В 1696 году Петр, в возрасте 24 лет, становится единоличным правителем России, а годом позже на шведский престол взошел пятнадцатилетний Карл XII. В 1699 году в Россию из Швеции было направлено посольство, целью которого стало подтверждение новыми правителями «Вечного мира» между двумя странами. 14 февраля посольство отправилось в путь, и пролегал он в этот раз исключительно вдоль побережья Ботнического залива. Чтобы подчеркнуть значение миссии, двор предоставил посольство парадную королевскую карету.

На роль caputlegationis посольства был назначен профессор-историк, секретарь ведомства по иностранным делам, Юхан Бергенгельм, чему способствовала его специализация по вопросам, связанным с Россией, в том числе торговлей с ней, а также его хорошее знакомство с восточной половиной государства и балтийскими странами. Вторым послом стал Андерс Линденйельм, губернатор Выборга, Нейшлота и Кюмменегордского лена, наместник Выборгского замка, а третьим ­— владевший русским языком асессор Самуэль Эосандер, по получении дворянского титула именовавшийся Йоте.

Интересные данные о расходах посольства 1699 года упоминаются в каталоге шведских даров русским царям Ф.Р. Мартином: опубликованные документы свидетельствуют о значительных суммах, потраченных на  транспортировку многочисленных серебряных даров, на еду и вино, сервиз для собственных нужд посольства, вознаграждение «разным мужикам», поддержание экипажа в должном состоянии. Несмотря на то, что шведы взяли с собой 124 золотых и серебряных подарка общим весом более 135 кг, в Москве они докупили еще серебра, чтобы отблагодарить русских хозяев и мастеров.

Петр I уже в 1695 году начал  модернизацию посольской канцелярии, что нашло свое отражение в свободном стиле его поведения во время визита шведов. Отдельного внимания заслуживает упоминание о том, как царь держал себя на прощальной аудиенции: он был весел, доверителен, приподнимал парики посланников, чтобы посмотреть седые ли они, и пытался напоить их до бесчувствия; сам он был без парика и без короны и расхаживал среди гостивших у него дипломатов в простом коричневом кафтане.

В стокгольмском Государственном архиве хранится рукописный дневник одного из участников посольства Николауса Линделля, из которого можно подчерпнуть забавные детали путешествия и пребывания шведов в Москве. В нем с подробностями расписан торжественный въезд посольства в Нарву 27 марта, упомянуты беспрестанно бушевавшие в Москве пожары, долгое ожидание прибытия царя в столицу. К 13 октября, наконец, приставами был установлен порядок транспортировки драгоценных даров, рассчитано количество людей, участвующих в процессии. Посольство встретили восемнадцать царских карет, запряженных шестеркой лошадей каждая, а послам была предоставлена новая карета из Голландии, обитая красной парчой и бархатом с роскошными цветами. Затем последовали вручение даров и торжественная трапеза. Следующий месяц был посвящен переговорам.

20 ноября состоялась прощальная аудиенция, в завершение которой посол получил «письмо царя в качестве скрепленного печатью залога  Вечного мира, который отныне, с Божьей помощью, обновлен и наипрочнейшим образом утвержден». 27 ноября от царя Петра послам был передан дубовый сундук с суточными деньгами на обратную дорогу, а также за дорогу в Москву и пребывание в ней: 6500 рублей, все «разложенные по маленьким мешочкам». В качестве прощального подарка царю преподнесли большую карету короля, а боярину Головину, возглавлявшему Посольский приказ, — предназначавшихся для нее семь лошадей.

Николаус Линделль завершает свои заметки надеждой на то, что высокие потентаты теперь и впредь станут желать драгоценного мира и любить его, «чтобы мы, их верные подданные, каждый под своей смоковницей, могли бы сожительствовать друг с другом в мире и покое…»

Однако, Петр Великий, после Великого посольства в Европу в 1697-1698 годах, отчетливо понимал необходимость создания собственного порта на Балтийском море. 11 ноября 1699 года был заключен направленный против Швеции альянс между Россией и Польско-Саксонским государством, Дания присоединилась к нему раньше. В 1703 году был захвачен шведский город Ниен, на месте которого Петр I основал Санкт-Петербург, ставший новой столицей. Швеция вскоре навсегда утратит господствующее положение на востоке.

Шведские дары 1699 года оказались последним в XVII веке и самым крупным дипломатическим даром из Швеции. В их число входили серебряные предметы, выполненные немецкими и шведскими мастерами как в немецкой манере, отличавшейся богатым декором, так и в новом, несущем на себе отпечаток французского влияния, стиле позднего барокко с более скромным декором.


