Фотография В экспозиции "Трофейного" зала нашли яркое выражение идеи прославления самодержцев, были отражены основные направления внешней политики России, победы русского оружия в XVIII — начале XIX веков.

Трофеи Полтавской битвы первой серьезной победы российских войск над шведами в ходе Северной войны, с окончанием которой и, подписанием в 1721 г. Ништадтского мира, была открыта новая страница в истории русской государственности, произошло становление российской империи, были сгруппированы вокруг портрета Петра I, приписываемого авторству Танауэра. Эти трофеи, в числе которых были носилки Карла XII, которыми он пользовался во время Полтавской битвы из-за ранения в ногу. Пистолеты, шпаги, навершия шведских знамен, значки, трубы, литавры, барабан и офицерские знаки, взятые у шведов под Полтавой, были переданы в музей Петром I в 1709 году.

Под портретом Екатерины II размещались ключи турецких крепостей Килии, Бендер, Аккермана, Кубы, Еникополя, Перекопа и Ясс захваченных в ходе двух русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. В продолжение царствования Екатерины II актуальными вопросами внешней политики России были не только русско-турецкие, но и русско-польские отношения. В правление Екатерины II произошел раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией, в результате, которого Россия вернула себе ту часть "древних земель, которые в XIV в. были захвачены у нее Великим Княжеством Литовским", как считали политики XIX века. Отражением "польского вопроса" в этом трофее были знамена польских войск, в том числе участвовавших в наполеоновских войнах на стороне диктатора и разгромленных вместе с ним. Два знамени первого польского легиона времени французской республики 1830 г., хронологически несколько не соответствовавших периоду правления императрицы Екатерины II, могли быть связаны и с противоборством революции, как одним из основных направлений её политики.

Портрет Александра I был центром трофея, представлявшего памятники внешней политики правления этого императора, были представлены свидетели русско-турецкой войны 1806 - 1812 годов ключи крепости Браилов, взятой в 1809 году. В этом же трофее получил логическое завершение "польский" вопрос. Его отражала группа предметов, хронологически выходившая за рамки царствования Александра I. В мае 1829 г., реализуя свое право, приобретенное для русской династии Александром I, Николай I короновался на польский престол. В 1830-1831 гг. вспыхнуло народно-освободительное движение, охватившее все земли Польского королевства, на подавление которого была двинута армия. Во время своего похода она взяла в 1831 г. польскую крепость Замостье. Знаки сдачи крепости — ключи, были представлены в "трофее". Польская Конституция 1815 г., дарованная полякам Александром I, была ликвидирована. Её текст, а также специальный бронзовый ларец, служивший для него футляром, были размещены у подножия портрета Александра I. Вокруг него были собраны трофейные знамена польской армии. Выбором места для этих экспонатов, а также особым комментарием, который их сопровождал, Николай I выразил оценку внешней политики своего брата в отношение Польши: "Александр I, благодетель Польши, пожаловал знамена сии своей Польской армии. Великодушию отвечала измена; храбрая, верная российская армия знамена сии возвратила, взяв приступом и пощадив Варшаву 25 и 26 августа 1831 г."

Европейскую политику Николая I в полной мере раскрывал следующий "трофей". Под портретом этого императора в рост располагалась группа знамен, взятых русскими войсками во время подавления венгерской революции 1849 г.

Дополняли экспозицию Трофейного зала тронные кресла Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра III, Николая II и императриц Марии Александровны и Александры Федоровны из Грановитой палаты и Андреевского зала Большого Кремлевского дворца. В витринах около входа в следующий Коронный зазл были представлены государственные знамена Александра II и Александра III. В центре зала находилась круглая витрина с аксесуарами к великокняжескому и царскому костюму XII - XVII веков. В том числе предметы из знаменитого Рязанского клада. Увенчана витрина композицией из государственного щита, меча и знамени императора Николая II.

 
вверх