такие празднества появились в Италии в XVIвеке, затем вошли в моду при дворе французского короля Людовика XIVи оттуда распространилась в другие страны Европы, в том числе в Российскую Империю. Лекция будет посвящена двум каруселям: «великолепному каруселю», устроенному в Санкт-Петербурге в 1766 году Екатериной II, и Царскосельской карусели 1842 года по случаю 25-летия бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Этим двум событиям посвящали оды придворные поэты, их изображали на своих полотнах любимые художники государей, сам Вольтер сожалел о том, что не смог приехать на карусель 1766 года. Вы узнаете о месте проведения, сценарии, а также именитых и венценосных участниках этих празднеств.


«"Не угодно ли вам ехать со мной в Париж на выставку?" Русский отдел на Всемирных выставках в Париже.
Вторая половина XIX века стала временем политического сближения между Россией и Францией, ознаменованного торжественными визитами и, наконец, подписанием русско-французского союза в 1893 году. За этот период Россия приняла участие в четырех всемирных выставках, состоявшихся в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. На экспозиции Русского отдела Всемирных выставок можно было увидеть не только новейшие достижения промышленности и произведения искусства XIXвека, но и исторические предметы из собрания Оружейной палаты. На лекции вы узнаете об устройстве выставок и о том, как на них была представлена Россия: об архитектуре и экспозиции павильонов; о самых «заметных» участниках выставки, среди которых были и ученые, и художники, и предприниматели; и конечно о полученных наградах и медалях.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «французский акцент...» лекции приглашенных специалистов

К выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе» Лекторий Музеи Московского Кремля традиционно подготовил лекции приглашенных специалистов. Лекции читают ведущие научные сотрудники Института Всеобщей истории Российской Академии Наук, Санкт-Петербугского Государственного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Музеев Московского Кремля. Вы услышите о зарождении русско-французских отношений, о первом русском посольстве во Францию, уникальной нумизматической коллекции нашего музея, в которой нашли отражения отношениях двух стран в XVIII – XIX вв., о восприятии Великой Французской революции в России, о работе французских парфюмеров в России и многом другом.

Купить записи лекций

«Русско-французские связи в XVIII в. в зеркале нумизматики».
Лектор Зверев С.В., кандидат исторических наук

Лекция посвящена монетам и медалям, которые отразили дипломатические, торговые, культурные связи двух государств в XVIII в. Памятники нумизматики и медальерного искусства остались материальными свидетельствами разных этапов взаимоотношений двух стран, нередко оказывавших в XVIII - XIХ веках друг на друга большое влияние, определяющее их дальнейшее историческое развитие.


«Русско-французские связи в XIХ в. в отражении нумизматики».
Лектор Зверев С.В., кандидат исторических наук

Лекция посвящена монетам и медалям, которые отразили дипломатические, торговые, культурные связи двух государств или стали выражением военного противостояния периода войн с Наполеоном в начале XIХ в. и Крымской войны 1853-1856 гг. Памятники нумизматики и медальерного искусства остались материальными свидетельствами разных этапов взаимоотношений двух стран, нередко оказывавших в XVIII - XIХ веках друг на друга большое влияние, определяющее их дальнейшее историческое развитие.


«Французская революция XVIII века и Россия».
Лектор Бовыкин Д. Ю., доктор исторических наук

Французская революция XVIII века стала для России одним из важнейших, знаковых событий мировой истории. Современники видели в ней немалую угрозу,но уже в 30-е годы XIX века рождается русский миф о Французской революции. Российская интеллигенция, а затем и революционеры начинают воспринимать её как модель, 'матрицу' для того, что должно было произойти в Российской империи, а после Октябрьской революции и в Советском Союзе. Не случайно только на территории нашей страны её постоянно именовали Великой.