01# СтаканСтакан

Стокгольм, 1698 г.  
Юхан Нютцель.
Серебро; чеканка, литье, гравировка.

Двенадцать больших полностью позолоченных, стаканов с крышками разительно отличаются от остальных предметов, привезенных посольством Карла XII, а также от даров, когда-либо привозившихся из Швеции. Строгая простая форма, скромный декор (в данном случае – литая позолоченная шишка с  подножием на розетке на крышке стаканов), доминирование материала – черты, присущие предметам, выполненным в карлинском стиле. Известно, что Ю. Нютцель еще до 1689 года делал совершенно гладкие предметы, в то время как у его современников чаще встречаются пышно расчеканенные изделия в «аугсбургском вкусе».

В ноябре 1699 года А.Д. Меньшиков отобрал в казне и перевез в «поход в Преображенское» двадцать пять предметов из даров Карла XII, в их числе – все стаканы данного сета. К 1885 году в Оружейной палате в Москве сохранилось десять стаканов, два из которых уже тогда не имели крышки. В 1931-1932 годах два стакана были изъяты для продажи в Стокгольме и сегодня хранятся в Северном Музее. В настоящее время в кремлевских собраниях находятся восемь стаканов.     


02# Кувшин рукомойный в виде скульптуры короля Англии Карла I Стюарта на конеКувшин рукомойный в виде скульптуры короля Англии Карла I Стюарта на коне

Аугсбург, 1639-1649 гг.
Давид I Швестермюллер.
Серебро, н/д металл; литье, чеканка, пунцирование, гравировка, золочение.

Серебряный рукомойный кувшин выполнен в виде всадника на вздыбленном коне на высоком основании и четырех ножках. Лицу всадника приданы черты английского короля Карла I Стюарта, образ которого проработан в мельчайших деталях: на нем рыцарский доспех, перевязь-шарф, сапоги со звездчатыми шпорами, шляпа с высокой тульей, широкий воротник с фестончатым краем, палаш у левого бедра. В аугсбургском златокузнечном искусстве середины XVII века подобные кувшины в виде всадника, изображающего европейского монарха или владетельного князя, не были редкостью.  

В литературе кувшины данного типа известны под разными наименованиями: кубки, сосуды для питья или конные статуи. В данном случае практическое назначение изделия явно отступает на задний план, основной является функция настольного украшения.

Путем сравнения описаний предмета и данных о его весе в описях Российской иностранной коллегии удалось установить, что данный кувшин находился в составе даров короля Карла XII в 1699 году.


03# Кувшин рукомойный в виде льва с регалиямиКувшин рукомойный в виде льва с регалиями

Аугсбург, 1670-1673 гг.
Генрих Маннлих.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение.

Серебряный, частично позолоченный,  рукомойный кувшин выполнен в виде стоящего на задних лапах царственного льва в королевской короне со скипетром в одной лапе и несохранившимся щитом в другой. Он был вручен в числе посольских даров царю Петру Алексеевичу послом короля Швеции Карла XII бароном Юханом Бергенхильмом на аудиенции в Грановитой палате 11 ноября 1699 г.

Лев служил олицетворением эпохи блистательных побед короля Швеции Густава II Адольфа, получившего прозвище «Северный Лев», и установления шведского владычества в Европе. В дарах из Швеции часто встречаются изображения льва или фигурные сосуды, выполненные в виде этого величественного зверя.

На чеканном позолоченном основании кувшина, в двух клеймах по бокам изображены фигуры отдыхающих пахаря и пастушки на фоне сельского пейзажа, между которыми чеканены два скрещенных рога изобилия.

Серебряная скульптура, а также фигурные кубки и кувшины, выполненные в виде птиц, зверей и морских обитателей, непременно присутствовали на поставцах во время коронационных торжеств. Сохранились многочисленные воспоминания послов XVII в. с перечислением удивительных и многообразных образцов серебряной скульптуры в сокровищнице русского царя. Эти произведения также часто выставлялись на поставцах в XIX веке.


04# Блюдо «Самопожертвование Марка Курция»Блюдо «Самопожертвование Марка Курция»

Аугсбург, около 1655-1660 гг.
Маттиас I Гельб.
Серебро; чеканка, пунцирование, золочение.

Серебряное чеканное блюдо вместе  с кувшином с ножкой в виде Нептуна составляли в шведском посольском даре 1699 года рукомойный гарнитур, несмотря на то, что изготовлены они были в разное время. Общий вес блюда и кувшина соответствуют весу, указанному в документах XVII века.

