В 1903 году император Николай II и императрица Александра Федоровна провели Страстную и Пасхальную недели в златоглавой Москве, что было воспринято русским обществом, и в особенности москвичами, как знаменательное событие. После трагедии на Ходынском поле, когда во время коронационных торжеств 1896 года в давке погибло больше тысячи человек, августейшая чета не любила бывать в древней русской столице, где все напоминало о том страшном событии. Различные события и впечатления, связанные с пребыванием императорской четы в Москве, легли в основу пасхального шедевра Карла Фаберже, посвященного историческому визиту 1903 года.   

Яйцо «Московский Кремль» по праву считается символом кремлевской коллекции изделий Фаберже. Выполняя это необычное по замыслу произведение, мастера фирмы стремились создать образ древнего Московского Кремля, одновременно величественного и сказочно нарядного.  Задачи сделать его модель не ставилось, поэтому яйцо является фантазийной вариацией на тему кремлевских стен, башен и храмов. Его декор, покрытый белой прозрачной эмалью и увенчанный полированным золотым куполом, навеян архитектурой Успенского собора. В одном из застекленных окошек виден празднично освещенный интерьер храма, написанный на находящейся внутри овальной стеклянной пластине. Можно разглядеть грандиозный иконостас, царское место и передние массивные столбы с фресковой живописью. Подставка из красного золота представляет собой дважды воспроизведенные Спасскую и Водозводную башни, соединенные между собой стенами с причудливыми фантазийными решетками. На Спасской башне помещены гербы Российской империи и Москвы, а в киотах над воротами – миниатюрные эмалевые иконы «Богоматерь Казанская» и «Христос Вседержитель».

Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его блестящий золотой купол парит над эмалевыми кровлями башен. Ярко выражены три уровня, соединенные между собой поднимающимися к храму лестницами с многочисленными ступеньками. В виртуозном ювелирном произведении с золотым куполом Успенского собора, в котором видели символ самодержавной власти, – нашла также воплощение идея восхождения к Богу и духовного совершенствования человека. Во время посещения Москвы августейшей четой на Пасху 1903 года произошел небольшой эпизод, не ускользнувший, однако, от внимания прессы. Николаю II очень понравилась «Херувимская», которую хор исполнял во время литургии в Успенском соборе Кремля. Император похвалил пение и спросил у директора синодального хора, кто автор музыки; им оказался композитор А. Д. Кастальский. Придворному мастеру, вероятно, была известна история с «Херувимской», поэтому он и решил озвучить свою сложную ювелирную конструкцию, созданную камнерезами, эмальерами, художниками-миниатюристами и ювелирами фирмы. Яйцо имеет музыкальный механизм, он заводится золотым ключом, и тогда звучат так понравившиеся царю волшебные херувимские мелодии – праздничные пасхальные гимны.

Яйцо «Московский Кремль» – грандиозное и сложное творение фирмы К. Фаберже, является самым крупных из императорских пасхальных яиц, хранящихся в Оружейной палате.       

 

 
вверх