Царь Михаил Федорович находился на престоле тридцать два года и ушел из жизни, «оставя земное царство», 12 июля 1645 г. Уже на следующий день его сын, шестнадцатилетний царевич Алексей Михайлович, был объявлен новым государем.

Церемония венчания на царство Алексея Михайловича состоялась после окончания траура не только по умершему царю, но и по его жене, матери Евдокии Лукьяновне, умершей вскоре после мужа, и практически повторила церемонию венчания его отца.

Ранним утром 28 сентября 1645 года под звон колоколов новый царь прошел в главный собор и был венчан там. Церемонию вновь проводил патриарх Иосиф. Она отличалась на этот раз лишь большей пышностью, поскольку царская казна не была разорена, как это было в 1613 году.

Обращаясь к царю Алексею Михайловичу, патриарх Иосиф назвал его внуком царя Федора Ивановича, тем самым подчеркивая преемственность новой династии русских царей от прежней. Похвалил он и отца Алексея Михайловича, сказав, что он, соблюдая благочестие и веру, «в покое и в тишине, и в благоденствии» устраивая свою державу, заслужив уважение и любовь своих подданных, сумел установить мирные отношения с окрестными государями, а некоторых и принять в свое подданство. Сказал он и о том, что благословляет и венчает Алексея Михайловича на великие и славные государства, которыми владели его предки, «на Владимирское, и Московское, и Новгородское, и на царства Казанское, и Астраханское, и Сибирское», и на все вновь присоединенные земли и помазывает его святым миром, «по царскому древнему чину и достоянию». Возлагая на царя венец и бармы, патриарх пожелал ему: «Чтоб от Вас, великого государя, от вашего царского прекрасно цветущего корня пресветлая и прекрасная ветвь процвела в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царствия в род и род, в веки и на веки».

Идея о преемственности власти московских государей от византийских монархов, ярко заявившая о себе со времени великого князя Ивана III, была унаследована государственной идеологией XVII столетия. Тенденция к «византинизации» разных сторон придворной жизни, характерная для первых царей династии Романовых, нашла реальное воплощение в создании новых символов верховной власти. Сохранились регалии царя Алексея Михайловича, несущие подобную идейную нагрузку. Это держава и бармы, созданные по заказу царя в Стамбуле между 1660 и 1662 гг.

Для Алексея Михайловича заказ этих регалий имел важный смысл, поскольку он воспринимал себя не только защитником вселенского православия, преемником веры византийских императоров, но и их политическим наследником. 


Портрет царя Алексея Михайловича

Портрет царя Алексея Михайловича

Неизвестный художник.
Россия.

Портрет царя Алексея Михайловича воспроизводит архаичный для второй половины XVIII в. парсунный тип. Важным новшеством, отличающим светский портрет от иконных образов, было стремление мастеров к передаче портретного сходства, которое, несмотря на сглаженность черт Алексея Михайловича, проступает и в этом изображении.


Бармы царя Алексея Михайловича

Бармы царя Алексея Михайловича

Стамбул, 1660–1662 гг.
Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, ткань; чеканка, эмаль, резьба.

Драгоценное оплечье, бесспорно, принадлежит к замечательным произведениям ювелирного искусства. Оно было изготовлено в Стамбуле в 1660–1662 гг. по заказу царя Алексея Михайловича. Согласно архивным документам  бармы выполнялись по «образцу», который был выдан Ивану Юрьеву из приказа Золотой палаты Московского Кремля. По-видимому, это был рисунок, на котором, прежде всего, были тщательно переданы сюжетные композиции, украшающие медальоны барм.

Изображения на бармах, мастерски наведенные прозрачными эмалями, подчинены идее прославления верховной власти. Так, на одном из медальонов помещена фигура библейского царя Давида, помазанного на царство пророком Самуилом. Не менее важный смысл имеют и изображения святых Константина и Елены на другом медальоне. Константин Великий, первым из римских императоров принявший христианство, всегда воспринимался как идеальный монарх, в панегирических сочинениях ему постоянно уподобляли Алексея Михайловича.


Держава царя Алексея Михайловича

Держава царя Алексея Михайловича

Стамбул, 1660–1662 гг.
Золото, алмазы, рубины, сапфиры; литье, чеканка, резьба, эмаль.

Держава, или «яблоко», как ее называли в описях царской казны XVII в., была выполнена вместе с бармами по указу царя Алексея Михайловича в 1660–1662 гг. в Стамбуле. Согласно архивным документам, держава, выполнялась по «образцу», подготовленному в кремлевских мастерских. Скорее всего, образец определял лишь ее форму. Орнаментальное же оформление, очевидно, целиком выполнено по замыслу ее создателей. Оно носит явно восточный характер и близко к работам стамбульских мастеров.


Трон Алмазный

Трон Алмазный

Иран, 1659 г.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткань, дерево; литье, чеканка, резьба, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая   миниатюра по дереву.

Одним из самых богатых тронов в коллекции Оружейной палаты является так называемый Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России. Трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами. Причудливый растительный орнамент прочеканен на пластинах. Резная полоса с крупным узором, изображающим процессию слонов с восседающими на них погонщиками, окаймляет низ трона. На спинке трона в картуше с жемчужной обнизью шитая надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».

 
вверх