«Удивительные приключения капитана Жака Маржерета в России Смутного времени и за ее пределами».
Лектор Уваров П. Ю., доктор исторических наук

Пушкин сделал Якова Маржерета одним из действующих лиц своей исторической драмы «Борис Годунов», прочно прописав в его русской культуре.  Бургундский дворянин, участник Религиозных войн во Франции, перейдя на русскую службу, сделал хорошую карьеру на службе у царей, которых он именовал не иначе, как Императорами.  Вернувшись во Францию, он в 1607 году опубликовал книгу, в которой рассказал о событиях начала Смуты и дал на тот момент самое объективное описание России. Но и после этого жизнь бесстрашного наемника будет изобиловать головокружительными поворотами.


«Первые русские послы во Франции. Бордо, декабрь 1615 года».
Лектор Уваров П. Ю., доктор исторических наук

В конце 1615 года в Бордо состоялось бракосочетание Людовика XIII и Анны Австрийской. Королевский двор не мог быстро вернуться в Париж , поскольку в стране бушевала гражданская война и дороги были небезопасны. Неожиданно к берегу Гаронны пришвартовался корабль с послами из далекой Московии. Новый русский царь Михаил Романов спешил установить «братскую любовь и ссылку» с королем Людовиком. Время для этого было не подходящее, обе страны были охвачены смутами. Только неделю пробыли послы во Франции, но сумели многого добиться и многое узнать об этой стране. Каким образам они справились со своей задачей?

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Загадки старинных символов»

Лектор Ю.Н. Звездина, кандидат искусствоведения.

Купить записи лекций

«Вещь в натюрморте. Символы в западноевропейской культуре XVI–XVII веков».
На первой лекции слушатели знакомятся с понятиями: символ, аллегория, атрибут, на примере их изображения в искусстве XVI–XVII столетий. Ярче всего иносказание отразилось в старинном натюрморте. Особенности трактовки предмета и его интерпретации и будут представлены в ходе лекции.


«Аллегорические циклы в западноевропейском искусстве XVI–XVII веков».
В старинном искусстве аллегории часто объединялись в звенья циклов, представляющих какие-либо абстрактные понятия языком изобразительного искусства. С этим сложным и интереснейшим явлением и предстоит познакомиться слушателям.


«Символ и эмблема в памятниках Московского Кремля».
В Музеях Московского Кремля хранится множество произведений, созданных в разные периоды и относящихся к различным художественным стилям. Немало и тех, что привлекают внимание сложной символикой. Познакомимся с ними и попробуем их лучше понять.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Великие музеи мира. Музей Виктории и Альберта»

Цикл посвящен истории возникновения и коллекции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства и дизайна. Музей Виктории и Альберта является давним другом и партнером Музеев Московского Кремля. Поэтому мы не могли обойти вниманием два важнейших события в истории Музея Виктории и Альберта: 170 лет назад в 1851 г. была открыта Всемирная выставка, положившая начало знаменитому музею, а в 2022 г. самому музею исполняется 170 лет.

Купить записи лекций

«Великая всемирная выставка 1851 г. в Лондоне и создание музея».
Лектор Захаров С.А.


«Искусство Средних веков и Возрождения в Музее Виктории и Альберта».
Лектор Титова Е.А.


«Оглядываясь назад, создать будущее»: идеи Уильяма Морриса и рождение дизайна».
Лектор Титова Е.А.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «В тени трона. Окружение Петра Великого»

Цикл рассказывает о жизни при дворе первого российского императора. О Петре Великом написано множество книг, не забыли историки и о его приближенных. Слушатели цикла узнают о сподвижниках Ф. Лефорт и А.Д. Меншиков, о непростой судьбе племянницы императора царевны Прасковьи Ивановны, о короткой жизни дочери царевича Алексея Натальи, единственной внучки императора Петра I.

Купить записи лекций

«"Полудержавный властелин" А.Д. Меншиков и его семья».
Лектор Уварова Ю.Н.

