Первое из шести шведских посольств, отправленных в Россию в XVII веке, было посольство королевы Кристины 1647 года к царю Алексею Михайловичу. Его целью было поздравить царя с восшествием на трон, и вместе с тем, подтвердить Столбовский мирный договор 1617 года, завершивший русско-шведскую войну 1614-1617 годов.

Посольство общей численностью; сто пятьдесят семь человек возглавлял государственный; советник Эрик Юлленшерна (1602-1657), губернатор Выборгского, Ништадского и Коменегородского ленов;и первый шведский губернатор Ингерманландского; и Кексгольмского ленов. В помощь Юлленшерне посланниками были назначены Ханс Врангель и секретарь Ларс Кантерстен.

Посольство направилось на корабле через Балтийское море и дальше к Ниену, который после 1642 года стал главным городом Ингерманландии. Как только посольство пересекало границу между Швецией и Россией, за питание, проживание и лошадей должны были отвечать русские хозяева, так же как Швеция отвечала за содержание русского посольства в Стокгольме весной 1646 года.

Выданные посольству многочисленные и подробные инструкции и указания для предстоящих переговоров датированы 31 мая 1647 года. Большому вниманию в инструкции уделялось титулам, которым следовало пользоваться при общении с правителями, поскольку они подчеркивали сферу влияния владык и их амбиции. Участникам посольства рекомендовалось проявлять наблюдательность и докладывать обо всем, представлявшем какой-либо интерес, правителю и государственному совету.

Отъезд из Стокгольма состоялся 23 июня, и 2 июля посольство прибыло в Нарву. Оттуда оно в экипажах отправилось в Ниен, чтобы дожидаться известия от новгородского воеводы о том, когда можно будет пересечь границу. Это произошло только 22 июня. Посетив Новгород, посольство через три недели прибыло на окраину Москвы, где его встречал шведский резидент Петер Крусебьерн. По пути в ситуациях, когда возникала необходимость кого-нибудь отблагодарить, было в общей сложности раздарено шестнадцать кубков, ушла и часть денег на "подношения" людям, помогавшим шведским посланникам. Только самые крупные из привезенных кубков считались достаточно роскошными для вручения на большом приеме в Грановитой палате Московского Кремля, который состоялся 2 сентября 1647 года.

Шведы подчеркивали, что подарки «не являются обязанностью, а происходят от доброго распоряжения Ее Королевского Величества». Во время процессии все участники ехали на царских лошадях, а возглавлял ее маршал Эрик фон дер Линде. Далее следовали камер-юнкеры, за ними стрельцы из личной охраны царя несли подарки королевы Кристины, потом "собственные слуги посланников" с личными дарами легатов, замыкали процессию посланники и приставы. В Грановитой палате восседал на троне правитель России, царь Алексей Михайлович. Сводчатый зал с расписными стенами и коврами на полу был заполнен боярами и знатью в расшитых золотом одеждах и высоких черных лисьих шапках. Шведским легатам разрешили не снимать шляп, но им пришлось стоять вдали от трона. Во время приема царь Алексей Михайлович поднялся и спросил: "Как поживает королева Кристина?". Затем легатам позволили поцеловать его руку. И вот были внесены шведские серебряные дары, среди которых находились роскошные кубки, вазы-рассольники, кувшины, блюда. Их рассматривали по очереди: сначала дары королевы, потом дары легатов. После этого шведов, в знак особого расположения, удостоили "царской трапезы с кушаньем и питьем".

В конце ноября, после переговоров, посольство покинуло Москву. При отъезде всем участникам посольства, соответственно их рангу, подарили собольи шкурки.


01# Кубок-исполин со съемной крышкойКубок-исполин со съемной крышкой

Германия, Нюрнберг, 1609 г
Мастер Ханс Райф.
Серебро, чеканка, литье, пунцирование.
Подарен шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Кубки исполинских размеров стали создаваться нюрнбергскими златокузнецами во второй половине XVI века. Постепенно этот тип изделия получил распространение во всех германских землях, а затем и в других странах. До наших дней дошли лишь отдельные экземпляры. И в XVII веке кубок-исполин принадлежал к числу исключительных и дорогих даров. Его преподносили по особому случаю, например при вступлении на престол. Послы Речи Посполитой привозили в дар русским царям исполины, наполненные золотыми монетами, в 1590 и 1560 годах.

Французский дипломат Шарль Ожье писал, что в Швеции, как и в Германии, эти кубки нередко называли вилькомами (нем.Willkom). Вплоть до XVIII века вилькомы изготавливались в качестве предмета, представлявшегося на получение звания мастера.