В зеркале блюда чеканена композиция «Самопожертвование Марка Курция», в основу которой положена античная легенда о подвиге римского воина, принесшего себя в жертву ради спасения родного города. Некоторые литые детали рельефа не сохранились. Широкий борт блюда украшен пышным кнорпель-декором.  


05# Кувшин рукомойный с ножкой в виде НептунаКувшин рукомойный с ножкой в виде Нептуна

Аугсбург, 1649-1653 гг.
Маттиас I Гельб.
Серебро; чеканка, литье, золочение.

Серебряный рукомойный кувшин выполнен в виде чеканной раковины со скульптурной ножкой, крышкой-листом и высоким основанием. Литая скульптурная ножка кувшина представляет собой фигуру шагающего Нептуна, согнувшегося под тяжестью раковины. Нижняя часть основания, дополненная четырьмя накладными раковинами-ножками, разделена на четыре лопасти, которые декорированы чеканными кнорпель-масками.

Известно, что еще в 1835 году у ног Нептуна находилась фигурка дельфина, а на завершении крышки стоял серебряный «…литой Купидон с вызолоченными волосами». Утрата некоторых декоративных деталей кувшина подтверждается данными об изначальном весе изделия, указанном в дарственных списках. Вместе с блюдом «Самопожертвование Марка Курция» работы того же мастера кувшин составляли в посольском даре 1699 года рукомойный гарнитур.


06# Гарнитур рукомойный – кувшин и блюдоГарнитур рукомойный – кувшин и блюдо

Аугсбург, 1612-1616 гг.
Филипп Эндрес.
Серебро; чеканка, пунцирование, золочение.

Рукомойный гарнитур состоит из серебряных блюда и кувшина с откидной крышкой, украшенных позолоченным пояском как единственным декоративным элементом. В центре гладкого овального блюда – высокий омбелик, размеры которого точно соответствуют размерам основания кувшина. Корпус кувшина имеет стаканную форму, чуть сплющенную по бокам. Его гладкая зеркальная поверхность в средней части разделена позолоченным пояском с напаянными невысокими профилированными валиками, а ручка s-образной формы в средней части декорирована жемчужником.

В отличие от большинства рукомойных пар, служивших украшением интерьера, данный гарнитур был предназначен для использования по прямому назначению. Факт того, что наряду с предметами, специально заказанными и изготовленными для посолького дара 1699 года, было отправлено изделие почти вековой давности, объясняется тем, что гладкое блюдо и кувшин с корпусом шлемовидной формы, сдержанный декор которых состоял из немногочисленных чеканных и позолоченных элементов, снова вошли в моду в поздний карлинский период.      


07# Ваза-рассольникВаза-рассольник

Аугсбург, 1651-1654 гг.
Иеронимус Пристер.
Серебро, н/д металл; чеканка, пунцирование, золочение.

По мнению исследователей серебряная  ваза-рассольник входила в состав сета конфетных чаш с чашей-пирамидой и наливным кувшином в виде римлянина на лошади. Настольные украшения в форме пирамиды часто использовались для сервировки сластей (конфет) в конце застолья.

Широкая чаша рассольника  декорирована двенадцатью спиралевидно-изогнутыми долами, расчеканенными чередующимися позолоченными и незолоченными тюльпанами на длинных стеблях. В центре чаши – золоченый омбелик, обрамленный лавровым венком, на который устанавливался, по всей видимости, наливной кувшин в виде воина на коне. Поверхность высокого основания вазы также разделено на лопасти и  расчеканено цветами. 


08# Настольное украшение в виде воина на конеНастольное украшение в виде воина на коне

Аугсбург, 1655-1660.
Серебро; чеканка, пуансон, литье.

По предположению И.А. Загородней серебряное настольное украшение с корпусом в виде литой фигуры всадника на высоком основании было подарено вместе с блюдом-пирамидой в ряду двенадцати конфетных чаш из посольского дара 1699 года.

Частично позолоченные фигуры воина и коня, декорированные чеканкой и пуансоном, установлены на основании овальной формы, верхняя часть которого расчеканена «землей», а нижняя – пышным цветочным орнаментом.


09# Блюдо-«века» «Пастух со стадом»Блюдо-«века» «Пастух со стадом»

Аугсбург, 1675-1680 гг.
Якоб I Варнбергер.
Серебро; чеканка, золочение.

В зеркале серебряного позолоченного блюда дана чеканная композиция с образами пастуха и пастушки, погоняющих стада баранов и коров. Частично позолоченный борт блюда украшен чеканной пышной цветочной гирляндой. На каждой из двух позолоченных ручек, выполненных в виде широких полумесяцев, чеканены изображения двух матерей с младенцами и детей, играющих на фоне пейзажа. По мнению С. Сильверстольпе использование подобных пасторальных мотивов может являться намеком на библейские сюжеты, такие как бегство в Египет.


