Для взрослых и старшеклассников.
Цикл посвящен истории развития ткачества во Фландрии, Испании, Италии, Франции и России. Он поможет узнать, когда появляются первые производства и как мануфактура работала, сколько времени уходило на создание одного изделия и какие сюжеты использовали мастера в своем творчестве. Слушатели смогут разобраться в том, чем же шпалера отличается от гобелена или арасы и как они будут использоваться для украшения интерьеров дворцов и замков.
СОДЕРЖАНИЕ: |
---|
20 Сентябрь 2023 | От Брюсселя до Арраса. Шпалерное производство во Фландрии (лекция)
Аррас и Брюссель – важнейшие центры шпалерного искусства в XV– XVI веках. Город Аррас входил в состав Бургундского герцогства, затем в империю Габсбургов, а в XVII веке был присоединен Людовиком XIIIк Франции. Расцвет художественного ткачества в Аррасе пришелся на XVвек. Местные мастера славились искусством использования золотой нити, а их работы были так широко известны, что само название горда стало синонимом слова шпалера. Брюссель с XV века стал важнейшим центром ткаческого искусства не только во Фландрии, но и в Европе. На лекции вы познакомитесь с работами самых известных мастерских Брюсселя, узнаете историю создания шпалер выполненных для Сикстинской капеллы в мастерской Питера ван Альста по картонам Рафаэля и его учебников Е.А. Титова |
27 Сентябрь 2023 | Испанская шпалерная мануфактура (лекция)
Королевская шпалерная мануфактура в Мадриде одно из немногих мест в мире, над которыми не властно время. По крайней мере, такое впечатление наверняка создается у каждого посетителя, переступающего ее порог. Ведь только здесь можно увидеть, как современные ткачи создают шелковые и шерстяные ковры на деревянных станках начала XVIIIв. Сложно в это поверить, но за три века не изменилась не только технология, но и материалы, и даже оборудование. На лекции слушатели познакомятся с поистине удивительным миром испанских шпалер, увидят современные и исторические произведения, в том числе созданные по картонам прославленного испанского живописца Франсиско Гойи, и, конечно, узнают все тонкости создания шпалер на вертикальном станке. Также у всех будет возможность подержать в руках челнок с шелковой нитью из Королевской шпалерной мануфактуры. О.В. Жура |
4 Октябрь 2023 | Центры шпалерного дела в Италии (лекция).
Основными центрами шпалерного искусства в Италии были Флоренция, Сиена, Мантуя и Феррара. Художник Джулио Романо, ученик и преемник Рафаэля, выполнял подготовительные картоны для шпалерных мастерских в Ферраре, основанных герцогом Эрколе IIд’Эсте. Придворные мастерские были у герцогов Гонзага в Мантуе и у Козимо I Медичи во Флоренции. На лекции вы познакомитесь со вкусами этих именитых заказчиков и с работами художников итальянского Возрождения, которых они приглашали к своему двору. Е.А. Титова |
11 Октябрь 2023 | Французские мануфактуры: Бове, Савоннери, Гобелены (лекция)
Королю-солнце Людовику XIV мы обязаны тем, что слово «гобелен» сегодня более популярно в русском языке, чем более правильное «шпалера». По его приказу была основана Королевская мануфактура Гобеленов, на которой при поддержке государства производились предметы роскоши и собственно те шпалеры, которые можно справедливо называть «гобеленами». По инициативе министра финансов Жана-Батиста Кольбера, в королевскую казну также были приобретены мануфактура города Бове, славившаяся шпалерами-мильфлерами, и мануфактура Савоннери, где мастер владели восточной техникой ткачества ворсовых ковров. На лекции вы познакомитесь с самыми знаменитыми работами мастеров этих мануфактур, которые в XVII– XVIIIвеках украшали залы и галереи Лувра и Версаля. Е.А. Титова |
18 Октябрь 2023 | Петербургская шпалерная мануфактура (лекция)
Гобелены издревле были любимы в Западной Европе. Как и многое другое, развитие данной сферы на русской земле будет связано с преобразования Петра 1. Царь лично в 1716 г посетил общепризнанный центр производства - Королевскую Гобеленовую мануфактуру в Париже и пригласил нескольких мастеров (Иоганна Бурдейна, Иоганна Гошера, Филиппа Бегагля и др.) на службу в Россию. Прибывшие в страну специалисты, брали себе в подмастерья учеников из местных, формируя тем самым русскую школу. Так в Санкт Петербурге появилось новое направление декоративно-прикладного искусства, использующее свой материал и имеющее свои законы. А.В. Миронова |
УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ: |
---|
Лекции и занятия проводятся по средам в 19:00 в лекционном зале на ул. Манежная, д.7 и транслируются онлайн (запись лекции посетителям не высылается).
Для большего комфорта при просмотре транслируемых лекций и лучшего качества воспроизведения трансляций рекомендуем Вам установить приложение сервиса VideoMost. VideoMost для ПК VideoMost для Android VideoMost для IOS
Стоимость для одной лекции в лекционном зале для всех категорий – 250 руб. Стоимость одной лекции онлайн для всех категорий граждан – 200 руб.
Приобрести билеты на каждую лекцию вы можете: - онлайн на нашем сайте; - в кассах в Александровском саду только в день чтения лекции; - в терминале у административного корпуса Музеев Московского Кремля на ул. Манежная, д.7 (у лекционного зала).
Абонемент для посещения лекций для основной категории посетителей — 1250 руб. Абонемент для посещения лекций для льготных категорий посетителей — 1000 руб.
Приобрести абонемент вы можете: - онлайн на нашем сайте кроме льготного; - в кассах в Александровском саду. |
АВТОРЫ: |
---|
 | МИРОНОВА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНАЛектор-искусствовед, сотрудник Лекционного отдела. |
 | ТИТОВА ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНАЛектор-искусствовед II категории. Сотрудник лекционного отдела. |