Роскошно орнаментированный кубок-исполин, подаренный королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу, является великолепным примером позднеренессансной драгоценной утвари работы южнонемецких златокузнецов. На оборотной стороне основания кубка гравирована надпись, сообщающая о факте его вручения послами королевы Швеции Кристины во время аудиенции у царя Алексея Михайловича 2 сентября 1647 года. За надписью следует краткая помета Казны о весе кубка на момент его вручения царю – 34 фунта 48 золотников.


02# Кубки-исполины со съемной крышкойКубки-исполины со съемной крышкой

Германия,Нюрнберг, 1603-1609 гг.
Мастер Ханс Бойтмюллер.
Серебро, чеканка, литье, пунцирование.
Подарены шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Кубки «исполинские», серебряные чеканные, сплошь позолоченные, позднеренессансной формы, с высокими чашами, на фигурных ножках и высоких с перехватом основаниях, с крышками. Кубки хранились в шведской королевской сокровищнице еще в 1635 году. В 1931 году один из кубков был выставлен на продажу аукционным домом Bukowskis в Стокгольме, но затем снят с торгов и возвращен в собрание кремлевского музея. Ханс Бойтмюллер, нюрнбергский златокузнец (работал в 1588-1622 годах), был одним из ведущих мастеров своего поколения. Судя по количеству дошедших до нас работ, он имел большую мастерскую.

Кубки близки по размеру и пропорциям. Можно предположить, что отдельные литые детали, например, дужки в виде рога изобилия, выполнялись в одной мастерской. Возможно, кубки были изготовлены по одному заказу. На оборотной стороне основания каждого из кубков гравирована кириллицей надпись, сообщающая о факте его вручения послами королевы Швеции Кристины во время аудиенции у царя Алексея Михайловича 2 сентября 1647 года. За пространной надписью следует краткая помета Казны о весе кубка на момент его вручения царю – 26 фунтов (примерно 10 650 г). Разницу в весе по сравнению с настоящим можно объяснить утратой части деталей.


03# Ваза-рассольник из сета Ваза-рассольник из сета «Зодиак»

Германия, Нюрнберг, 1609-1629 гг.
Мастер Генрих Бринкман I.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.
Подарена шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

С 1835 года в Московской Оружейной палате хранятся восемь ваз-рассольников, привезенных послами королевы Швеции Кристины царю Алексею Михайловичу в 1647 году. В центре чаш – круглые, чуть выпуклые мишени, украшенные чеканными жанровыми композициями на темы годового цикла со знаком зодиака. Фигуры изображены на фоне городского или сельского пейзажа, в саду, в лесу или в интерьере. О времени года говорят распускающая листва деревьев, созревающее засеянное поле или фрукты, упавшие на землю. На оборотной стороне чаши каждого рассольника, под гладкой пластиной гравированы традиционные символические обозначения знаков зодиака, соответствующие чеканным изображением в мишени. Вазообразная ножка с тремя S-образными дужками декорирована в верхней части жемчужником. В декоре основания присутствуют изображения связок плодов и крылатых головок амуров в драпировках, в обрамлении рольверк-орнамента.

На оборотной стороне основания каждой вазы-рассольника гравирована кириллицей надпись, сообщающая о факте ее вручения послами королевы Швеции Кристины во время аудиенции у царя Алексея Михайловича 2 сентября 1647 года. За пространной надписью на каждой вазе-рассольнике следует краткая помета Казны о весе вазы-рассольника на момент вручения царю. Чаша вазы-рассольника украшена чеканным аллегорическим изображением месяца сентября (весы) в виде крестьянина, собирающего яблоки.


04# Ваза-рассольникВаза-рассольник

Германия, Аугсбург, 1616-1620 гг.
Мастер 
Ханс Мерценбах.

Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.
Подарена шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Серебряная чеканная, сплошь позолоченная ваза-рассольник типа таццы, является одной из двенадцати ваз, находившихся в 1640 году в Казне Швеции и включенной в 1647 году в королевский дар. В Музеях Московского Кремля хранятся пять ваз-рассольников из сета. Чаша вазы-рассольника пунцирована и расчеканена ренессансным орнаментом, состоящим из трех полуфигур сирен, чередующихся с тремя сложной формы картушами. Ножка-балясина декорирована тремя чеканными полуфигурами сирен с литыми головками. Ниспадающие драпировки фигур поддерживаются тремя маскаронами.

Подобные предметы использовались для формирования особой архитектоники придворных столов: из рассольников, поставленных друг на друга, выстраивали пирамиды. На оборотной стороне основания вазы-рассольника гравирована кириллицей надпись, сообщающая о факте ее вручения послами королевы Швеции Кристины во время аудиенции у царя Алексея Михайловича 2 сентября 1647 года. За пространной надписью следует краткая помета Казны о ее весе на момент вручения царю, который колеблется от 1 фунта 20 до 1 фунта 43 золотников.