10# Блюдо «Венера и Адонис»Блюдо «Венера и Адонис»

Входило в состав сета из восьми блюд с чеканными мифологическими сценами.
Стокгольм, 1698.

Иоган Шенк.
Серебро; чеканка, пунцирование.

Серебряное овальное блюдо с чеканной композицией по мотивам античного мифа о Венере и Адониса – одно из конфетных блюд, входивших в  сет из посольского дара 1699 года. Широкий борт блюда чеканен четырьмя связками плодов, чередующимися с изображениями птиц: трех фазанов и павлина.     

Привезенный шведами сет включал восемь чеканных блюд с мифологическими сценами, составляющих пары и складывающихся в пирамиду, в которой каждый следующий предмет меньше предыдущего. Сегодня в Музеях Московского Кремля находятся шесть блюд из этого сета, в музеях Швеции – два. Еще два блюда работы Иогана Шенка были подарены первым послом.

Для златокузнечного искусства Швеции конца XVIIвека характерно производство такого типа блюд из тонкого листового серебра, украшенных с пышным чеканным декором. Обычно это блюда овальной формы с волнистым краем, широким бортом, расчеканенным плодами, цветами и птицами, и с мифологическими или библейскими сценами в зеркале. Фигурные композиции, определенные прототипы для которых не известны, как правило, изображены на фоне лесного пейзажа или в интерьере.     


11# Кружка в виде дыниКружка в виде дыни

Эльсинор, Дания, 1657-1664 гг. или Пруссия, до 1676.
Виллум Альбертсен?
Серебро; чеканка, литье, гравировка, пунцирование, золочение.

Корпус серебряной, частично позолоченной кружки с откидной крышкой и ручкой выполнен в виде дыни, установленной на трех ножках-гранатах. Поверхность корпуса и крышки разделены на шесть выпуклых дол с золочеными бороздками между ними. Литые детали кружки – ножки, трилистники, завершение ручки в виде позолоченной шишки – обнаруживают черты, характерные для других датских кружек середины XVIIвека.                                                                                                                        

При приеме кружки в казну шведское название дыни – pumpa – по-видимому, было ошибочно воспринято и записано как «помпа», что привело к сомнению в принадлежности предмета шведским дарам.

По мнению С. Сильверстольпе, кружка изготовлена Виллумом Альбертсеном. Атрибуция основана на схожести клейма мастера с клеймом, проставленным на кружке В. Альбертсена, датированной 1658-1659 годами.   


12# ЧетвертинаЧетвертина

Аугсбург, 1651-1654 гг.
Маркс II Шаллер.
Серебро;чеканка, литье, золочение.

Это одна из двух идентичных четвертин, стилизованных под бочонок, которые были привезены в ряду других драгоценных предметов из посольского дара 1699 года.

Позолоченный корпус четвертины, установленный на маленьких ножках, разделен на выпуклые доли, каждая из которых обрамлена картушем и декорирована растительным орнаментом. Фигурные ручки кружки с граненой балясиной в центре закреплены на шарнирах. Внутри, под навинчивающимися крышками, сохранились серебряные пробки.  


13# Подсвечники на квадратном основанииПодсвечники на квадратном основании

Стокгольм, 1698.
Андерс Бенгтссон Старин.
Серебро; чеканка, золочение.

Гладкие, частично позолоченные,   подсвечники из серебра, выполненные в виде четырехгранного каннелированного столбика на квадратном основании, входили в состав посольского дара 1699 года. В Описи Оружейной палаты 1885 года они упоминаются в количестве семи штук. В 1931-1932 годах два подсвечника из семи были проданы на аукционе в Стокгольме, а позднее, в 1977 году, подарены Национальному музею. Первоначально подсвечники были снабжены профитками и весили согласно шведскому и русскому посольским спискам приблизительно на 100 г больше, чем в настоящий момент.

При создании подсвечников мастер заимствовал элементы декора у классической архитектуры с подчеркнутыми вертикальными и горизонтальными линиями. Подобный тип подсвечника получил распространение во Франции, а позднее приобрел популярность и в Англии, и в Нидерландах.


14# ПодсвечникПодсвечник

Стокгольм, 1699.
Иоган Шенк.
Серебро; чеканка, пунцирование, гравировка.

