Севрская императорская фарфоровая мануфактура


Значительную часть коллекции фарфора Оружейной палаты составляет «подарок Наполеона», преподнесенный Александру I Наполеоном Бонапартом в 1807 году в честь заключения Тильзитского мира. В этот комплекс вошли такие знаменитые фарфоровые сервизы как «Олимпийский», «Египетский», «Ботанический» сервиз-кабаре и большая группа изделий лучших парижских фарфоровых заводов. К сожалению, «Египетский» сервиз, за исключением нескольких предметов, был утрачен, но оставшаяся в музее группа предметов французского производства достаточно представительна и заслуживает особого внимания. Один из наиболее значимых и известных фарфоровых шедевров из коллекции Оружейной палаты – «Олимпийский» сервиз, выполненный мастерами Севрской императорской фарфоровой мануфактуры.

Фарфоровая мануфактура, основанная ее в 1738 г. дворянином д'Орри де Фюльви, располагалась в замке Венсенн под Парижем. Владелец получил эксклюзивные права на производство фарфора и организовал предприятие, выпускавшее мягкий фарфор. На заводе работали лучшие мастера своего дела, приглашенные из Шантильи, что обусловило исключительное художественное качество изделий как венсеннского предприятия, так, впоследствии, и Севрской мануфактуры. Химиком завода был Ж. Элло, живописную мастерскую возглавил Ж.Ж. Башелье, королевский ювелир Жан Клод Дюплесси выступал в качестве модельмейстера. Людовик XV оказывал заводу покровительство, в том числе финансовую поддержку, а в 1753 г. стал пайщиком компании. Именно тогда предприятие получило название Королевской фарфоровой мануфактуры. В 1756 г. ее перевели в Севр, а в 1759 г. она поступила в полную собственность короля. Несмотря на некоторые сложности в технологическом процессе производства, связанные с переходом к твердому фарфору, художественный стиль Севрской мануфактуры  с самого начала завоевал лидирующие позиции и стал эталоном высокого вкуса. Завод прославился замечательными открытиями в области цветового решения фарфора, добавив в производство новых красок и оттенков. Венсенн–Севр первым начал выпускать мелкую пластику, в том числе многофигурные композиции из бисквита (неглазурованного фарфора). Модели для пластики с 1757 г. выполнял великий скульптор Этьен Морис Фальконе; кроме него, на заводе работали и такие мэтры, как Клодион (Клод Мишель) и Симон Буазо.

С приходом к власти Наполеона Бонапарта завод изменил название на Севрскую императорскую фарфоровую мануфактуру. В этот период предприятие выполняло наиболее масштабные и грандиозные по объему заказы. К производству твердого фарфора Севр подошел только в 1769 г., начав использовать каолин, добывавшийся в районе Лиможа. Однако основная масса продукции по-прежнему выполнялась из мягкого фарфора. Предприятие полностью перешло на производство твердого фарфора в начале XIX в., когда пост его директора занял выдающийся ученый-химик Александр Броньяр, успешно руководивший заводом почти полвека. После франко-прусской войны, в 1876 г., завод был переведен в Сен-Клу и переименован в Национальную Севрскую мануфактуру, сохранив при этом историческое географическое название. Достигнутый при А. Броньяре высокий технический уровень завода остается неизменным и по сей день.


Олимпийский сервиз


Олимпийский сервиз был выполнен на знаменитой французской императорской мануфактуре Севра в 1804–1807 гг. по заказу императора Наполеона Бонапарта. Предназначенный для свадьбы его брата Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской сервиз был представлен среди подарков молодоженам 23 августа 1807 г. в Люксембургском дворце в Париже, а уже в сентябре того же года драгоценный фарфор был упакован и отправлен в путешествие в Россию как дар императора Франции императору Александру I.

К изготовлению «Олимпийского» сервиза были привлечены лучшие силы Севрской мануфактуры. Александр Броньяр, руководитель предприятия в это время, поручил выполнение проекта и дизайна сервиза своему отцу, Александру Теодор Броньяр. Будучи известным архитектором, занимавшимся как строительством, так и реконструкцией и модернизацией зданий, выстроенных в XVII–XVIII вв., А.Т. Броньяр проявил свои таланты дизайнера в полной мере и разработал не только изобразительную схему, но также состав и формы корпусных предметов сервиза, его скульптурный декор.