05# Ваза-рассольник «Конфектное дерево»Ваза-рассольник «Конфектное дерево»

Германия, Гамбург, 1633-1644 гг.
Мастер Дитерих Тор Мойе.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.
Подарена шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.


Четырёхъярусная ваза-рассольник «Конфектное дерево» - серебряное, литое, чеканное, частично позолоченное настольное украшение. Его ствол составляют литые незолоченые фигуры: сидящий на бочке Бахус с виноградной гроздью и кувшином, Венера с пламенеющим сердцем в руке, Церера с рогом изобилия и венчающий композицию Купидон с луком и стрелой. Из ствола «прорастают» три изгибающихся, устремленных вверх побега виноградной лозы. Они пронизывают и соединяют четыре тарелки-средника. Основание декорировано литыми незолочеными накладными связками плодов, лежащими в углублениях на подножии ствола. Фигуры не только образуют конструктивный стержень «Конфектного дерева», но и раскрывают аллегорический смысл произведения, соответствующий поговорке: «Любовь мерзнет без пищи и вина».

Это тема часто повторяется в произведениях искусства, откуда заимствовались декоративные мотивы. В описании несохранившегося конфетного дерева (посольства 1655 года) говорится, что «на больших банкетах они служат для украшения стола конфетами и красивыми фруктами». На одной из тарелочек вазы-рассольника гравирована кириллицей краткая помета Казны о ее весе на момент вручения царю – 21 фунт 95 золотников. Разница между первоначальным весом и сегодняшним, составляющая около пятисот граммов, объясняется потерей некоторых деталей украшения.


06# ЧетвертинаЧетвертина

Швеция, Стокгольм, до 1647 г.
Мастер Михель Бек.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.
Подарена шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Серебряная позолоченная четвертина выполнена в форме одиннадцатигранника с навинчивающимися крышками. На одной из граней – гравированное изображение герба шведской династии Ваза под короной, выше – латинские буквы СRS, монограмма королевы Швеции Кристины. Четвертины с одиннадцатью гранями являются редкостью.

Михель Бек уже в 1630 году выполнял заказы двора, а в 1655 году стал придворным златокузнецом. Его произведения отличают строгость и простота формы; их серебряная поверхность сплошь покрыта позолотой; все они украшены государственным гербом с монограммой королевы.

Четвертина вмещает десять кувшинов, что соответствует примерно двадцати шести литрам. Она использовалась для вина; в Швеции ее помещали на сервировочном столе, где кравчий смешивал и разливал вино. По крайней мере, с 1545 года в мастерских цеха оловянщиков предметом, создание которого было обязательным для получения звания мастера, являлась граненая четвертина, вмещавшая четыре «стопы». Эта старая шведская мера объема кувшина составляла 1,3 литра. В церквях Швеции сохранилось много оловянных четвертин. На оборотной стороне дна гравирована кириллицей краткая помета Казны о ее весе на момент вручения царю – 17 фунтов 12 золотников, а также слово КАЗЕННОЕ, то есть относящееся к государственному имуществу.


07# Блюдо-лохань с композицией «Примерение братьев Исава и Иакова»Блюдо-лохань с композицией «Примерение братьев Исава и Иакова»

Германия, Аугсбург, 1644-1647 гг.
Ханс Якоб I Баур.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.
Подарено шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

В центре серебряного литого блюда-лохани – чеканная многофигурная композиция на ветхозаветный сюжет: «Примирение братьев Исава и Иакова». Запечатлен момент дружеского завершения давней вражды, в основе которой лежал спор за первородство и право наследования. Сцена пронизана ощущением сиюминутности происходящего. В лицах и позах многочисленных свидетелей прочитывается целый спектр человеческих чувств: от решимости начать сражение – у одних, до страха перед возможным военным столкновением и готовности к бегству – у других. Квинтэссенция человеческих эмоций выражена мастером в покорном раскаянии Исава и великодушном всепрощении Иакова. Согласно документам посольства, блюдо входило в рукомойный гарнитур и составляло пару с кувшином. Эту великолепную пару можно назвать «декларацией о намерениях». Время создания произведений позволяет предположить, что они были заказаны к особому случаю, каким стало заключение Великим посольством 1647 года Вечного мира с Россией. В результате этой договоренности в дальнейшем Россия и Швеция являлись партнерами в международных делах. Неслучайно для украшения блюда был избран именно этот сюжет из Ветхого Завета, рассказывающий о заключении первого в истории человечества Вечного мира.


