Большой четырехместный экипаж типа «большая карета», выполненный во Франции в начале XVIII века, привлекает внимание красотой силуэта и совершенством пропорций. Кузов кареты со слегка изогнутыми передней и задней стенками суживается книзу и закрыт стеклом в верхней части передней и боковых стенок и дверей. У нее есть рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука и закрепленная внутри кузова подножка.

Декор кареты выполнен в стиле «регентства», характерном для французских экипажей этого времени. Деревянная позолоченная резьба невысокого рельефа сплошь покрывает карниз, спуски, наличники окон и дверей. Выразительный, тонко проработанный узор отличает реалистичная трактовка отдельных мотивов, сочетающихся с причудливыми фантастическими образами, а также симметрия и строгое построение орнамента. При этом сочетание прямых и скругленных линий, свободное решение отдельных элементов придает достаточную подвижность и легкость декору.

В орнамент включены изображения атрибутов искусства, военной арматуры, цветочные гирлянды, маски, раковины и ветки с листьями. Большое место занимает трельяж – ромбовидная сетка с розетками, образующая почти кружевной узор. Немаловажная роль в оформлении экипажа отведена живописи в золотисто-зеленых и красных тонах на мифологические сюжеты: на боковых стенках изображены путти с трубами и литаврами, на дверях и передней стенке – музы Клио, Талия и Эвтерпа, на задней – нимфы. Декоративное убранство кареты дополняет золоченая бронза. Восемь бронзовых ваз украшают крышу кузова, обивка которой зафиксирована гвоздиками, круглые шляпки которых составляют сплошную полосу и играют роль орнамента. Из бронзы также выполнены ручки дверей, массивные пряжки и запряжники. Каждая рессора прикрыта бронзовой золоченой ажурной пластиной, на которой изображена женская фигурка среди прихотливо извивающихся стеблей. Пластины отлиты в высоком рельефе, демонстрируют зрелое мастерство, тонкую манеру исполнителя. В декоре передней части стана использована деревянная скульптура в виде аллегорических женских фигур, преисполненных сдержанным неторопливым ритмом. Дополняет внешнее убранство кареты внутренняя обивка кузова и намет из итальянского рытого бархата приглушенного голубого тона с некрупным изящным рисунком.

Большинство известных нам архивных документов называет местом изготовления кареты Францию. Особенно близка она к экипажам, выполненным в Париже (по стилю оформления, трактовке бронзового декора). По мнению одних исследователей экипаж принадлежал голштинскому принцу Карлу Фридриху, прибывшему в 1721 году в Петербург в качестве жениха дочери Петра I Анны Петровны. По другой версии, экипаж является свадебным подарком Петра I своей дочери, которая вместе с мужем уехала на нем в Голштинию. В документе, имеющем непосредственное отношение к составлению брачного контакта Анны Петровны и Карла Фридриха, упоминается похожая карета, заказанная императором Петром I для Анны. Обратно экипаж поступил на придворный петербургский Конюшенный двор из Голштинии в 1740-е гг. Возможно, в этом экипаже приехал в Россию в 1742 году сын Анны Петровны – будущий император Петр III.

 
вверх