Свое название «Олимпийский» сервиз получил благодаря сюжетам украшающей его росписи, заимствованным из античной мифологии. Для изображения отбирались не только те эпизоды из похождений олимпийских богов и героев, которые прославляют взаимную любовь и супружеские добродетели, но и отрицательные примеры – ревность, недоверие, гордыня, неверность, служившие предостережением от разрушения счастливого брака.

Это десертный сервиз, оформленный с особенной роскошью. По количеству входящих в него предметов – сто шестьдесят шесть – «Олимпийский» сервиз невелик. Его основу составили чаши для фруктов и сладостей различных размеров и форм, компотьеры, бутылочные и рюмочные передачи, четыре эффектные мороженицы, вазы-геридоны, сахарницы и корзины для жасмина и, разумеется, шестьдесят девять великолепных десертных тарелок, давших сервизу его «Олимпийское» название. В комплекс также входят настольное украшение скульптурную композицию «Бахус и Церера на колеснице, запряженной быками», две колонны, увенчанные фигурами Аполлона и Дианы, две вазы для фруктов «Три грации», а также две вазы-ритона, создававшиеся отдельно от самого сервиза. Кроме того, к украшению относятся: тридцать одна вазочка «на один цветок» и чайный сервиз-кабаре на двенадцать персон, сервировавшийся на отдельном столике.

По форме, содержанию и художественному решению декора сервиз служит ярким примером стиля ампир с его тяготением к античным мотивам. В производстве сервиза участвовали лучшие мастера Севрской мануфактуры. Автором художественного проекта выступил выдающийся архитектор Теодор Броньяр. В качестве образцов росписи были использованы произведения Рафаэля, Жан-Жака Лагрене, Жана-Огюста-Доминика Энгра, Жака-Луи Давида, а также античные фрески. О замечательных памятниках Севрской мануфактуры написано немало монографий и статей. Стиль, созданный художниками Севра, диктовал моду в украшении фарфора со второй половины XVIII до первой половины XIX в.

По своему типу «Олимпийский» сервиз относится к станковым произведениям, требующим внимательного рассмотрения и прочтения, размещения в специальных шкафах-горках, почитающимся как фамильные реликвии, передача которых из поколения в поколение стала бы семейной традицией. Почему же в сентябре 1807 года сервиз в составе других драгоценных произведений лучших парижских фарфоровых заводов пересек всю Европу, чтобы навсегда остаться в России. Наполеон Бонапарт имел определенные матримониальные планы в отношении младшей сестры императора Александра I, великой княжны Екатерины Павловны. Можно предположить, что «Олимпийский» сервиз послужил намеком на будущий союз двух великих держав и, в перспективе, все-таки остался бы национальным сокровищем Франции. Однако сватовство не увенчалось успехом, и Наполеон получил решительный отказ.

Познакомиться ближе с шедевром Севрской мануфактуры можно посетив музей Оружейной палаты, где «Олимпийский» сервиз представлен в экспозиции зала №5, витрине №43, а также в рамках виртуального тура на тематическом сайте Оружейной палаты.


Олимпийский сервиз. Десертные тарелки


Тарелка «Юпитер и Юнона»Тарелка «Венера и Амур»Тарелка «Амур пробуждает Психею»Тарелка «Покинутая Психея»Тарелка «Амур обнаруживает беременность Психеи»Тарелка «Аполлон-Мусагет»Тарелка «Геркулес похищает Гесиону после разрушения Трои»Тарелка «Елена и Парис»Тарелка «Аврора»Тарелка «Эдип, вскармливаемый пастухом»Тарелка «Отъезд Энея»Тарелка «Девкалион и Пирра»

Каждая группа предметов, входящих в состав Олимпийского сервиза, по-своему интересна. Однако десертные тарелки, составляющие чуть меньше половины комплекта, несомненно, являются наиболее важной его частью. Содержание и характер росписи тарелок, выполненной по мотивам греко-римской мифологии, обусловлено торжеством, по случаю которого он был создан. Это настоящий «сервиз невесты», в декоративном убранстве которого заключено благопожелания и наставления для супружеской четы, поданные в изысканной аллегорической форме. «Трудно найти другое произведение, в котором на основе мифологических сюжетов было бы создано столь высокоморальное повествование, поучение, долженствующее скрепить будущий брак и сделать его счастливым, если, разумеется, будущая обладательница сумеет это поучение прочитать»1.

