С 1660 по 1672 год Швецией управляло регентское правительство, поскольку наследнику престола, будущему королю Карлу ХI, к моменту кончины его отца Карла Х Густава исполнилось лишь пять лет. Посольство 1662 года, следовательно, направлялось в Россию регентским правительством для подтверждения заключенного годом раньше Кардисского мира. Дорого обошедшаяся война Карла Х Густава ослабила экономическое положение Швеции и нанесла урон королевской серебряной сокровищнице, поэтому дар 1662 года оказался менее впечатляющим, чем предыдущие подношения.

Посольство возглавлял государственный советник барон Бенгт Хурн (1623-1678), губернатор Эстляндии. Вторым послом был Юхан Хастфер (1608-1674), ландрат Эстляндии, третьим послом – секретарь Ревельского генерал-губернаторства Андреас Вальвик.      

На этот раз дипломатическую миссию сопровождало меньшее число секретарей, врачей, толмачей и камер-юнкеров, которые на этот раз получали и меньшее жалованье, но суммы, выделенные на карманные расходы и подношения, оставались прежними.

Количество предметов в сравнении с прежними дарами также было меньшим – тридцать предметов, но один отличался редким великолепием – фонтан работы гамбругского мастера Петера Ора I. Его вес составил почти 25 кг. Среди шведских дипломатических подношений 1662 года не было произведений с так называемым «личностным подтекстом», которые могли бы способствовать поднятию  авторитета короля-дарителя.

Герман Флемин, занимавший тогда должность государственного казначея регентского правительства, как и прежде, продал серебро Казне и для этого посольства, в том числе двадцать четыре вазы-рассольника, восемнадцать из которых были посланы в Россию. В дар вошли и пять кубков, упомянутых в Описи серебра королевы Кристины, составленной 30 декабря 1660 года. От дара Шведского посольства 1662 года царю Алексею Михайловичу в собрании Музеев Кремля сохранилось восемнадцать предметов, и все они были изготовлены в Гамбурге.

Аудиенция в Кремле состоялась 24 февраля 1662 года.


1# КубкиКубки

Гамбург, 1648-1654 гг.
Кристиан Мундт II.  
Серебро; чеканка, литье, золочение.
Подарены шведским королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу. 

Чеканные серебряные кубки с чашами колокольчатой формы и фигурными ножками помещены на высокое основание.  Чеканные изображения дополнены гравировкой и пунцированием.       

Ножки кубков составлены из вазы, украшенной тремя литыми ажурными дужками и гладкой втулки, завершенной литыми резными незолочеными травками под чашей кубка; этот мотив зеркально повторен в подножии.

Крышка имеет широкий гладкий нависающий край и завершается  композицией, выполненной в виде пышного цветочного букета.

На оборотной стороне основания одного кубка сохранилась полустертая чернильная надпись  кириллицей, а на одной из буклей основания и оборотной стороне основания – гравированная надпись кириллицей о его весе – 10 фунтов 81 золотник. На оборотной стороне основания второго кубка гравировано кириллицей число – 1637 (возможно, год или номер по какой-либо описи Казны), а также вес – 10 фунтов 12 золотников и слова С КРОВЛЕЮ, то есть с крышкой.  


2# Настольный фонтанНастольный фонтан

Гамбург, 1649-1652 гг.  
Мастер Петер 
Ор . 
Серебро, металл недрагоценный; чеканка, литье, золочение.
Подарены шведским королем Карлом XI царю Алексею Михайловичу. 

В 1662 году  Москву посетил  шведский посол Бенгт Хурн.   Русскому  царю Алексею Михайловичу  было привезено роскошное настольное украшение – грандиозный, ныне единственный в мире,  серебряный настольный фонтан гамбургского мастера Петера I Ора.        

Между  двумя разновеликими сферами, символизирующими земной океан и небесный свод, расположен каскад бассейнов. Фонтан включает в себя три яруса блюд и тарелочек, заключенных между двумя разновеликими гладкими полыми позолоченными шарами, с литыми скульптурами, на четырех фигурных ножках.  Фонтан  украшают скульптуры драконов, китов и гениев славы.      

Фонтан покоится на ножках, которые отличаются редкой пластичностью. Программа фонтана раскрывает тему борьбы двух стихий: воды и огня. Их противоборство выражено в основании – нижнем шаре, символизирующем Океан, и завершении – аллегории Огня в образе Зевса, парящего на орле над небесной сферой.

Механизм фонтана не дошел до наших дней, судя по сохранившимся  отверстиям, он имел сложную конструкцию: ароматное вино из молний в руках бога-громовержца изливалось на фрукты, в изобилии  лежащие  на тарелках-раковинах золочёной вазы.

На одной из тарелочек гравированы кириллицей дата  –  1676 (год составления описи Казны) и вес – 1 пуд 11 фунтов 18 золотников.


 
вверх