Для взрослых и старшеклассников.
В знаменитой фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» в образе античных философ представлены все протагонисты художественного Олимпа эпохи Возрождения: Леонардо в образе Платона, Микеланджело как Гераклит, сам Рафаэль в образе художника Апеллес. Рафаэль представил в этой фреске идеальный, пропитанный классическим пафосом образ художественной сцены рубежа XV - XVI веков. На лекциях нам предстоит разобраться, кем на самом деле видели себя эти художники, какие отношения связывали их, какие идеи они разделяли, а в чем были противниками и соперниками. Эти лекции посвящены триаде величайших живописцев Возрождения, но мы обратимся в первую очередь не к общеизвестным их работам, а постараемся показать новые стороны их художественного гения.
Лекции будут транслироваться через социальную сеть Одноклассники Музеев Московского Кремля по понедельникам в 19:00.
СОДЕРЖАНИЕ: |
---|
28 Сентябрь 2020 | Великие соперники: Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Художественная сцена Италии на пороге Высокого Возрождения (лекция)
Рубеж XV-XVI веков – время больших перемен в художественной жизни Италии. Главной художественной площадкой вместо Флоренции становится Рим. На первый план выходит поколение молодых художников: во Флоренции на смену Боттичелли, Гирландайо, Филиппино Липпи приходят дель Сарто, Россо Фьорентино, Понтормо; в Венеции Тициан начинает карьеру живописца; а в Риме борются за первенство две великие противоположности Рафаэль и Микеланджело. Оба они работают в Ватикане: Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу, Рафаэль – стансы, личные покои пап. На лекции вы узнаете, как проходило это художественное соперничество в период понтификата Юлия II и Льва X и как это повлияло на других художников этой эпохи. Титова Е. А. |
5 Октябрь 2020 | Леонардо да Винчи – конструктор сценической машинерии. Научная мысль при миланском дворе в конце XV века (лекция)
В 1483 году Леонардо да Винчи был приглашен на службу к миланскому герцогу Лодовико Сфорца. Главным занятием художника стала подготовка придворных празднеств и увеселительных представлений, которые устраивались в миланском замке по случаю радостных событий, например, свадьбы наследника миланского трона Джан Галлеаццо Сфорца. Известно три спектакля, «срежиссированных» Леонардо да Винчи. На лекции вы узнаете об их сюжетах, сложной конструкции декораций и о том, как в этих театрализованных представлениях отразились научные интересы да Винчи. Титова Е. А. |
12 Октябрь 2020 | Не только художник. Археолог Рафаэль Санти. Античные памятники и руины Рима в начале XVI века (лекция)
В 1515 году папа Лев X назначил Рафаэля Санти на пост «сommissario alle Antichità» (комиссара по древностям). В это период художественные интересы Рафаэля постепенно сместились от живописи к архитектуре: он работал над проектом собора Святого Петра, изучал трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре», занимался обмерами и зарисовкой античных памятников. На лекции мы рассмотрим архитектурные рисунки Рафаэля и его современников, поговорим о первых систематических описаниях античных памятников Рима, составленных в начале XVIвека, обсудим методы, которыми руководствовались археологи эпохи Возрождения. Титова Е. А. |
19 Октябрь 2021 | Микеланджело Буонарроти – военный инженер. Политика и архитектура во Флоренции в начале XVI века (лекция)
В 1528 году Микеланджело предложил Флорентийской республике свои услуги архитектора и инженера. На протяжении двух лет он занимался разработкой укреплений для обороны Флоренции от войск императора Карла V. Сегодня известно 20 листов с проектами бастионных укреплений, разработанных великим скульптором и архитектором. На лекции вы узнаете, почему Флоренции понадобилась военная защита, сможете разобраться в инженерных идеях Микеланджело и познакомиться с традициями крепостной архитектуры Италии XVIвека. Титова Е. А. |
АВТОРЫ: |
---|
| Титова Елизавета АлександровнаЛектор-искусствовед II категории. Сотрудник лекционного отдела. |