Эпоха Петра I была временем великих перемен в жизни российского государства и больших возможностей для энергичных сподвижников молодого государя, среди которых оказалось немало выходцев из низов. А.Д. Меньшиков сумел добиться многого: чинов, наград, титула, богатства. Долгие годы он являлся другом царя, его верным единомышленником, был отважен в битвах и весел на пирах.


«Лучший друг молодого царя: Франц Лефорт и Немецкая слобода».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

Недалеко от Преображенского находилось место, вызывавшее живой интерес Петра I– Немецкая слобода. Именно там он познакомился со многими интересными людьми – генералом Патриком Гордоном, инженером Якобом Брюсом, полковником Францем Лефортом. Именно последний со временем стал не просто одним из приближенных, но и личным другом Петра.


«Императрица Екатерина I и семейство Скавронских».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

На лекции вы узнаете о дочери крестьянина Марте Скавронской, ставшей русской императрицей под именем Екатерины Алексеевны. После смерти Петра I в 1725 г. именно Екатерина заняла престол. Став самодержавной императрицей, она занялась поисками родных. Семьи своих братьев и сестер Екатерина Iперевезла в Петербург. Так потомки простых крестьян вошли в число русской знати и стали родоначальниками графских родов Скавронских, Гендриковых и Ефимовских.


«Тайный брак царевны Прасковьи Ивановны».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

Петр I восстановил традицию династических браков с представителями зарубежных династий. В 1710 г. в Петербурге состоялась свадьба его племянницы Анны Ивановны с Курляндским герцогом; в 1711 г. в Торгау — бракосочетание царевича Алексея с принцессой Шарлоттой Вольфенбюттельской; в 1716 г. царевна Екатерина Ивановна вышла замуж за Мекленбургского герцога. И только младшей племяннице Прасковье Ивановне Петр по неизвестной причине не стал искать жениха за границей. В 1723 г. вскоре вышла замуж за одного из русских генералов – Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова из старинного рода потомков Ярославских князей.


«Сестра императора: великая княжна Наталья Алексеевна».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

Брак царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Шарлотты не был счастливым. В 1714 г. супруга царевича родила дочь Наталью, а через год скончалась после рождения сына Петра. После бегства царевича Алексея за границу дети остались под присмотром гувернантки, и только в 1719 г. царь Петр Iвспомнил о внуках. Подрастая, брат и сестра начинают появляться на придворных празднествах, но их будущее остается туманным. Но в мае 1727 г. после смерти Екатерины I императором становится 12-летний Петр II. А его сестра Наталья — первой дамой Российской империи.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Знаменитые покровители искусства Старого и Нового Света»

Лектор Титова Е.А.

Одна из самых актуальных проблемдля искусстватворец и меценат. Какова роль мецената в развитии искусства, каково его влияние на художника? Многие из меценатов вошли в историю культуры наравне с выдающимися архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, музыкантами.

Купить записи лекций

«Изабелла д'Эсте и Екатерина Медичи. Искусство эпохи Возрождения в Италии и во Франции».
На лекции речь пойдет о двух покровительницах искусства Ренессанса в Италии и Франции. Первую из них - Изабеллу д'Эсте — называют «Примадонной Возрождения». Знаменитый студиоло д'Эсте — кабинет произведений искусства, которые собирала Изабелла, сегодня  является частью коллекции Лувра. Она не только покровительствовала искусству, но и была объектом вдохновения таких художников как Тициан, Рубенс и Леонардо да Винчи. Вторая – Екатерина Медичи собрала невероятную коллекцию полотен, которые стали частью основного собрания Лувра. По велению королевы был построен королевский дворец Тюильри.