08# Кувшин рукомойныйКувшин рукомойный

Германия, Аугсбург, 1644-1647 гг.
Ханс Якоб I Баур.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.
Подарен шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Серебряный литой, частично позолоченный рукомойный кувшин по форме напоминает плод мака. На боковых сторонах кувшина чеканены две женские фигуры. Одна из них – аллегория Надежды – держит на левой руке ловчую птицу, а правой опирается на огромный якорь; другая – аллегория Кротости – изображена с ягненком у ног. В кнорпель-картуше под сливом помещена связка раковин, а под рукой – черепаха с тремя раковинами ахатины и морской улитки. Различными видами пуансона переданы фактура ткани одежд, шерсти животных, оперения птицы и шероховатой поверхности раковин. На плечах кувшина симметрично расположены четыре накладные литые незолочёные фигурки сирен со скульптурными головками. Горло кувшина состоит из шести вогнутых лопастей, на каждой из которых чеканен кнорпель-картуш. Золоченый слив кувшина оформлен в виде массивной головы фантастического чудовища с раскрытым клювом-ртом. Литая фигурная позолоченная ручка – легкая, ажурная, со множеством отростков, один из которых напоминает крылатую гарпию с женским торсом в мягких драпировках и подобной сливу головкой.

Первоначально кувшин имел крышку, которую венчала Афина Паллада со щитом и змеей. Согласно документам посольства, кувшин входил в рукомойный гарнитур и составлял пару с блюдом. При поступлении в Казну блюдо и кувшин взвешивали по отдельности.

На оборотной стороне дна кувшина гравирована кириллицей краткая помета Казны о его весе на момент вручения царю – 14 фунтов 12 золотников. Затем, по-видимому в конце XVII столетия, проставлен вес – 11 фунтов 90 золотников, а также слово КАЗЕННОЕ.


09# Кубок «Рог изобилия»Кубок «Рог изобилия»

Германия, Гамбург, 1633-1635 гг.
Мастер Дитерих Тор Мойе.
Серебро; литье, чеканка, золочение.
Подарен шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Серебряный литой чеканный кубок с огромной чашей выполнен в виде рога изобилия, который покоится на плече богини плодородия Цереры. Подобная форма рога характерна для изделий гамбургских серебряников XVII века. Нижний конец рога высоко поднят и служит своеобразной ручкой сосуда. В гладкой позолоченной поверхности чаши кубка как в зеркале отражается лик богини. Ее левая рука, поднятая вверх, как бы поддерживает рог, в правой руке, почти касающейся левого колена, - золоченый серп.

Златокузнец использовал в качестве прототипа известную в многочисленных копиях скульптуру Джамболоньи «Купальщица», которая в свою очередь восходит к античной скульптуре «коленопреклоненной Венеры», однако немецкий мастер слегка изменил ее трактовку. Церера Дитериха Тор Мойе обнажена, тогда как в работах его собратьев по ремеслу и рисунках художников середины XVI – начала XVII века богиня плодородия одета в пышные антикизированные одежды с тяжелыми складками. Как правило, ее прическа либо составлялась из цветков, колосьев, фруктов, либо по желанию творца превращалась в корзину, наполненную плодами и фруктами. Прическа Цереры в кубке Дитериха Тор Мойе необычна: ее волосы – золоченые колосья – уложены, подобно прическам римских матрон.

На оборотной стороне основания кубка гравирована кириллицей надпись, сообщающая о факте его вручения послами королевы Швеции Кристины во время аудиенции у царя Алексея Михайловича 2 сентября 1647 года. За пространной надписью следует краткая помета Казны о весе кубка на момент его вручения царю – 13 фунтов 72 золотников.


10# Ваза-рассольник – фонтанВаза-рассольник – фонтан

Аугсбург, 1644–1647 гг.
Мастер Иоганн Баптист I Вайнольд.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, пунцирование, золочение.

Ваза-рассольник с литой фигурой Амфиона на дне по форме напоминает цветок кувшинки. В русских описях XVII в. этот предмет назван «взводом водяным», то есть фонтаном. Об этом назначении сосуда свидетельствуют отверстия в его ножке и сохранившиеся детали механизма.

Глубокая круглая чаша фонтана разделена на шесть лопастей, каждая из которых расчеканена кнорпель-картушем. Внутри картушей находятся фигурки крылатых путти-тритонов, резвящихся в морских волнах. Подножие расчеканено чередующимися дельфиньими головами и веерообразными раковинами.

В европейских странах фонтаны с бьющей струей, изливающие воду или вино, были непременным атрибутом парадных столов в эпоху барокко. Подобные произведения также высоко ценились при русском дворе. Как правило, они относились к личной собственности государя или членов его семьи, украшая поставцы их домашних покоев. Фонтан был поднесен в 1647 г. шведским послом Хансом Врангелем царю Алексею Михайловичу.

На оборотной стороне основания вазы рассольника гравирована кириллицей краткая помета Казны о ее весе на момент вручения царю – 6 фунтов 24 золотника, по 10 рублей за 1 фунт.


 
вверх