При создании новой экспозиции Оружейной палаты было сформировано девять тематических залов. "Главными" залами музея, с которых предполагалось начинать осмотр, были залы второго этажа, куда вела парадная лестница. Экспонаты "Бронного", "Оружейного", "Трофейного", "Коронного" и "Серебряного" залов отражали блеск, величие и могущество правящего рода Романовых, ракрывали политическую, военную, дипломатичекую историю России.

Экспонаты первого этажа были менее значимы с точки зрения официальной идеологии. "Модельный", "Портретный", "Бытовой", "Каретный" залы включали личные вещи государей, трофеи, добытые после подавления польского восстания 1831 года, предметы быта, парадного выезда, экипажи.

Во второй половине XIX в. в "Коронном" зале Оружейной палаты с выемки из витрин древних государственных регалий начиналась церемония коронации императора. Регалии на подушках золотой парчи переносились в Большой Кремлевский дворец, а после - к месту коронации в Успенский собор Московского Кремля.

Восшествие на российский престол императора Александра II ознаменовало появление нового государственного церемониала. В августе 1856 г. в "Трофейном" зале Оружейной палаты впервые произошла церемония освящения государственного знамени, созданного к коронации Александра II.

В 1860 году директор Оружейной палаты Александр Фомич Вельтман опубликовал каталог новой экспозиции музея. К нему штатный художник Оружейной палаты Дмитрий Михайлович Струков выполнил акварельные виды Бронного, Оружейного, Коронного и Каретного залов. Впервые, не только в России, но и за рубежом (каталог был переведен на французский язык) образованные читатели смогли увидеть российский императорский музей.

Императорское древлехранилище не стояло в стороне от процессов, происходивших в российской науке и музейном деле. В 1860-е гг. в Оружейной палате начались работы по осуществлению беспрецедентного по масштабу и значимости проекта подготовки научной описи коллекций, которая завершилась публикацией 8-ми томной Описи Московской Оружейной палаты 1883-1894 гг.

В начале 1860-х годов к работе над иллюстрированием Описи привлекают фотографа-любителя И.Г. Волкова, а более позднее печатное издание Описи Оружейной палаты 1884 г. иллюстрируют фототипиями, выполненными одним из лучших фотографических заведений Москвы – художника М.М. Панова. Также в 1880-е – 1900-е гг. предметы и залы Оружейной палаты снимали И.Ф. Барщевский, И.И. Грибов, Г.В. Трунов, знаменитая фирма "Шерер, Набгольц и K0" и др.

Благодаря этим редким фотографиям и стало возможным создание нашей виртуальной выставки.

Приглашаем Вас в залы императорского музея второй половины XIX века.

 
вверх