«Людовик XIV и искусство при дворе французских королей».
За свое 72-летнее правление Людовик XIV вел войны со всеми соседними странами, строил флот, реформировал систему правосудие, но в историю вошел, прежде всего, как создатель Версаля и как король, который танцует. Без Людовика другим был бы современный театр: при нем была открыта самая знаменитая французская сцена – Комеди Франсез; пустынными казались бы залы Лувра: король приобретал картины сотнями, выкупая целые коллекции; мы бы не знали мебели «в стиле Людовика XIV». А архитектура Версаля определила не только облик дворцов XVIII-XIX веков от Петергофа до Лиссабона, но также повлияла на планировку таких городов как Вашингтон.

«Новые стили и новые музеи. Коллекции Изабеллы Стюарт Гарднер и Нели Жакмар».
Одни из самых крупных и известных художественных коллекций рубежа XIX-XX веков принадлежали француженке Нели Жакмар и американке Изабелле Стюарт Гарднер. У двух покровительниц искусства было много общего: они много путешествовали; были увлечены искусством Италии эпохи Возрождения; собирали предметы искусства самого разного характера и периода. Обе эти женщины XIX века значительно опередили свое время, а их независимость, деятельный характер и поведение в обществе казались современникам провокационными, а порой скандальными.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Купол и ротонда. Поиск идеальной формы в церковной архитектуре Западной Европы от Античности до XVIII века»

Лектор Титова Е.А.

Цикл посвящен истории самой необычной архитектурной типологии – постройкам с центрическим планом в форме круга или равностороннего креста. По центрическому плану строились античные мавзолеи и христианские храмы. Самые знаменитые ротонды  - античный Пантеон и ренессансный храм Сан-Пьетро-ин-Монторио архитектора Донато Браманте - по сей день поражают путешественников в Риме. В плане этих построек современники видели глубокий символический смысл — образ крестной жертвы Христа, символ вечности, абсолютный идеал природы.

Купить записи лекций

«Круг и крест. Архитектура раннехристианских мавзолеев, баптистериев и храмов».

«Суровая симметрия. Романские ротонды в Ломбардии».

«Круг и купол. Идеальный план храма в эпоху Возрождения».

«От круга к овалу. Церковная архитектура барокко в Италии».

«От круга к сфере. Центрические храмы XVIII века во Франции от Пантеона до Храма Природы и Разума».

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Художественные центры мира. Шедевры мастеров Европы и стран Востока в собрании Оружейной палаты»

На лекциях повествуется об итальянских, немецких, турецких и иранских центрах искусства, об особенностях работы мастеров Сиены, Флоренции, Аугсбурга и Константинополя, о том, почему их произведения считались лучшими в мире, и как они оказались в собрании Оружейной палаты.

Купить записи лекций

«Нюрнберг – город златокузнецов и оружейников».
Лектор Соловьева Л.В.

В средние века и в эпоху Возрождения Германия стала цетром европейского среброделия и работы по цветному металлу. Среди немецких городов выделялся в этом виде производства город Нюрнберг. В Нюрнберге производили великолепные парадные рыцарские доспехи, хитроумные запирающие устройства, роскошное охотничье оружие, фантазийные серебрянные кубки, сложные часовые механизмы. В ходе лекции мы пройдем по улицам и площадям этого старинного города и познакомимся с его ювелирами, художниками и оружейниками.

«Константинополь: на пересечении традиций Европы и Востока».
Лектор Филатова Т.В.

Произведения мастеров Османской империи – Блистательной Порты, как ее называли европейцы в XVII столетии, широко представлены в Музеях Московского Кремля памятниками оружейного дела, парадным конским убранством, ювелирными изделиями, роскошными тканями и даже предметами из числа царских регалий. Эстетика этих произведений была близка московскому царскому двору и оказала значительное влияние на формирование стилистических особенностей памятников декоративно-прикладного искусства, вышедших из собственно кремлевских мастерских. Культура же самой Османской империи, возникшей на землях Византии и арабского Халифата впитала в себя все лучшие художественные традиции и достижения завоеванных народов. О культурных взаимовлияниях, о пересечении традиций Востока и Запада пойдет речь на этой лекции.

 

РазвернутьСвернуть

вверх