Пара чеканных подсвечников работы И. Шенка были привезены из Швеции в составе посольского дара 1699 года вместе с тремя другими парами подсвечников, выполненных в том же стиле – с витой свечной трубкой, съемной профиткой, на круглом основании на трех ножках, с цветочным чеканным декором.

Витая свечная трубка подсвечника чеканена гирляндой из связок плодов, переплетенных длинными изогнутыми стеблями с листьями аканта. Широкий нависающий борт профитки, тарелка и выпуклая нижняя часть основания на круглых ножках украшены тщательно выполненным чеканным декором из связок плодов, а также птиц, сидящих на ветках и клюющих ягоды.

Подсвечники с витой свечной трубкой типичны как для немецкой школы златоделия, так и для Нидерландов, и Скандинавии второй половины XVIIвека. Эти изделия изготовлены из относительного тонкого листа металла, поэтому слишком пышный чеканный декор на основании и профитке мог повредить подсвечник. Образцом для витых трубок с цветочной гирляндой, выполненной в низком рельефе, послужили бронзовые колонны балдахина Джованни Лоренцо Бернини в соборе Св. Петра в Риме, освященного в 1633 году.


15# СтаканыСтаканы

Стокгольм, 1676-1698 гг.
Юстинус Иоганнес фон Илен.
Серебро; филигрань, золочение.

Цилиндрический корпус серебряных золоченых стаканов покрыт тончайшим филигранным декором, в основе которого лежат флоральные мотивы: пышная листва, накладные многолепестковые розетки с напаянными завершениями в центре. Гладкая позолоченная, чуть выпуклая крышка каждого из стаканов завершена гладким литым шариком и украшена филигранной сорочкой с небольшим гладким отогнутым краем.

Благодаря данным, обнаруженным И.А. Загородней в ранее неизвестных документах, были определены вес и размеры шестнадцати филигранных стаканов из посольского дара 1699 года. Из письма А.Д. Меньшикова, содержащего список из двадцати пяти предметов, отобранных им в Казне из дара Карла XIIи перевезенных им в Преображенский дворец, следует, что взято было двенадцать из шестнадцати филигранных стаканов, а также указаны их вес и размеры. Эти сведения позволяют установить, что два больших и два маленьких стакана вместе с парой филигранных коробочек остались в Казне. Большие стаканы были проданы в 1931-1932 годах в Стокгольме частному коллекционеру. Стаканы меньших размеров работы Ю.И. фон Илена, оставшиеся в кремлевском собрании, могут на основании сведений об их весе быть включены в дар 1699 года. 


16# Коробочка туалетная филигранная (чарка с крышкой)Коробочка туалетная филигранная (чарка с крышкой)

Стокгольм, 1691.
Фердинанд Зель Старший.
Серебро; литье, чеканка, филигрань, золочение.

Круглая чеканная туалетная коробочка на шариках-ножках, по описям называемая «чаркой с крышкой», была привезена в составе посольского дара 1699 года вместе с филигранной коробочкой работы И. Шенка, выполненной в таком же стиле.

На золоченые корпус и крышку коробочки надета незолоченая филигранная сорочка из переплетающихся серебряных нитей, образующих многолепестковые цветы с шариком зерни в середине, листочки и завитки. Края филигранного узора завершаются витым накладным позолоченным жгутиком. По бокам коробочки – вертикальные литые ручки-завитки. В центре крышки закреплена многослойная филигранная розетка, внутри крышки, в центре, – незолоченый филигранный репеек.   


17# Блюдо-«века» «Осень»Блюдо-«века» «Осень»

Аугсбург, 1680-1685.
Маркс Вайнольд.

В центре серебряного овального блюда чеканена аллегорическая композиция «Осень», изображающая путти с плодами и виноградом. Борт блюда также украшен образами путти и пышным флоральным декором. Позолоченные ручки, выполненные в виде лепестков, украшены чеканными цветочными букетами.

Блюдо было подарено царю Петру I вторым и третьим послами из посольства Швеции в 1699 году.    


18# Стакан на шариковых ножках с крышкойСтакан на шариковых ножках, с крышкой

Стокгольм, 1697 г.
Рудольф Виткопф.
Серебро; чеканка, литье, пуансон, золочение.

Корпус серебряного стакана украшен высокорельефной чеканкой в виде крупных цветов на изогнутых стеблях с листвой, «закручивающих» по спирали.  Чеканка цветочного орнамента дополнена пунцированием. Нижняя часть стакана и их венец – гладкие позолоченные. Поверхность крышек украшена пышной незолоченой гирляндой из цветов и листьев. В центре каждой крышки – литой позолоченный шарик на маленькой ножке, ввинченной в плоскую позолоченную пластину.


 
вверх