Терракотовый борт тарелок украшен гризайльными розетками и золотым стилизованным растительным орнаментом. Шедевром миниатюрной росписи является украшение марли тарелок – плотно сплетенная розовая гирлянда, исполненная гризайлью в сепиевых тонах с легкими золотыми оживками. На оборотной стороне каждой тарелки нанесена подглазурная надпись по-французски, поясняющая, что изображено на зеркале.


ПодробнееСвернуть

Олимпийский сервиз. Корпусные предметы


Передача бутылочнаяПередача бутылочная. РакурсПередача бутылочная. РакурсПередача рюмочнаяПередача рюмочная. РакурсПередача рюмочная. РакурсЧаша для фруктов большаяЧаша для фруктов большая. РакурсЧаша для фруктов большаяСахарница с крышкойСахарница с крышкойСахарница с крышкойВазы-геридоныКорзина для жасминаКорзина для жасмина. ФрагментКорзина для жасмина. РакурсВаза-стопа для мороженого «Четыре времени года»Ваза-стопа для мороженого «Четыре времени года». ФрагментВаза-стопа для мороженого «Четыре времени суток»Ваза-стопа для мороженого «Четыре времени суток». Фрагмент
Ваза-стопа для мороженого «Четыре стихии»Ваза-стопа для мороженого «Четыре стихии». ФрагментВаза-стопа для мороженого «Война и мир»Ваза-стопа для мороженого «Война и мир». ФрагментВазы-ритоны «Рог изобилия»Вазы для фруктов «Три грации» со съемными тарелкамиВазы для фруктов «Три грации» со съемными тарелками. Ракурс

Корпусные предметы из Олимпийского сервиза заключают в себе прямые реминисценции классических форм: бутылочные передачи выполнены в виде бочкообразных кратеров, компотьеры и сахарницы вторят очертаниям античных киликов, образцом для высоких морожениц послужил античный треножник-жертвенник. Цилиндрические вазы для жасмина с сильно отогнутым верхним краем напоминают плетеные корзины. Интересен скоромный, но тонко выполненный скульптурный декор, украшающий корпусные предметы: полуфигуры сфинксов (ножки больших чаш), дельфины – ножки компотьеров и сахарниц, головы овнов – ручки бутылочных и рюмочных передач.


ПодробнееСвернуть

Олимпийский сервиз. Сервиз-кабаре


Чашка с блюдцем из сервиза-кабаре из «Олимпийского сервиза»Блюдце из сервиза-кабаре «Олимпийского сервиза». Фрагмент росписиСахарница с крышкой из сервиза-кабаре «Олимпийского сервиза»


«Ботанический» сервиз-кабаре


«Ботанический» кабаре-сервиз. Чашки с блюдцем«Ботанический» кабаре-сервиз. Сахарница с крышкой. Фрагмент росписи«Ботанический» кабаре-сервиз. Полоскательница

Подлинной жемчужиной кремлевской коллекции французского фарфора является небольшой сервиз-кабаре, который условно называется «Ботаническим». Появление таких сервизов в конце XVIII в. связано с распространением традиции пить чай или кофе по окончании основного застолья. Кабаре играли роль дополнения к основному комплекту и могли не вторить ему по своему облику и стилю оформления, поскольку выставлялись на отдельном столике. У «Олимпийского» сервиза есть собственный кабаре, украшенный композициями с играми амуров по рисункам Рафаэля.

«Ботанический» кабаре-сервиз отличается сдержанностью геометрических форм и классическим для ампира колористическим решением, где помпезность золота с терракотой смягчается документально точными живописными резервами: в медальонах, украшающих каждый предмет комплекта, изображены цветы – иногда экзотические, иногда оранжерейные, а иногда и вполне обычные. Как и любая серьезная Севрская фарфоровая мануфактура располагала прекрасными ботаническими атласами, позволявшими эту точность соблюдать.


ПодробнееСвернуть

Предметы из «Египетского сервиза»


Корзины для цветов (две)Корзины для цветов (две)Корзины для цветов. РакурсВазы для фруктов (две)

Как было сказано ранее, в 1930-е гг. в результате переформирования музейных коллекций Оружейная палата лишилась многих драгоценных экспонатов, в том числе практически полностью был вывезен «Египетский» сервиз, подаренный императору Александру I в числе других фарфоровых шедевров Наполеоном Бонапартом. В кремлевском собрании остались две вазы для фруктов и четыре декоративные корзины. Отдельные предметы – чашки с блюдцами – поступили в коллекцию через закупочную комиссию музея в 1995 г.


ПодробнееСвернуть

1Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.

 
вверх